Письмо Минобразования РФ от 3 июня 2002 г. N 18-52-1146ин/18-28 О рекомендациях "О специализациях по специальностям среднего педагогического образования"

Письмо Минобразования РФ от 3 июня 2002 г. N 18-52-1146ин/18-28


В связи с введением в действие с 1 сентября 2002 г. нового поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля (приказ Минобразования России от 16.05.02 N 1799) Управление среднего профессионального образования Минобразования России подготовило и направляет для практического применения рекомендации "О специализациях по специальностям среднего педагогического образования".


Первый заместитель министра

А.Ф. Киселев


Рекомендации
"О специализациях по специальностям среднего педагогического образования"


В связи с введением в действие с 1 сентября 2002 г. нового поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля (далее - Гостребования) (приказ Минобразования России от 16.05.02 N 1799) и в целях установления единых требований при открытии специализаций по специальностям среднего педагогического образования Министерство образования Российской Федерации предлагает руководствоваться следующим.

1. Специализация является частью профессиональной образовательной программы по специальности, в рамках которой она создается, и направлена на получение углубленных профессиональных знаний в различных областях деятельности по профилю специальности. В отличие от программы дополнительной подготовки специализация предусматривает узкоспециализированную подготовку, которая обеспечивает только углубление содержания образования в рамках цикла предметных дисциплин.

Программа дополнительной подготовки является составной частью профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня, которая связана либо с углублением содержания образования и формируется на основе более глубокого освоения общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественно-научных, общепрофессиональных и предметных дисциплин по данной специальности, либо с расширением содержания образования, обеспечивающего овладение знаниями и умениями в иной области знания.

2. Специализации могут быть открыты в рамках специальностей, реализуемых как на базовом, так и на повышенном уровнях среднего педагогического образования.

3. Образовательное учреждение на одну учебную группу может вводить одну-две специализации по каждой реализуемой специальности.

4. По специальности 0309 Технология специализации предусмотрены в Гостребованиях и являются частью содержания федерального компонента профессиональной образовательной программы. В Гостребованиях определены наименование специализаций, требования к знаниям и умениям выпускников по специализациям, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Образовательное учреждение выбирает специализацию из предложенного перечня.

5. По специальностям 0307 Физическая культура, 0310 Музыкальное образование, 0311 Изобразительное искусство и черчение, 0312 Преподавание в начальных классах, 0313 Дошкольное образование, 0317 Педагогика дополнительного образования Гостребованиями установлен только объем времени, отводимый на специализацию, который составляет 250 часов. Минобразованием России определен перечень специализаций (приложение). Образовательное учреждение выбирает специализацию из предложенного перечня, самостоятельно определяет требования к знаниям и умениям выпускников по специализации, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Если предложенные наименования специализаций не соответствуют запросам региона, то образовательное учреждение имеет право вводить новую специализацию по согласованию с Минобразованием России. Порядок открытия новой специализации осуществляется в соответствии с п.7 данных рекомендаций.

6. По специальностям 0301 Математика, 0302 Русский язык и литература, 0304 История, 0314 Социальная педагогика, 0324 Информатика специализации не предусмотрены Гостребованиями. В рамках этих специальностей специализации могут быть открыты по согласованию с Минобразованием России. Образовательное учреждение самостоятельно определяет наименование специализации, требования к знаниям и умениям выпускников по специализации, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Объем времени, отводимый на специализацию может складываться из времени, отводимого на дисциплины по выбору цикла "Дисциплины предметной подготовки", времени, отводимого на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента и резерва времени образовательного учреждения и должен составлять не менее 250 часов. Порядок открытия новой специализации осуществляется в соответствии с п.7 данных рекомендаций.

7. По специальностям 0303 Иностранный язык, 0307 География, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература специализации не предусмотрены Гостребованиями. Минобразованием России определен перечень специализаций (приложение). Образовательное учреждение выбирает специализацию из предложенного перечня, самостоятельно определяет требования к знаниям и умениям выпускников по специализации, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение. Если предложенные наименования специализаций не соответствуют запросам региона, то образовательное учреждение имеет право вводить новую специализацию по согласованию с Минобразованием России. Объем времени, отводимый на специализацию может складываться из времени, отводимого на дисциплины по выбору цикла "Дисциплины предметной подготовки", резерва времени образовательного учреждения, перераспределения объема часов в пределах 10%, отводимых на циклы дисциплин, и должен составлять не менее 250 часов. Порядок открытия новой специализации осуществляется в соответствии с п.7 данных рекомендаций.

8. Порядок открытия новой специализации. Открытие новых специализаций по специальностям среднего педагогического образования осуществляется Минобразованием России по предложениям органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.

