Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (утв. Минобразованием РФ 8 мая 2001 г.)

Государственные требования
к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной
квалификации "Преподаватель высшей школы"
(утв. Минобразованием РФ 8 мая 2001 г.)


ГАРАНТ:

Настоящие Государственные требования введены в действие с 7 февраля 2002 г. приказом Минобразования РФ от 24 января 2002 г. N 180


1.1. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.

1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании".

1.4. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 1080 часов.

1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности, включающих:

- реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;

- разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;

- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;

- проведение исследований частных и общих проблем ВПО.


2. Требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить дополнительную
профессиональную образовательную программу для получения дополнительной
квалификации "Преподаватель высшей школы"


К освоению программы допускаются:

2.1. Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры.

2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.

2.3. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно-педагогической деятельности не менее 2 лет.


3. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по дополнительной профессиональной образовательной программе
для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"


Преподаватель высшей школы должен знать:

- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;

- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;

- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

Преподаватель высшей школы должен уметь:

- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;

- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;

- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;

- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;

- основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);

- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;

- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;

- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;

- методами эмоциональной саморегуляции;

- деловым профессионально-ориентированным иностранным языком.


4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель высшей школы"


Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Кол-во
часов
ОП.02. Общепрофессиональные дисциплины 320
ОП.01. Психология человека:
общая психология: объект и предмет психологии;
основные этапы развития психологии как науки;
основные разделы и методы психологии; психика,
поведение и деятельность; общее и индивидуальное в
психике человека; психология личности и социальная
психология: психология развития; межличностное
общение, жизненный путь личности; личностный и
профессиональный рост; мотивация познания и
обучения
60
ОП.02. Педагогика:
предмет педагогики; цели образования и воспитания;
педагогический идеал его конкретно-историческое
воплощение; средства и методы педагогического
воздействия на личность; общие принципы дидактики и
их реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно-психологические и идейные
взаимоотношения поколений; семейное воспитание и
семейная педагогика; межличностные отношения в
коллективе; нравственно-психологический образ
педагога, формирование педагогического мастерства
60
ОП.03. История, философия и методология соответствующей
области науки (по программе кандидатского минимума
по соответствующей отрасли наук)
100
ОП.04. Информационные технологии в науке и образовании:
аппаратные и программные средства в новых
информационных технологиях; технические средства
ЭВМ; операционная система; пути развития
информационных систем; обработка текстов; машинная
графика; особенности разработки прикладных
программ; программная документация; электронные
таблицы; базы данных; примеры баз данных
учебно-методического назначения; экспертные
системы; представление знаний, примеры экспертных
систем соответствующей научной области; локальные и
глобальные компьютерные сети, телекоммуникации;
технологии дистанционного образования
100
СП.00. Специальные дисциплины 520
СП.01. Дополнительные психолого-педагогические дисциплины
по психологии и педагогике высшей школы (конкретный
перечень определяется образовательным учреждением):
- основные достижения, проблемы и тенденции
развития отечественной и зарубежной психологии и
педагогики высшей школы; биологические и
психологические основы развития и обучения;
психологические особенности юношеского возраста;
психологические основы проектирования и организации
ситуаций совместной продуктивной деятельности
преподавателя и студентов; развитие личности
студентов в процессе обучения и воспитания;
движущие силы, условия и механизмы развития
личности; личность и коллектив; функционирование
малых социальных групп;
- психологические закономерности структурирования
предметно-содержательного знания и системной
организации учебных задач; систематика учебных и
воспитательных задач (по дисциплине); методология
научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и
творческой деятельности в научном познании;
взаимосвязь интуитивного, неосознанного и
сознательного в научном творчестве; социальные и
индивидуально-психологические мотивы научного
творчества; проблемы нравственной оценки
результатов научного творчества; методы развития
творческой личности в процессе обучения и
воспитания; психологические проблемы формирования
профессионализма (в научном направлении); системный
подход к исследованию педагогических явлений и
процессов; структура и методы
психолого-педагогических исследований; пути
формирования педагогического мастерства
60
СП.02. Технологии профессионально-ориентированного
обучения:
- виды учебной деятельности преподавателя в вузе:
лекции, семинары, практикумы и практики, их общие и
частные цели; содержание, методы и средства
обучения каждого вида занятий и примеры их
реализации; методические и технологические проблемы
современной дидактики высшей школы (на примере
конкретной дисциплины);
- основы научно-методической работы: методы и
примеры методической проработки
профессионально-ориентированного материала;
трансформация, структурирование и психологически
грамотное преобразование научного знания в учебный
материал и его моделирование на конкретных
примерах;
- основы учебно-методической работы: методы и
приемы составления задач, упражнений, тестов по
различным темам, систематика учебных и
воспитательных задач; отбор и структурирование
информации на материале конкретной дисциплины;
использование различных заданий как инструмента
диагностики и метода формирования нового знания по
дисциплине; методическая обработка различных
примеров предметного материала;
- влияние содержания конкретных дисциплин на выбор
технологии обучения, способы создания
требовательно-доброжелательной обстановки
образовательного процесса, обзор современных
образовательных технологий; совместная
исследовательская деятельность преподавателя и
студентов (конкретная реализация); методы
организации самостоятельной работы студентов; цели,
методы и приемы оценки качества образования и
качества образовательного процесса, методы анализа
учебно-социального состояния студенческой группы;
способы математической обработки результатов
учебной работы и психолого-педагогического анализа
60
СП.03. Организационные основы системы образования
(конкретные дисциплины устанавливаются
образовательным учреждением)
60
СП.04. Иностранный язык (в соответствии с программой
кандидатского минимума по соответствующей отрасли
наук)
140
СП.05. Современные главы дисциплин научной отрасли 140
СП.06. Тренинг профессионально-ориентированных риторики,
дискуссий и общения: основные проблемы постановки
голоса, техника и артикуляция речи, развитие
способности воздействия на людей своей речью,
анализ и управление специфическими языковыми
барьерами (на профессионально-ориентированном
материале); основы создания понятного текста
(восприятие основных параметров текста,
взаимодействие текста и иллюстраций)
60
  Итого часов теоретической подготовки 840
ПП.00. Педагогическая практика:
лекции, семинары, практикумы и практики
100
И.00. Итоговая государственная аттестация 140
И.01. Защита выпускной квалификационной работы и, по
усмотрению вуза, квалификационный экзамен
140
  Всего часов 1080

