Письмо Минобразования РФ от 3 сентября 2002 г. N 18-51-1624/18-16 О Программе организационно-методических мер по введению в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 2002 - 2005 гг.

Письмо Минобразования РФ от 3 сентября 2002 г. N 18-51-1624/18-16


Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического использования Программу организационно-методических мер по введению в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 2002 - 2005 годы.


Первый заместитель
министра

А.Ф.Киселев


Программа
организационно-методических мер по введению в действие Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования на 2002
- 2005 гг.
(утв. Минобразованием РФ 20 августа 2002 г.)


Введение


Повышение качества подготовки современного квалифицированного специалиста обусловлено степенью соответствия профессиональной образовательной системы вызовам и реалиям XXI века; актуальным и перспективным социально-экономическим потребностям развития страны; запросам личности, общества и государства. Решить эту проблему в области среднего профессионального образования (СПО) предполагается через внедрение и реализацию нового поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО).

Процесс введения в действие и реализация нового поколения ГОС СПО требует специальной целенаправленной скоординированной деятельности всех субъектов системы среднего профессионального образования в рамках данной Программы.

Основанием для разработки Программы является приказ Минобразования России от 16.05.02 N 1799 "О введении в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования".


Цель Программы:

обеспечить современное качество среднего профессионального образования в Российской Федерации и подготовку высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда; готовых к эффективной работе на уровне мировых стандартов, постоянному профессиональному росту.


Задачи программы:

- обеспечить эффективное введение в действие нового поколения ГОС СПО;

- сформировать нормативно-правовую и учебно-методическую базу для введения в действие нового поколения ГОС СПО;

- создать систему мониторинга введения в действие нового поколения ГОС СПО;

- организовать повышение квалификации работников системы СПО в соответствии с требованиями нового поколения ГОС СПО;

- разработать информационное и научное обеспечение введения в действие нового поколения ГОС СПО;

- координировать организационно-методическую деятельность министерств и ведомств, имеющих в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, а также образовательных учреждений СПО по введению и реализации нового поколения ГОС СПО.


Сроки реализации Программы: 2002 - 2005 годы.


Исполнители и соисполнители Программы:

Министерство образования Российской Федерации, министерства (ведомства) Российской Федерации, имеющие в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования, отраслевые методические службы министерств (ведомств), Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России (ИПР СПО), органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Научно-исследовательский институт высшего образования Минобразования России (НИИВО), Институт среднего профессионального образования РАО (ИСПО РАО), образовательные учреждения среднего профессионального образования.


Ожидаемые конечные результаты Программы:

- модернизация содержания среднего профессионального образования; повышение вариантности и гибкости основных профессиональных образовательных программ; расширение академических свобод образовательных учреждений в формировании содержания образования и организации образовательного процесса;

- обеспечение требуемого качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и их конкурентоспособности и профессиональной мобильности;

- повышение уровня профессионализма руководителей и преподавателей образовательных учреждений СПО.

Система контроля за выполнением Программы обеспечивается Министерством образования Российской Федерации; министерствами (ведомствами) Российской Федерации, имеющими в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования; органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Периодичность контроля - один раз в полугодие.


