Письмо Минобразования РФ от 3 сентября 2002 г. N 18-51-1624/18-16
Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического использования Программу организационно-методических мер по введению в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 2002 - 2005 годы.
Первый заместитель |
А.Ф.Киселев |
Программа
организационно-методических мер по введению в действие Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования на 2002
- 2005 гг.
(утв. Минобразованием РФ 20 августа 2002 г.)
Введение
Повышение качества подготовки современного квалифицированного специалиста обусловлено степенью соответствия профессиональной образовательной системы вызовам и реалиям XXI века; актуальным и перспективным социально-экономическим потребностям развития страны; запросам личности, общества и государства. Решить эту проблему в области среднего профессионального образования (СПО) предполагается через внедрение и реализацию нового поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО).
Процесс введения в действие и реализация нового поколения ГОС СПО требует специальной целенаправленной скоординированной деятельности всех субъектов системы среднего профессионального образования в рамках данной Программы.
Основанием для разработки Программы является приказ Минобразования России от 16.05.02 N 1799 "О введении в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования".
Цель Программы:
обеспечить современное качество среднего профессионального образования в Российской Федерации и подготовку высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда; готовых к эффективной работе на уровне мировых стандартов, постоянному профессиональному росту.
Задачи программы:
- обеспечить эффективное введение в действие нового поколения ГОС СПО;
- сформировать нормативно-правовую и учебно-методическую базу для введения в действие нового поколения ГОС СПО;
- создать систему мониторинга введения в действие нового поколения ГОС СПО;
- организовать повышение квалификации работников системы СПО в соответствии с требованиями нового поколения ГОС СПО;
- разработать информационное и научное обеспечение введения в действие нового поколения ГОС СПО;
- координировать организационно-методическую деятельность министерств и ведомств, имеющих в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, а также образовательных учреждений СПО по введению и реализации нового поколения ГОС СПО.
Сроки реализации Программы: 2002 - 2005 годы.
Исполнители и соисполнители Программы:
Министерство образования Российской Федерации, министерства (ведомства) Российской Федерации, имеющие в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования, отраслевые методические службы министерств (ведомств), Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России (ИПР СПО), органы управления образованием субъектов Российской Федерации, Научно-исследовательский институт высшего образования Минобразования России (НИИВО), Институт среднего профессионального образования РАО (ИСПО РАО), образовательные учреждения среднего профессионального образования.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
- модернизация содержания среднего профессионального образования; повышение вариантности и гибкости основных профессиональных образовательных программ; расширение академических свобод образовательных учреждений в формировании содержания образования и организации образовательного процесса;
- обеспечение требуемого качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и их конкурентоспособности и профессиональной мобильности;
- повышение уровня профессионализма руководителей и преподавателей образовательных учреждений СПО.
Система контроля за выполнением Программы обеспечивается Министерством образования Российской Федерации; министерствами (ведомствами) Российской Федерации, имеющими в своем ведении образовательные учреждения среднего профессионального образования; органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
Периодичность контроля - один раз в полугодие.
