В связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации 2 апреля 2002 года постановления N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" по жалобам заявителей А.Г.Злобина и Ю.А.Хнаева полагаем необходимым сообщить следующее.
Предметом рассмотрения в настоящем деле явились установления законов Красноярского края и Корякского автономного округа, касающиеся оснований и порядка отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что досрочное прекращение полномочий указанных выборных лиц в результате процедуры их отзыва правомерно, если такая возможность будет предусмотрена в уставах муниципальных образований, а сами процедура и порядок отзыва урегулированы в соответствующем законе субъекта Российской Федерации. При этом не исключается возможность установления таких процедуры и порядка также в уставах муниципальных образований в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации (статья 12, статьи 130 и 131, часть 1) и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (подпункт 9 пункта 1 статьи 8, пункт 5 статьи 18, статья 48).
Из указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законы, регулирующие процедуру отзыва на муниципальном уровне, должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления.
Вместе с тем право муниципальных образований вводить конкретный порядок и условия отзыва выборных лиц предполагает недопустимость искажения смысла выборов. Облегченная процедура отзыва, которая может привести к злоупотреблениям его использования, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций выборной публичной власти.
Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в его постановлениях от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 24 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" применительно к отзыву депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, распространяется, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года, и на институт отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
В указанных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил конституционность института отзыва вышеназванных выборных лиц, возможность его введения федеральным законодателем в порядке статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации и законодателем субъекта Российской Федерации при наличии четких правовых оснований, при которых депутат, высшее должностное лицо могут быть отозваны.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года отмечается и то, что на всех этапах осуществления отзыва выборных лиц органов местного самоуправления как самими органами местного самоуправления, так и отзываемым выборным должностным лицом, а также избирателями может быть использовано право на судебную защиту. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством могут быть оспорены и сами законы, примененные или подлежащие применению в связи с осуществлением процедуры отзыва.
Основаниями для отзыва могут быть действия или бездействие отзываемого выборного должностного лица, ставящие под сомнение доверие к нему населения. Однако такие действия или бездействие, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года, должны быть реальными и зависеть от воли отзываемого лица, а не выражать лишь общую негативную оценку его деятельности без обоснования подлежащими проверке фактами.
Во избежание необоснованного отзыва и, прежде всего, произвольного вынесения на голосование вопроса об отзыве Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость обеспечения следующих условий:
- обязательное информирование отзываемого лица представительным органом местного самоуправления, комиссией по отзыву, а также инициаторами отзыва о времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве;
- предоставление лицу возможности дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва;
- в поддержку начала процедуры отзыва должно быть собрано не меньше число подписей, чем требуется при выдвижении на выборах;
- за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.
Предлагаем организовать работу по доведению до сведения избирательных комиссий муниципальных образований и территориальных избирательных комиссий содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П, разъяснению его основных положений.
Председатель |
А.А. Вешняков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 7 мая 2002 г. "Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации"
Текст письма опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2002 г., N 5