N п/п Наименование мероприятий
(работ)
Срок
исполнения
Ответственные
исполнители
1 2 3 4
1. Нормативно-методическое обеспечение
1.1. Разработка методических
рекомендаций по формированию и
реализации основных
профессиональных
образовательных программ по
специальностям среднего
профессионального образования в
условиях введения нового
поколения ГОС СПО
декабрь
2002 г.
Управление среднего
профессионального
образования
Минобразования
России (далее -
Управление СПО),
ИПР СПО
1.2. Приказ Минобразования России
"Об утверждении сроков обучения
по очно-заочной (вечерней) и
заочной формам обучения для
реализации базового уровня
профессиональной
образовательной программы по
специальностям среднего
профессионального образования"
ноябрь
2003 г.
Управление СПО
1.3. Разработка методических
рекомендаций по формированию
экономической культуры
студентов учреждений СПО и
примерных учебных модулей с
учетом специфики специальностей
июнь 2003 г. Управление СПО, ИПР
СПО
1.4. Разработка методических
рекомендаций по реализации
дисциплины "Физическая
культура" в образовательных
учреждениях СПО
октябрь
2002 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.5. Разработка рекомендаций по
организации производственной
(профессиональной) практики
студентов по профилям СПО
(экономический, технический,
педагогический)
2003 г. Управление СПО, ИПР
СПО
1.6. Разработка рекомендаций по
формированию в образовательных
учреждениях СПО
внутриссузовской системы
управления качеством
образования
октябрь
2004 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.7. Разработка рекомендаций по
формированию и реализации
специализаций по специальностям
среднего профессионального
образования в условиях введения
нового поколения ГОС СПО
май 2003 г. Управление СПО, ИПР
СПО
1.8. Разработка рекомендаций по
реализации регионального
(национально-регионального)
компонента нового поколения ГОС
СПО
март 2003 г. Управление СПО, ИПР
СПО
1.9. Разработка методических
рекомендаций по формированию
нового поколения
Государственных требований к
минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
специальностям СПО повышенного
уровня (для всех профилей)
апрель
2003 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.10. Разработка методических
рекомендаций по формированию
нового поколения
Государственных требований к
минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
техническим специальностям СПО
повышенного уровня
апрель
2003 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.11. Разработка методических
рекомендаций по формированию
нового поколения
Государственных требований к
минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
экономическим специальностям
СПО повышенного уровня
апрель
2003 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.12. Разработка концепции профильной
общеобразовательной подготовки
в системе среднего
профессионального образования
декабрь
2003 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.13. Разработка рекомендаций по
содержанию и организации
профильной общеобразовательной
подготовки в учреждениях СПО
март 2004 г. Управление СПО, ИПР
СПО
1.14. Разработка рекомендаций по
освоению рабочих профессий в
рамках основных
профессиональных
образовательных программ СПО
февраль
2004 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.15. Разработка методических
рекомендаций по преподаванию
гуманитарных и
социально-экономических
дисциплин в образовательных
учреждениях СПО
январь
2003 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
1.16. Разработка рекомендаций по
организации и проведению
итоговой аттестации студентов
по специальностям СПО
(экономические, педагогические,
технические)
декабрь
2003 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
2. Учебно-методическое обеспечение
2.1. Тиражирование и распространение
ГОС СПО базового уровня
сентябрь -
январь
2003 г.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.2. Разработка, экспертиза,
утверждение, тиражирование и
распространение ГОС СПО
повышенного уровня по
закрепленным специальностям в
части государственных
требований к минимуму
содержания и уровню подготовки
выпускников по специальностям
СПО
2004 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.3. Разработка, утверждение,
тиражирование и распространение
примерных учебных программ по
дисциплинам ГОС СПО базового
уровня
июнь 2002 г.
- февраль
2003 г.
Управление СПО.
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.4. Разработка Государственных
требований к минимуму
содержания и уровню подготовки
выпускников по вновь вводимым
специальностям СПО
по плану
Управления
СПО
Минобразова-
ния России
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.5. Разработка примерных программ
производственной
(профессиональной) практики
студентов по специальностям
январь-июнь
2003 г.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.6. Разработка методических пособий
по организации и проведению
итоговой аттестации студентов
по специальностям СПО
(экономическим, педагогическим,
техническим)
2003 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
2.7. Разработка методических
рекомендаций и контрольных
заданий по дисциплинам
естественно-научного,
гуманитарного и
социально-экономического,
общепрофессионального и
специального циклов по заочной
форме обучения для
специальностей среднего
профессионального обучения
(экономических, технических и
педагогических)
2002 -
2004 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
2.8. Разработка методических
указаний и контрольных заданий
для студентов-заочников по
основам социологии и
политологии
декабрь
2002 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
2.9. Разработка рекомендаций по
реализации различных сочетаний
форм обучения в образовательном
процессе ссузов в условиях
введения нового поколения ГОС
СПО
ноябрь
2003 г.
Управление СПО, ИПР
СПО
2.10. Разработка примерных
сопряженных учебных планов и
учебных программ в рамках
непрерывного профессионального
образования
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.11. Разработка перспективного плана
книгоиздания по системе СПО в
соответствии с новым поколением
ГОС СПО
декабрь
2002 г.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.12. Подготовка предложений к
Федеральной программе по
книгоизданию учебной литературы
для СПО
2003 г. Управление СПО, ИПР
СПО
2.13. Организация разработки
учебников и учебных пособий
нового поколения для
специальностей СПО
экономического, технического и
педагогического профиля (по
отдельному плану)
2003 -
2005 гг.
Управление СПО,
Управление учебного
книгоиздания,
библиотек и
медиатек
Минобразования
России
2.14. Проведение экспертизы учебников
и учебных пособий для
присвоения грифа
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.15. Подготовка и выпуск
прайс-листов на
учебно-методическую
документацию к новому поколению
ГОС СПО
ежегодно ИПР СПО
2.16. Разработка методических пособий
нового поколения по организации
учебного процесса по
специальностям СПО
2002 -
2005 гг.
ИПР СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
2.17. Разработка
контрольно-измерительных
материалов по экономическим,
техническим и педагогическим
специальностям СПО для
проведения промежуточной и
итоговой государственной
аттестации
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО образовательные
учреждения
2.18. Разработка программно-
инструментального обеспечения
конструирования и применения
тестов в соответствии с новым
поколением ГОС СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
2.19. Организация подготовки и
издания для ссузов
научно-методических сборников
по проблеме "Воспитательный
потенциал образовательного
процесса и его реализация при
подготовке специалистов"
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
3. Мониторинг введения в действие нового поколения Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
3.1. Разработка методических
рекомендаций и анкеты по
организации и проведению