Образовательное учреждение представляет в Минобразование России комплект документов, включающий в себя:

ходатайство органа управления образованием субъекта Российской Федерации с обоснованием необходимости открытия новой специализации;

заявление директора образовательного учреждения об открытии новой специализации;

выписку из протокола решения Совета образовательного учреждения об открытии новой специализации;

наименование новой специализации;

основные требования к знаниям и умениям выпускника по новой специализации;

перечень дисциплин, минимум содержания обучения по каждой дисциплине и объем времени, отводимый на их освоение.

Минобразование России после рассмотрения представленных документов готовит заключение о возможности открытия новой специализации, которое оформляется письмами в адрес органа управления образованием субъекта Российской Федерации и в адрес образовательного учреждения.


Приложение


Номер и наименование
специальностей
Номер и наименование специализаций
1 2
0303 Иностранный
язык
030301 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
030302 Деловой иностранный язык
0305 География 030501 Краеведение и экскурсионная работа
050302 Организация туристической работы
030503 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
030504 Развитие детей и подростков средствами
экологического воспитания
0307 Физическая
культура
030701 Физическое воспитание детей в дошкольных
учреждениях
030702 Оздоровительный массаж
030703 Организация спортивных мероприятий
030704 Спортивно-массовая работа
030705 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
030706 Виды спорта
030707 Национальные виды спорта
030708 Организация физкультурно-оздоровительной
работы
030709 Организация туристической работы
0310 Музыкальное
образование
031001 Инструментальное исполнительство
031002 Фольклорное творчество
031003 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
031004 Пение
031005 Хоровое дирижирование
031006 Теория музыки
031007 Музыкальное искусство эстрады
031008 Мировая художественная культура
031009 Ритмика и хореография
031010 Организация детского музыкального оркестра
0311 Изобразительное
искусство и черчение
031101 Изобразительная деятельность в дошкольных
учреждениях
031102 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
031103 Живопись
031104 Скульптура
031105 Декоративно-прикладное искусство
031106 Народные промыслы
0312 Преподавание в
начальных классах
031201 Экологическая культура детей младшего
школьного возраста
031202 Краеведение
031203 Изобразительная деятельность детей младшего
школьного возраста
031204 Ритмика и хореография
031205 Музыкальное воспитание детей младшего
школьного возраста
031206 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
031207 Валеология
031208 Физическое воспитание детей младшего
школьного возраста
031209 Трудовое воспитание детей младшего
школьного возраста
031210 Развивающие системы обучения
031211 Театрально-игровая деятельность
031212 Организация воспитательной работы в
учреждениях интернатного типа
031213 Домоводство
031214 Речевое развитие детей младшего школьного
возраста
0313 Дошкольное
образование
031301 Краеведение
031302 Развитие детей средствами изобразительной
деятельности
031303 Ритмика и хореография
031304 Музыкальное воспитание детей дошкольного
возраста
031305 Физическое воспитание детей дошкольного
возраста
031306 Трудовое воспитание детей дошкольного
возраста
031307 Развитие естественно-научного представления
у детей дошкольного возраста
031308 Социальное развитие детей дошкольного
возраста
031309 Эстетическое развитие детей дошкольного
возраста
031310 Театрально-игровая деятельность
031311 Речевое развитие детей дошкольного возраста
031312 Развитие детей дошкольного возраста по
методу М.Монтессори
031313 Развитие детей в условиях кратковременного
пребывания в дошкольном образовательном учреждении
0317 Педагогика
дополнительного
образования
031701 Организация детского движения
031702 Организация культурно-досуговых мероприятий
031703 Техническое моделирование
031704 Компьютерные технологии
031705 Ритмика и хореография
031706 Музыка
031707 Изобразительное искусство и дизайн
031708 Сценическое и экранное искусство
031709 Развивающие системы обучения
031710 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
031711 Отдельные виды спорта
031712 Национальные виды спорта
031713 Экологическая культура детей и подростков
031714 Валеология
031715 Краеведение
031716 Организация туристической работы
0320 Коррекционная
педагогика в
начальных классах
032001 Русская народная культура
032002 Развитие детей средствами изобразительной
деятельности
0321 Родной язык и
литература
032101 Организация воспитательной работы во
внеурочное время
032102 Фольклорное творчество
032003 Краеведение
032004 Национальная литература
032005 Изобразительная деятельность детей
школьного возраста


Письмо Минобразования РФ от 3 июня 2002 г. N 18-52-1146ин/18-28


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2002 г., N 14, в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 2002 г., N 11 (текст рекомендаций)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.