Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2002 г. "Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации"

Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2002 г.
"Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации"


18 июня 2002 года в "Российской газете" опубликовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П от 11 июня 2002 года по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда.

Указанное постановление содержит ряд правовых позиций, связанных с вопросами отмены регистрации кандидатов, снятия зарегистрированными кандидатами своих кандидатур, возможности проведения повторного голосования по одной кандидатуре, которые необходимо учитывать как в практической работе, так и в подготовке предложений по совершенствованию законодательства о выборах.

При этом следует учитывать, что рассмотренный Конституционным Судом Российской Федерации Федеральный закон от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ (в редакции федеральных законов от 30.03.1999 N 55-ФЗ и от 10.07.2001 N 89-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) утрачивает силу в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 80 нового Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

В связи с изложенным обращаем внимание на следующее.

Конституционным Судом Российской Федерации пункт 1 статьи 64 Федерального закона N 124-ФЗ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им закрепляется сама возможность отмены (аннулирования) регистрации кандидата, в том числе перед повторным голосованием. Соответствующие положения содержатся в статье 76 и пункте 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.

Конституционным Судом Российской Федерации пункт 1 статьи 64 Федерального закона N 124-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой на его основании избирательная комиссия вправе принимать решение об отмене регистрации кандидата в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства. Федеральный закон N 67-ФЗ (пункт 3 статьи 76) предусмотрел исключительно судебную отмену регистрации кандидата в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства.

Вместе с тем необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в пункте 4.2 мотивировочной части рассматриваемого постановления, в соответствии с которой регистрация кандидата в данной ситуации может быть признана отмененной только в случае вступления решения суда в законную силу. Это особенно важно принимать во внимание в случаях отмены регистрации кандидатов в дни, предшествующие дню голосования (согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ такое решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования).

Конституционный Суд Российской Федерации специально указал, что конституционно-правовой смысл пункта 1 статьи 64 Федерального закона N 124-ФЗ, выявленный в рассматриваемом постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование правоприменителем.

Конституционным Судом Российской Федерации пункт 11 статьи 32 Федерального закона N 124-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он не позволяет кандидату перед голосованием, в том числе повторным, снять свою кандидатуру по вынуждающим обстоятельствам, если до дня голосования осталось менее чем три дня, а также исключает возможность того, чтобы кандидат, включенный без его согласия в число кандидатур для повторного голосования вместо выбывшего кандидата, снял свою кандидатуру, если решение избирательной комиссии о передаче ему места выбывшего кандидата принимается с наступлением указанного трехдневного срока. Положение, аналогичное пункту 11 статьи 32 Федерального закона N 124-ФЗ, содержится в пункте 27 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, которое, на наш взгляд, не следует расценивать как носящее абсолютный характер, в связи с чем в федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что указанный трехдневный срок не распространяется на снятие кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим к тому обстоятельствам.

Кроме того, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено получение письменного согласия кандидата на проведение повторного голосования по его кандидатуре в случае выбытия кандидата, по которому ранее было назначено повторное голосование.

Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 3 статьи 59 Федерального закона N 124-ФЗ не противоречащим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им закрепляется возможность проведения повторного голосования по одной кандидатуре, если это предусмотрено соответствующим федеральным законом, и не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в которой им допускается возможность посредством закона субъекта Российской Федерации устанавливать запрет на проведение повторного голосования в случае, если в избирательном бюллетене на день повторного голосования останется только один кандидат.

Таким образом, снятие одним из кандидатов своей кандидатуры после назначения повторного голосования не может влечь срыв выборов.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, что и предусмотрено пунктом 32 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

Вместе с тем из правовых позиций Конституционного Суда следует, что проведение повторного голосования в случае, если за совершение правонарушений отменена регистрация кандидата, который на общих выборах получил весьма значительный по сравнению с другими кандидатами процент голосов избирателей, ставит под сомнение легитимность выборов. Однако механизм назначения в этом случае новых выборов должен быть урегулирован федеральным законодателем (пункты 4.1 и 4.3 мотивировочной части рассматриваемого постановления).

Кроме того, не может проводиться повторное голосование, а выборы должны быть признаны несостоявшимися, если на общих выборах в избирательный бюллетень были включены лишь два кандидата и ни один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей (пункт 6 мотивировочной части рассматриваемого постановления). Соответствующая норма содержится в абзаце третьем пункта 1 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ.

В пункте 4 резолютивной части рассматриваемого постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит внести необходимые изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом указанного постановления. Следует отметить, что содержащиеся в постановлении правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации уже отражены в Федеральном законе N 67-ФЗ. Однако некоторые положения этого Федерального закона нуждаются в уточнении, и в настоящее время в ЦИК России готовятся необходимые предложения с учетом мнения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем обращаем ваше внимание на то, что и в настоящее время в правоприменительной практике необходимо учитывать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в целях обеспечения легитимности проводимых в Российской Федерации выборов.


Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

А.А. Вешняков



Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 1 июля 2002 г. "Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации"


Текст письма опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2002 г., N 5


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.