Письмо Минобразования РФ и Государственного антимонопольного комитета РФ
от 11, 14 сентября 1998 г. N 01-52-213/31-16, НФ/6401
"Рекомендации Минобразования России и ГАК России о проведении проверок образовательных учреждений"
Отношения, возникающие при оказании образовательных услуг гражданам-потребителям, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними. Перечень нормативных правовых актов приведен в приложении к настоящим рекомендациям.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" применяется к отношениям при оказании платных образовательных услуг в части, не противоречащей ГК РФ и законодательству Российской Федерации об образовании.
Согласно ст.45, 46 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения любой организационно-правовой формы (государственные, муниципальные, негосударственные) вправе предоставлять гражданам платные образовательные услуги, если это предусмотрено в уставе и лицензии образовательного учреждения.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные образовательные услуги, которые не предусмотренны соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (ст.45 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Вместе с тем государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вправе оказывать платные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, лицам, принимаемым сверх финансируемых учредителем заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся (п.10 ст.41 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Негосударственные образовательные учреждения в соответствии ст.46 Закона Российской Федерации "Об образовании" вправе предоставлять за плату любые образовательные услуги, в том числе и в пределах государственных образовательных стандартов.
При обследовании образовательных учреждений на соблюдение законодательства о защите прав потребителей при оказании ими платных образовательных услуг необходимо проверить:
- соответствие указанному законодательству локальных актов образовательных учреждений (приказов, правил и т.д.);
- полноту и достоверность предоставляемой до заключения договора на оказание платных образовательных услуг информации об исполнителях - образовательных учреждениях и предоставляемых образовательных услугf[#;
- договоры, заключаемые образовательным учреждением, на наличие условий, ущемляющих права потребителей;
- рассмотрение исполнителем услуг претензий потребителей в досудебном порядке.
1. Проверка соответствия законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей локальных актов образовательных учреждений
Проверке подлежат только акты образовательных учреждений, регулирующие отношения с потребителями-гражданами и носящие нормативный характер, т.е. содержащие правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Это могут быть приказы, правила и др. (например, приказы, устанавливающие порядок приема, ограничения при оказании образовательных услуг и т.д.).
2. Проверка информации об исполнителе услуги и образовательных услугах
В соответствии со ст.8, 9, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация об исполнителе услуги и оказываемых услугах.
Под необходимой информацией об образовательном учреждении и оказываемых им услугах понимается полная и исчерпывающая информация, соответствующая требованиям ГК РФ, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и законодательства Российской Федерации об образовании, а также иная информация, обеспечивающая возможность потребителю осуществить правильный выбор. Достоверность информации предполагает ее соответствие подлинной.
При проверке следует сравнивать предоставляемую информацию об исполнителе и образовательных услугах с той, которая содержится в уставах и других учредительных документах образовательных учреждений, лицензиях и свидетельствах о государственной аккредитации. Перечисленные документы при проверках необходимо требовать в подлиннике или в копии, заверенной нотариально или органом, выдавшим документ.
Способ доведения информации до потребителя устанавливается образовательным учреждением, как правило, самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законами и иными правовыми актами. При этом учитывается доступность ознакомления с информацией (способы доведения информации до потребителей: объявления, информация на стендах, в буклетах, проспектах, предоставление информации по требованию потребителя и т.д.).
В соответствии с п.2 ст.16 Закона Российской Федерации "Об образовании" при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. В уставе образовательного учреждения (ст.13 Закона Российской Федерации "Об образовании"), в частности, указывается необходимая потребителям информация об исполнителе - образовательном учреждении и оказываемых им образовательных услугах.
2.1. Информация об исполнителе услуг - образовательном учреждении:
1) о наименовании образовательного учреждения.
Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности (ст.54 ГК РФ).
Специальное требование к наименованию высшего учебного заведения установлено п.5, 6 ст.9 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в соответствии с которым в наименование высшего учебного заведения включается его статус, т.е. указывается вид образовательного учреждения (университет, академия или институт), а также его организационно-правовая форма (государственное, муниципальное или негосударственное). В отношении наименования иных образовательных учреждений специальных требований в законодательстве об образований не установлено. Однако исходя из смысла ст.54 ГК РФ, наименование любого образовательного учреждения должно содержать указание на его статус.
Наименование образовательного учреждения должно быть указано на вывеске (ст.9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") и соответствовать его уставу (п.1 ст.13 Закона Российской Федерации "Об образовании");
2) о месте нахождения (юридическом адресе) образовательного учреждения.
Место нахождения (юридический адрес) юридического лица согласно ст.54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу (п.24 ст.33 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Сведения о месте нахождения образовательного учреждения (его юридический адрес) должны находиться на вывеске (ст.9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") и соответствовать его уставу (п.1 ст.13 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Также проверяются на соответствие уставу сведения о месте нахождения образовательного учреждения, указанные в иной информации, доводимой до сведения потребителей;
3) о лицензии (о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, ее выдавшем).