мониторинга реализации
государственного
образовательного стандарта
нового поколения в
образовательных учреждениях СПО
2002 -
2004 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
3.2. Мониторинг качества подготовки
специалистов по специальностям
СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), органы
управления
образованием
субъектов РФ, ИПР
СПО
3.3. Координация деятельности
учебно-методических советов по
группам специальностей СПО,
учебно-методических комиссий по
закрепленным специальностям по
мониторингу реализации ГОС СПО
в образовательных учреждениях
СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
3.4. Экспертиза рабочей
учебно-программной и
учебно-методической
документации образовательных
учреждений СПО (рабочих учебных
планов, рабочих программ,
учебно-методических пособий,
методических разработок и др.)
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО, отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
3.5. Анализ результатов итоговой
государственной аттестации
выпускников образовательных
учреждений СПО
2003 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства и
ведомства, органы
управления
образованием
субъектов РФ, ИПР
СПО
3.6. Организация комплексного
изучения проблем введения и
реализации ГОС СПО нового
поколения в образовательных
учреждениях (по регионам)
2003 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства и
ведомства, органы
управления
образованием
субъектов РФ, ИПР
СПО
3.7. Мониторинг введения
специализаций по специальностям
СПО
2003 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства и
ведомства, органы
управления
образованием
субъектов РФ, ИПР
СПО
3.8. Формирование банка данных по
специализациям СПО
2003 -
2005 гг.
Управление СПО
Минобразования
Российской
Федерации, ИПР СПО
3.9. Мониторинг открытия
экспериментальных площадок по
совершенствованию содержания
СПО и организации
образовательного процесса
2003 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
4. Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров
4.1. Создание системы целевой
переподготовки руководящих и
педагогических работников для
обеспечения повышения
профессионализма в соответствии
с новым поколением ГОС СПО
2003 -
2004 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
4.2. Разработка программ повышения
квалификации педагогических
работников образовательных
учреждений среднего
профессионального образования
по вопросам внедрения нового
поколения ГОС СПО в
образовательный процесс
2003 -
2004 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
4.3. Разработка программ повышения
квалификации работников органов
управления образованием
субъектов РФ, министерств и
ведомств, их методических служб
по вопросам введения в действие
нового поколения ГОС СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
4.4. Организация и проведение
повышения квалификации
педагогических работников и
методистов образовательных
учреждений, работников органов
управления образованием
субъектов РФ, методических
служб по вопросам внедрения в
образовательный процесс нового
поколения ГОС СПО и разработки
рабочей учебно-программной
документации
2003 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
4.5. Разработка программ повышения
квалификации работников органов
управления образованием
субъектов РФ, министерств и
ведомств, методистов
образовательных учреждений по
вопросам разработки
национально-регионального
компонента нового поколения ГОС
СПО и рабочей
учебно-программной документации
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
4.6. Организация профессиональной
переподготовки работников
системы СПО по программе
"Педагогика СПО"
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
4.7. Организация в образовательных
учреждениях СПО постоянно
действующих семинаров повышения
квалификации педагогических
работников по реализации ГОС
СПО нового поколения
2001 -
2005 гг.
Образовательные
учреждения СПО
5. Информационное обеспечение
5.1. Формирование Общероссийского
фонда нового поколения ГОС СПО,
учебно-программного и
учебно-методического
обеспечения его реализации
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
5.2. Формирование банка данных
тестов для проведения итоговой
аттестации выпускников
образовательных учреждений
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
5.3. Создание банка данных тестовых
заданий по специальностям СПО
для проведения промежуточной
аттестации
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
5.4. Формирование банка данных по
специализации СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
5.5. Издание сборников ГОС СПО 2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
5.6. Формирование и издание
каталогов-справочников
учебников, методических пособий
и учебно-программной
документации по специальностям
СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
5.7. Формирование и издание
сборников нормативно-правовых
документов в области СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), ИПР
СПО
5.8. Оперативное освещение в
периодической печати (газете
"Вестник" и журнале "СПО")
материалов по проблемам
разработки и введения нового
поколения ГОС СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
6. Научное обеспечение
6.1. Разработка инструментария,
научно-методических подходов и
процедур мониторинга реализации
ГОС СПО
В течение
всего
периода
Управление СПО, ИПР
СПО, ИСПО РАО
6.2. Разработка проекта основных
направлений модернизации
подготовки специалистов со
средним техническим
образованием для промышленных
отраслей экономики России, в
том числе для
высокотехнологичных
2003 г. Управление СПО, ИПР
СПО, ИСПО РАО,
НИИВО
6.3. Разработка научно-методического
обеспечения открытого
образования в системе СПО
2002 -
2004 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО
6.4. Разработка комплексной
методической основы
(дидактической,
нормативно-методической) и
комплекта учебно-методического
обеспеченного образования в
системе СПО
В течение
всего
периода
ИПР СПО
6.5. Координация и развитие
фундаментальных и прикладных
исследовании # в области
педагогического тестирования
2002 -
2005 гг.
Управление СПО, ИПР
СПО, ИСПО РАО
6.6. Разработка
теоретико-методологических
основ формирования и
функционирования системы
управления качеством СПО
В течение
всего
периода
Управление СПО, ИПР
СПО, ИСПО РАО
6.7. Разработка научно-методических
основ формирования содержания
электронных учебников и учебных
пособий для системы СПО
В течение
всего
периода
Управление СПО, ИПР
СПО
6.8. Разработка научно-методического
обеспечения
психолого-педагогической
подготовки, переподготовки и
повышения квалификации
руководителей, преподавателей
средних специальных учебных
заведений в условиях внедрения
нового поколения ГОС СПО
В течение
всего
периода
Управление СПО, ИПР
СПО
6.9. Разработка и внедрение
инновационных технологий
контроля и оценки качества
подготовки специалистов в
системе СПО
2002 -
2005 гг.
Управление СПО,
министерства
ведомства), ИПР
СПО, ИСПО РАО,
отраслевые
методические службы
министерств
(ведомств)
6.10. Экспериментальная проверка в
пилотных регионах различных
моделей профильной
общеобразовательной подготовки
в учреждениях СПО
сентябрь
2003 г.
Управление СПО,
министерства
(ведомства), органы
управления
образованием
субъектов РФ, ИПР
СПО
6.11. Проведение семинара-совещания
"Использование дистанционной
технологии обучения в системе
СПО"
ноябрь
2002 г.
Управление СПО
6.12. Проведение семинара-совещания
"Проблемы и перспективы
развития модульных технологий в
образовательных учреждениях
СПО"
ноябрь
2002 г.
Управление СПО
6.13. Совещание-семинар "Качество
среднего профессионального
образования как основной фактор
совершенствования подготовки
специалистов в условиях
модернизации российского
образования"
май 2003 г. Управление СПО
6.14. Проведение научно-практических
конференций по проблемам
совершенствования содержания
СПО, качества подготовки
выпускников ссузов
2002 -
2005 гг.
Управление СПО

