Письмо Минобразования РФ от 20 марта 2002 г. N 30-55-181/16 "О направлении Рекомендаций по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования"

Письмо Минобразования РФ от 20 марта 2002 г. N 30-55-181/16
"О направлении Рекомендаций по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования"


Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в практической деятельности Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Телефоны для справок: 924-18-48, Кучер Наталия Ивановна, 924-19-61, Зинина Галина Ивановна (Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи).


Заместитель министра

Е.Е. Чепурных


Рекомендации
по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования


1. Общие положения


1.1. Настоящие рекомендации направлены на оказание содействия в организации внеучебной деятельности со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее - вуз) совместно с общественными студенческими организациями.

1.2. Внеучебную деятельность в вузе осуществляют проректор или иное должностное лицо, определенное ректором, отдел по внеучебной работе со студентами или иное подразделение вуза, определенное ректором, другие структурные подразделения внеучебной работы в вузе: культурно-просветительные и спортивные комплексы, информационные службы и редакции средств массовой информации, вузовские и межвузовские объединения и центры, положения которых предусматривают внеучебную воспитательную деятельность со студентами.

1.3. В своей деятельности проректор или иное должностное лицо, определенное ректором, отдел по внеучебной работе со студентами или иное подразделение вуза, определенное ректором, другие структурные подразделения внеучебной работы в вузе руководствуются Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ, уставом вуза, положениями об отделе по внеучебной работе, о кураторе академической группы и др., решениями ученого совета, приказами и распоряжениями ректора, касающимися внеучебной работы в вузе.


2. Цели и задачи внеучебной работы со студентами


2.1. Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения.

2.2. Формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе.

2.3. Создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время.

2.4. Создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды.


3. Направления внеучебной работы со студентами


3. 1. Основные направления внеучебной работы:

проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприятий, организация досуга студентов;

создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам;

организация гражданского и патриотического воспитания студентов;

организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;

работа по обеспечению вторичной занятости студентов (трудовой, социально значимой);

организация научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время;

проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи;

пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

содействие работе студенческим общественным организациям, клубам и объединениям;

информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации;

научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности;

создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы;

развитие материально-технической базы и объектов, предназначенных для организации внеучебных мероприятий.

3.2. Основные направления внеучебной работы определяются вузом.


4. Организация внеучебной работы со студентами


Внеучебная работа в вузе реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры и иных структурных подразделений вуза.


На уровне вуза


4.1. Координацию внеучебной работы в вузе осуществляет проректор по внеучебной работе или иное должностное лицо, определенное ректором.

4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в вузе могут быть созданы советы или комиссии по внеучебной работе со студентами. К таким направлениям можно отнести:

- научно-исследовательская работа студентов;

- деятельность общежития или студенческого городка;

- профилактика правонарушений;

- профилактика наркомании и ВИЧ-инфекций;

- взаимодействие с общественностью и СМИ;

- экспортно-художественная деятельность;

- деятельность школы кураторов и др.

4.3. Советы и комиссии осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.


На уровне факультета


4.4. Для координации и организации внеучебной работы на факультете могут быть назначены:

- заместители декана по внеучебной работе - из числа профессорско-преподавательского состава;

- помощник декана по внеучебной работе - из числа сотрудников факультета, имеющих высшее профессиональное образование.

4.5. Заместители (помощники) декана по внеучебной работе назначаются и освобождаются в соответствии с законодательством о труде.

4.6. Заместители (помощники) декана по внеучебной работе подотчетны декану факультета и входят в состав совета по внеучебной работе вуза.

4.7. Основные функции заместителя декана (помощника) по внеучебной работе:

- формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций вуза;

- организация работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни;

- информационное обеспечение студентов и сотрудников факультета через информационные стенды, факультетскую прессу и другие средства информации;

- организация работы кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации внеучебной работы на факультете;

- организация внеучебного процесса, связанного с художественно-творческой деятельностью студентов, проведение смотров-конкурсов на факультете;

- организация работы по первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

- совместно с заместителями декана по научной работе организация научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время;

- внедрение в практику внеучебной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

- проведение анализа и контроля внеучебной работы, проводимой на факультете, распространение передового опыта работы других факультетов и вузов;

- организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия студентов факультета в мероприятиях, проводимых городскими (областными и т.п.) структурами по работе со студенческой молодежью;

- содействие в работе профсоюзной студенческой организации факультета, других общественных организаций, клубов и объединений;

- подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни факультета согласно утвержденным положениям о проведении мероприятий;

- осуществление взаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско-преподавательским составом кафедр факультета по организации внеучебной работы.


На уровне кафедры


4.8. Для координации и организации внеучебной работы на кафедрах могут быть назначены помощники заведующего кафедрой по внеучебной работе из числа профессорско-преподавательского состава, основные функции которых соответствуют пункту 4.7 настоящих Рекомендаций.

4.9. Для организации внеучебной работы с академической группой на основании распоряжения декана по представлению заведующего выпускающей кафедрой закрепляются функции куратора академической группы, организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе, прикрепленном к академической группе.

Основными направлениями работы куратора являются:

- знакомство студентов с организацией учебного процесса, уставом вуза, правилами проживания в общежитии, правилами внутреннего распорядка вуза, правами и обязанностями студентов;

- создание организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию актива группы;

- работа по адаптации студентов в новой системе обучения;

- создание атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;

- оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;

- информирование заведующего кафедрой, преподавателей кафедры об учебных делах в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов.



Письмо Минобразования РФ от 20 марта 2002 г. N 30-55-181/16 "О направлении Рекомендаций по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", август 2002 г., N 17, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2002 г., N 14


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.