N п/п | Наименование мероприятий (работ) |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Нормативно-методическое обеспечение | |||
1.1. | Разработка методических рекомендаций по формированию и реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО |
декабрь 2002 г. |
Управление среднего профессионального образования Минобразования России (далее - Управление СПО), ИПР СПО |
1.2. | Приказ Минобразования России "Об утверждении сроков обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения для реализации базового уровня профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования" |
ноябрь 2003 г. |
Управление СПО |
1.3. | Разработка методических рекомендаций по формированию экономической культуры студентов учреждений СПО и примерных учебных модулей с учетом специфики специальностей |
июнь 2003 г. | Управление СПО, ИПР СПО |
1.4. | Разработка методических рекомендаций по реализации дисциплины "Физическая культура" в образовательных учреждениях СПО |
октябрь 2002 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.5. | Разработка рекомендаций по организации производственной (профессиональной) практики студентов по профилям СПО (экономический, технический, педагогический) |
2003 г. | Управление СПО, ИПР СПО |
1.6. | Разработка рекомендаций по формированию в образовательных учреждениях СПО внутриссузовской системы управления качеством образования |
октябрь 2004 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.7. | Разработка рекомендаций по формированию и реализации специализаций по специальностям среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО |
май 2003 г. | Управление СПО, ИПР СПО |
1.8. | Разработка рекомендаций по реализации регионального (национально-регионального) компонента нового поколения ГОС СПО |
март 2003 г. | Управление СПО, ИПР СПО |
1.9. | Разработка методических рекомендаций по формированию нового поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО повышенного уровня (для всех профилей) |
апрель 2003 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.10. | Разработка методических рекомендаций по формированию нового поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по техническим специальностям СПО повышенного уровня |
апрель 2003 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.11. | Разработка методических рекомендаций по формированию нового поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям СПО повышенного уровня |
апрель 2003 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.12. | Разработка концепции профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования |
декабрь 2003 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.13. | Разработка рекомендаций по содержанию и организации профильной общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО |
март 2004 г. | Управление СПО, ИПР СПО |
1.14. | Разработка рекомендаций по освоению рабочих профессий в рамках основных профессиональных образовательных программ СПО |
февраль 2004 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.15. | Разработка методических рекомендаций по преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин в образовательных учреждениях СПО |
январь 2003 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
1.16. | Разработка рекомендаций по организации и проведению итоговой аттестации студентов по специальностям СПО (экономические, педагогические, технические) |
декабрь 2003 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
2. Учебно-методическое обеспечение | |||
2.1. | Тиражирование и распространение ГОС СПО базового уровня |
сентябрь - январь 2003 г. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.2. | Разработка, экспертиза, утверждение, тиражирование и распространение ГОС СПО повышенного уровня по закрепленным специальностям в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО |
2004 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.3. | Разработка, утверждение, тиражирование и распространение примерных учебных программ по дисциплинам ГОС СПО базового уровня |
июнь 2002 г. - февраль 2003 г. |
Управление СПО. министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.4. | Разработка Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по вновь вводимым специальностям СПО |
по плану Управления СПО Минобразова- ния России |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.5. | Разработка примерных программ производственной (профессиональной) практики студентов по специальностям |
январь-июнь 2003 г. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.6. | Разработка методических пособий по организации и проведению итоговой аттестации студентов по специальностям СПО (экономическим, педагогическим, техническим) |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
2.7. | Разработка методических рекомендаций и контрольных заданий по дисциплинам естественно-научного, гуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального и специального циклов по заочной форме обучения для специальностей среднего профессионального обучения (экономических, технических и педагогических) |
2002 - 2004 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
2.8. | Разработка методических указаний и контрольных заданий для студентов-заочников по основам социологии и политологии |
декабрь 2002 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
2.9. | Разработка рекомендаций по реализации различных сочетаний форм обучения в образовательном процессе ссузов в условиях введения нового поколения ГОС СПО |
ноябрь 2003 г. |
Управление СПО, ИПР СПО |
2.10. | Разработка примерных сопряженных учебных планов и учебных программ в рамках непрерывного профессионального образования |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.11. | Разработка перспективного плана книгоиздания по системе СПО в соответствии с новым поколением ГОС СПО |
декабрь 2002 г. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.12. | Подготовка предложений к Федеральной программе по книгоизданию учебной литературы для СПО |