Порядок лицензирования и формы лицензии на право ведения образовательной деятельности предусмотрены Временным положением о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомвуза России от 7 февраля 1994 г. N 108 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.94 N 499), а также Положением о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования России от 17 ноября 1994 г. N 442 (зарегистрирован Минюстом России 06.12.94 N 734).
Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят лицензирование в общем порядке, установленном для образовательных учреждений (п.24 ст.33 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Высшее учебное заведение обязано предоставить указанную информацию абитуриенту путем ознакомления его с лицензией (п.1 cт.11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), что фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента;
4) о государственной аккредитации.
Образовательное учреждение, прошедшее государственную аккредитацию, получает свидетельство о государственной аккредитации, выданное соответствующим государственным органом управления образованием.
Порядок государственной аккредитации установлен Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования России от 22.05.98 N 1327, Временным положением о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 30.11.94 N 6 (в редакции приказа Минобразования России от 22.07.97 N 1630, зарегистрировано Минюстом России 20.01.95 N 781).
Филиалы, отделения и другие территориально обособленные структурные подразделения средних и высших профессиональных образовательных учреждений подтверждают наличие государственной аккредитации приложением к свидетельству о государственной аккредитации базового учебного заведения с указанием местоположения этого структурного подразделения. Государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования до прохождения государственной аккредитации в установленном порядке считаются имеющими государственную аккредитацию (п.4 постановления Госкомвуза России от 30.11.94 N 6).
В соответствии со ст.11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности). Предоставление абитуриентам высших учебных заведений информации о наличии или отсутствии свидетельства о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента.
2.2. Информация об оказываемых образовательных услугах:
1) о реализуемых образовательных программах.
Типы и виды реализуемых образовательных программ должны быть предусмотрены уставом образовательного учреждения (ст.13 Закона Российской Федерации "Об образовании"), а также зафиксированы в лицензии;
2) о предоставляемых основных и дополнительных образовательных услугах.
К основным образовательным услугам относятся услуги образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы (образовательных программ), определяющей статус образовательного учреждения.
Содержание каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
К дополнительным образовательным услугам относятся услуги образовательного учреждения по реализации дополнительных образовательных программ и оказанию дополнительных образовательных услуг за пределами определяющих его статус образовательных программ.
В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату;
3) о формах получения образования.
Формы получения образования в образовательных учреждениях предусмотрены в ст.10 Закона Российской Федерации "Об образовании" (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, форма семейного образования);
4) о составе преподавательских кадров (ученые звания, должности, опыт работы и т.д.).
Качественный состав преподавательских кадров указывается в приложении к лицензии;
5) о сроках обучения.
Длительность обучения по программам высшего профессионального образования установлена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 940, по программам среднего профессионального образования - в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 821. Положения указанных государственных образовательных стандартов обязательны для применения всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и аккредитованными органами управления образованием. Длительность обучения также определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида, обязательных для государственных и муниципальных образовательных учреждений, а для негосударственных - выполняющих функцию примерных (ст.12 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Длительность обучения фиксируется в документах, регламентирующих образовательный процесс (в образовательных программах, учебных планах);
6) о цене предоставляемых услуг.
При проверке информации о цене образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях необходимо руководствоваться ст.41, 45 Закона Российской Федерации "Об образовании", ст.29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", разрешающими оказывать образовательные услуги за плату.
Информация о цене должна предоставляться отдельно для основных и дополнительных образовательных услуг;
7) о документах, выдаваемых по окончании обучения.
Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его государственной аккредитации (ст.33 Закона Российской Федерации "Об образовании").
3. Проверка соответствия заключаемых договоров требованиям законодательства о защите прав потребителей, выявление условий, ущемляющих права потребителей
При анализе договоров, заключаемых образовательным учреждением, следует обращать внимание на следующее:
- наименование исполнителя услуг, его место нахождения (юридический адрес) должны соответствовать его уставу;
- предмет договора должен четко определять основное содержание предоставляемых образовательных услуг (основные и дополнительные услуги);
- права и обязанности сторон должны соответствовать законодательству Российской Федерации об образовании и о защите прав потребителей;
- порядок изменения и расторжения договора, имея в виду, что односторонний отказ от исполнения договора возможен только в случаях, предусмотренных законом;
- ответственность сторон должна соответствовать законодательству (ГК РФ, Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей"). В договоре возможна ссылка на ответственность, установленную законодательством.
4. Проверка рассмотрения исполнителем услуг претензий потребителей
При проверке следует обратить внимание на:
- ведение учета поступающих претензий потребителей;
- сроки рассмотрения требований (должны соответствовать ст.30, 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");
- характер основных претензий потребителей;
- степень удовлетворения претензий;
- наличие судебных споров между исполнителем услуг и потребителями, их результаты.
По результатам проверки должен быть составлен акт, подписанный всеми членами комиссии, а также руководителем (другим уполномоченным им лицом) проверяемого образовательного учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ и ГАК РФ от 11, 14 сентября 1998 г. N 01-52-213/31-16, НФ/6401 "Рекомендации Минобразования России и ГАК России о проведении проверок образовательных учреждений"
Текст письма опубликован опубликован в приложении к журналу "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2002 г., N 23