В результате реализации Программы должны быть сформированы:

- банк данных и комплекты примерных учебных программ по дисциплинам нового поколения ГОС СПО базового и повышенного уровней и программ производственной (профессиональной) практики студентов;

- комплект методических рекомендаций, указаний, пособий для руководителей и преподавателей учреждений СПО по организации работы в условиях действия нового поколения ГОС СПО;

- пакет научно-методических материалов и программно-инструментального обеспечения получения СПО в системе открытого дистанционного образования (по группам специальностей);

- комплект профессиональных образовательных программ СПО на базе начального профессионального образования;

- перспективный план книгоиздания по специальностям СПО;

- комплект учебников и учебных пособий нового поколения по специальностям СПО;

- научно-методические рекомендации по формированию содержания электронных учебников и учебных пособий и критерии их апробации;

- концепция, база данных и пакеты программно-инструментального обеспечения инновационных технологий контроля и оценки качества подготовки студентов и выпускников ссузов, в том числе для системы федерального тестирования уровня обученности студентов;

- пакет методических рекомендаций и программно-инструментального обеспечения мониторинга реализации ГОС СПО в образовательных учреждениях;

- пакеты программ и научно-методических материалов по организации психолого-педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений СПО;

- база данных о результатах научной и инновационной деятельности образовательных учреждений СПО по формированию содержания образования и организации образовательного процесса;

- пакет нормативно-правовых документов по совершенствованию содержания образования и организации образовательного процесса и повышению качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;

- научно-методические сборники по актуальным проблемам деятельности образовательных учреждений СПО в условиях реализации нового поколения ГОС СПО.


Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации

А.Ф.Киселев


Письмо Минобразования РФ от 3 сентября 2002 г. N 18-51-1624/18-16


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", октябрь 2002 г., N 20, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", ноябрь 2002 г., N 25


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.