2003 г. | Управление СПО, ИПР СПО |
2.13. | Организация разработки учебников и учебных пособий нового поколения для специальностей СПО экономического, технического и педагогического профиля (по отдельному плану) |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО, Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Минобразования России |
2.14. | Проведение экспертизы учебников и учебных пособий для присвоения грифа |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.15. | Подготовка и выпуск прайс-листов на учебно-методическую документацию к новому поколению ГОС СПО |
ежегодно | ИПР СПО |
2.16. | Разработка методических пособий нового поколения по организации учебного процесса по специальностям СПО |
2002 - 2005 гг. |
ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
2.17. | Разработка контрольно-измерительных материалов по экономическим, техническим и педагогическим специальностям СПО для проведения промежуточной и итоговой государственной аттестации |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО образовательные учреждения |
2.18. | Разработка программно- инструментального обеспечения конструирования и применения тестов в соответствии с новым поколением ГОС СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
2.19. | Организация подготовки и издания для ссузов научно-методических сборников по проблеме "Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация при подготовке специалистов" |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
3. Мониторинг введения в действие нового поколения Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования |
|||
3.1. | Разработка методических рекомендаций и анкеты по организации и проведению мониторинга реализации государственного образовательного стандарта нового поколения в образовательных учреждениях СПО |
2002 - 2004 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
3.2. | Мониторинг качества подготовки специалистов по специальностям СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), органы управления образованием субъектов РФ, ИПР СПО |
3.3. | Координация деятельности учебно-методических советов по группам специальностей СПО, учебно-методических комиссий по закрепленным специальностям по мониторингу реализации ГОС СПО в образовательных учреждениях СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
3.4. | Экспертиза рабочей учебно-программной и учебно-методической документации образовательных учреждений СПО (рабочих учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий, методических разработок и др.) |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
3.5. | Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений СПО |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства и ведомства, органы управления образованием субъектов РФ, ИПР СПО |
3.6. | Организация комплексного изучения проблем введения и реализации ГОС СПО нового поколения в образовательных учреждениях (по регионам) |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства и ведомства, органы управления образованием субъектов РФ, ИПР СПО |
3.7. | Мониторинг введения специализаций по специальностям СПО |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства и ведомства, органы управления образованием субъектов РФ, ИПР СПО |
3.8. | Формирование банка данных по специализациям СПО |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО Минобразования Российской Федерации, ИПР СПО |
3.9. | Мониторинг открытия экспериментальных площадок по совершенствованию содержания СПО и организации образовательного процесса |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
4. Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров | |||
4.1. | Создание системы целевой переподготовки руководящих и педагогических работников для обеспечения повышения профессионализма в соответствии с новым поколением ГОС СПО |
2003 - 2004 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
4.2. | Разработка программ повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по вопросам внедрения нового поколения ГОС СПО в образовательный процесс |
2003 - 2004 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
4.3. | Разработка программ повышения квалификации работников органов управления образованием субъектов РФ, министерств и ведомств, их методических служб по вопросам введения в действие нового поколения ГОС СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
4.4. | Организация и проведение повышения квалификации педагогических работников и методистов образовательных учреждений, работников органов управления образованием субъектов РФ, методических служб по вопросам внедрения в образовательный процесс нового поколения ГОС СПО и разработки рабочей учебно-программной документации |
2003 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
4.5. | Разработка программ повышения квалификации работников органов управления образованием субъектов РФ, министерств и ведомств, методистов образовательных учреждений по вопросам разработки национально-регионального компонента нового поколения ГОС СПО и рабочей учебно-программной документации |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
4.6. | Организация профессиональной переподготовки работников системы СПО по программе "Педагогика СПО" |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
4.7. | Организация в образовательных учреждениях СПО постоянно действующих семинаров повышения квалификации педагогических работников по реализации ГОС СПО нового поколения |
2001 - 2005 гг. |
Образовательные учреждения СПО |
5. Информационное обеспечение | |||
5.1. | Формирование Общероссийского фонда нового поколения ГОС СПО, учебно-программного и учебно-методического обеспечения его реализации |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
5.2. | Формирование банка данных тестов для проведения итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
5.3. | Создание банка данных тестовых заданий по специальностям СПО для проведения промежуточной аттестации |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
