Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2002 г. N 27-51-386/14 "О направлении рекомендаций секции педагогических библиотек ЦБИК"

Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2002 г. N 27-51-386/14
"О направлении рекомендаций секции педагогических библиотек ЦБИК"


Министерство образования Российской Федерации направляет рекомендации секции педагогических библиотек Центральной библиотечно-информационной комиссии (ЦБИК) Минобразования для использования в работе по совершенствованию информационно-библиотечного обеспечения педагогов.


Заместитель министра

Е.Е. Чепурных


Рекомендации
секции педагогических библиотек Центральной библиотечно-информационной комиссии (ЦБИК) Минобразования России


С 12 по 15 мая 2002 г. в г.Ярославле прошло заседание секции педагогических библиотек ЦБИК (подсекция библиотек учреждений дополнительного педагогического образования), в котором приняли участие представители библиотек образовательных учреждений 12 территорий Российской Федерации. Члены секции ЦБИК приняли также участие в работе круглых столов Российской библиотечной ассоциации (РБА) по проблемам непрерывного библиотечного образования и деятельности школьных библиотек, проходивших в рамках VII конференции РБА "Ярославль - библиотечная столица-2002". Это позволило сконцентрировать внимание на проблемах информационно-библиотечной поддержки специалистов системы образования и методической поддержки библиотек общеобразовательных учреждений.

Участники заседания отметили, что за последние годы информационно-библиотечная деятельность многих библиотек учреждений дополнительного педагогического образования (далее - ИПК) заметно активизировалась. В библиотеках появились компьютеры, ведется создание электронных каталогов и баз данных, создаются картотеки и указатели литературы по актуальным проблемам образования, глоссарии и тезаурусы педагогических понятий и терминов. Изучения и распространения заслуживают деятельность библиотеки Кемеровского ИУУ (в содружестве с Кемеровской государственной академией культуры и искусства) по формированию информационной культуры педагогов, проектная деятельность библиотеки Ярославского ИРО по вхождению в региональную корпоративную библиотечную сеть, деятельность библиотеки Архангельского ИПК ПК в качестве научно-методического библиотечного центра института и т.д. Интересен опыт библиотек Липецкого, Пермского институтов, Вологодского, Мышкинского (Ярославской обл.) информационно-методических центров по информационно-библиотечной поддержке процесса повышения квалификации педагогов. Заметно совершенствуется информационно-библиографическая деятельность тех библиотек, где в штат введена должность главного библиографа.

На новый уровень вышла методическая деятельность библиотек ИПК в помощь библиотекам муниципальных служб органов управления образованием и школ. Ценный опыт по формированию основ новой профессии "библиотекарь-педагог образовательного учреждения" накоплен библиотекой ИПКРО Республики Саха (Якутия). Научное исследование по изучению состояния школьных библиотек области проведено при участии библиотеки института в Тамбовском ИПК ПК. С докладами и сообщениями на различных (международных, межрегиональных, межведомственных, ведомственных) мероприятиях и публикациями в педагогической и библиотечной печати по проблемам повышения квалификации библиотекарей образовательных учреждений выступали специалисты библиотек Архангельского, Санкт-Петербургского, Ленинградского (обл.), Ярославского, Республики Саха (Якутия) и других институтов.

Вместе с тем секция отметила недостаточную активность библиотек тех институтов, где до сих пор в штате 1 - 2 сотрудника, отсутствуют средства новых информационных технологий, не созданы читальные залы, репертуар библиотечно-информационных услуг не выходит за рамки традиционных. Ряд библиотек, являясь ведущими педагогическими библиотеками в масштабах области, края, республики, не оказывает методического влияния на низовое звено библиотек отрасли. Внимание участников заседания было заострено также на негативной тенденции сокращения библиотек муниципальных методических служб, их слабом материальном оснащении и "размывании" информационно-библиотечной деятельности внутри информационно-методических, информационно-диагностических и других аналогичных центров. Помощь этим образовательным учреждениям и самим библиотекам в организации современного информационно-библиотечного сервиса для педагогов должны оказать опорные библиотеки учреждений дополнительного педагогического образования. Однако до сих пор большинство из них не смогли стать полноценными межрегиональными центрами методической помощи в своих зонах. Требуется особое внимание и поддержка администрации тех ИПК, библиотеки которых выполняют функции опорных, в том числе и командирование заведующих и методистов опорных библиотек на заседания секции ЦБИК.

В связи с вышеизложенным секция педагогических библиотек ЦБИК рекомендует:

1. Руководителям республиканских, краевых, областных, окружных органов управления образованием:

- подготовить предложения к региональным законам о библиотечном деле и лоббировать внесение в них сведений о библиотеках - региональных (межрегиональных) отраслевых методических центрах, с целью уравнивания их в правах и положении с методическими библиотечными центрами других министерств и ведомств;

- рассматривать деятельность педагогических библиотек как важнейшую составляющую системы непрерывного педагогического образования и оказывать им материальную и моральную поддержку;

- возобновить практику отнесения библиотек - методических центров, отрасли на одну группу по оплате труда руководящих работников и специалистов выше, чем предусмотрено действующими документами, ориентированными лишь на показатели обслуживания читателей.

2. Руководителям учреждений дополнительного педагогического образования:

- рассмотреть вопрос о перспективах развития своих библиотек как информационных, образовательных, научно-библиотечных, методических центров, их месте и роли в масштабах учреждения и региона;

- в целях обеспечения качества информационно-библиотечной поддержки процесса повышения квалификации работников образования разрабатывать структуру и штаты библиотек в соответствии с рекомендациями Министерства образования России (письмо от 20.07.2000 N 06-21ин/25-06), с учетом требуемых объемов работы и межотраслевых норм на библиотечные процессы, а также в обязательном порядке ввести в штат библиотек должность главного библиографа.

3. Руководителям муниципальных органов управления образованием:

- рассматривать библиотеки муниципальных методических служб как центры информационно-библиотечной поддержки и формирования информационной культуры педагогов;

- изыскивать возможности укрепления библиотек методических кабинетов и Информационных центров: ввести в их штат должность главного библиографа (библиографа), выделять средства на комплектование книгами, периодикой, нетрадиционными носителями информации, оснащать ЭВМ и другими средствами, новых информационных технологий и т.д.

4. Руководителям педагогических библиотек:

- подготовить для рассмотрения администрацией перспективные планы (программы, проекты) по совершенствованию деятельности и структуры своих библиотек, направленные на освоение своей ниши в системе непрерывного педагогического образования педагогов;

- активнее внедрять инновации, расширяющие репертуар информационных и библиотечных услуг.

5. Центральной библиотечно-информационной комиссии Минобразования России:

- шире отражать деятельность ЦБИК, в том числе и секции педагогических библиотек, на страницах профессиональной печати;

- включить в план секции педагогических библиотек ЦБИК обобщение опыта инновационной деятельности образовательных учреждений.


Председатель секции
педагогических библиотек ЦБИК

Е.М. Зуева



Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2002 г. N 27-51-386/14 "О направлении рекомендаций секции педагогических библиотек ЦБИК"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", ноябрь 2002 г., N 25


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.