5. Требования к разработке и условиям реализации дополнительной
профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения
квалификации "Преподаватель высшей школы"


5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной
образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы


5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих государственных требований.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:

- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;

- перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.


5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной
образовательной программы, предназначенной для получения квалификации
"Преподаватель высшей школы"


5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень не ниже кандидата наук. Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно-методических проблем высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:

- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, не менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук);

- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук).

5.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным учреждением должно быть предусмотрено:

- предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;

- наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих государственных требований;

- наличие сведений о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно-педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным сетевым источникам информации.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике.

5.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее программу, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.


6. Требования к итоговой государственной аттестации


Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими государственными требованиями.


6.1. Требования к квалификационной работе


Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно-методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.

ГАРАНТ:

См. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155, вступающее в силу с 1 сентября 2003 г.


Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.

Выпускная работа должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно-методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для высшего профессионального образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения.

Работа должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и аргументирование излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением. Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы, рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных исследований, аргументировано отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.


6.2. Требования к государственному экзамену


Порядок проведения и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на основании методических рекомендаций Научно-методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.


Составители. Научно-методический совет по проблемам подготовки преподавателей высшей школы под председательством ректора Красноярского государственного университета, доктора физико-математических наук, члена-корреспондента РАО А.С.Проворова.


И.о. министра образования РФ

В.М.Жураковский


Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (утв. Минобразованием РФ 8 мая 2001 г.)


Текст Государственных требований опубликован в бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2002 г., N 17


Настоящие Государственные требования введены в действие с 7 февраля 2002 г. приказом Минобразования РФ от 24 января 2002 г. N 180



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.