5.4. | Формирование банка данных по специализации СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
5.5. | Издание сборников ГОС СПО | 2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
5.6. | Формирование и издание каталогов-справочников учебников, методических пособий и учебно-программной документации по специальностям СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
5.7. | Формирование и издание сборников нормативно-правовых документов в области СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства (ведомства), ИПР СПО |
5.8. | Оперативное освещение в периодической печати (газете "Вестник" и журнале "СПО") материалов по проблемам разработки и введения нового поколения ГОС СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
6. Научное обеспечение | |||
6.1. | Разработка инструментария, научно-методических подходов и процедур мониторинга реализации ГОС СПО |
В течение всего периода |
Управление СПО, ИПР СПО, ИСПО РАО |
6.2. | Разработка проекта основных направлений модернизации подготовки специалистов со средним техническим образованием для промышленных отраслей экономики России, в том числе для высокотехнологичных |
2003 г. | Управление СПО, ИПР СПО, ИСПО РАО, НИИВО |
6.3. | Разработка научно-методического обеспечения открытого образования в системе СПО |
2002 - 2004 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО |
6.4. | Разработка комплексной методической основы (дидактической, нормативно-методической) и комплекта учебно-методического обеспеченного образования в системе СПО |
В течение всего периода |
ИПР СПО |
6.5. | Координация и развитие фундаментальных и прикладных исследовании # в области педагогического тестирования |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, ИПР СПО, ИСПО РАО |
6.6. | Разработка теоретико-методологических основ формирования и функционирования системы управления качеством СПО |
В течение всего периода |
Управление СПО, ИПР СПО, ИСПО РАО |
6.7. | Разработка научно-методических основ формирования содержания электронных учебников и учебных пособий для системы СПО |
В течение всего периода |
Управление СПО, ИПР СПО |
6.8. | Разработка научно-методического обеспечения психолого-педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, преподавателей средних специальных учебных заведений в условиях внедрения нового поколения ГОС СПО |
В течение всего периода |
Управление СПО, ИПР СПО |
6.9. | Разработка и внедрение инновационных технологий контроля и оценки качества подготовки специалистов в системе СПО |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО, министерства ведомства), ИПР СПО, ИСПО РАО, отраслевые методические службы министерств (ведомств) |
6.10. | Экспериментальная проверка в пилотных регионах различных моделей профильной общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО |
сентябрь 2003 г. |
Управление СПО, министерства (ведомства), органы управления образованием субъектов РФ, ИПР СПО |
6.11. | Проведение семинара-совещания "Использование дистанционной технологии обучения в системе СПО" |
ноябрь 2002 г. |
Управление СПО |
6.12. | Проведение семинара-совещания "Проблемы и перспективы развития модульных технологий в образовательных учреждениях СПО" |
ноябрь 2002 г. |
Управление СПО |
6.13. | Совещание-семинар "Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования" |
май 2003 г. | Управление СПО |
6.14. | Проведение научно-практических конференций по проблемам совершенствования содержания СПО, качества подготовки выпускников ссузов |
2002 - 2005 гг. |
Управление СПО |
В результате реализации Программы должны быть сформированы:
- банк данных и комплекты примерных учебных программ по дисциплинам нового поколения ГОС СПО базового и повышенного уровней и программ производственной (профессиональной) практики студентов;
- комплект методических рекомендаций, указаний, пособий для руководителей и преподавателей учреждений СПО по организации работы в условиях действия нового поколения ГОС СПО;
- пакет научно-методических материалов и программно-инструментального обеспечения получения СПО в системе открытого дистанционного образования (по группам специальностей);
- комплект профессиональных образовательных программ СПО на базе начального профессионального образования;
- перспективный план книгоиздания по специальностям СПО;
- комплект учебников и учебных пособий нового поколения по специальностям СПО;
- научно-методические рекомендации по формированию содержания электронных учебников и учебных пособий и критерии их апробации;
- концепция, база данных и пакеты программно-инструментального обеспечения инновационных технологий контроля и оценки качества подготовки студентов и выпускников ссузов, в том числе для системы федерального тестирования уровня обученности студентов;
- пакет методических рекомендаций и программно-инструментального обеспечения мониторинга реализации ГОС СПО в образовательных учреждениях;
- пакеты программ и научно-методических материалов по организации психолого-педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений СПО;
- база данных о результатах научной и инновационной деятельности образовательных учреждений СПО по формированию содержания образования и организации образовательного процесса;
- пакет нормативно-правовых документов по совершенствованию содержания образования и организации образовательного процесса и повышению качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
- научно-методические сборники по актуальным проблемам деятельности образовательных учреждений СПО в условиях реализации нового поколения ГОС СПО.
Первый заместитель |
А.Ф.Киселев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 3 сентября 2002 г. N 18-51-1624/18-16
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", октябрь 2002 г., N 20, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", ноябрь 2002 г., N 25, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2002 г., N 30