Информационное письмо Минобразования РФ от 3 сентября 2002 г. N 26-05-512 "О готовности образовательных учреждений к началу учебного года"

Информационное письмо Минобразования РФ
от 3 сентября 2002 г. N 26-05-512
"О готовности образовательных учреждений к началу учебного года"


Минобразование России направляет краткую информацию о готовности образовательных учреждений к началу учебного года.

Информация подготовлена Управлением региональной образовательной политики и инспектирования по поручению министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова от 04.06.99 N 1-20 о представлении своевременных и качественных аналитических материалов о текущей ситуации в отрасли и тенденциях на ближайшую перспективу в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.99 N 778-р.


Начальник Управления
региональной образовательной
политики и инспектирования

В.И.Грибанов


Краткая информация об итогах 2001/2002 учебного года и подготовке к новому 2002/2003 учебному году образовательных учреждений Российской Федерации (по оперативным данным, полученным из 88 регионов России)*


В результате полученной оперативной информации 2001/2002 учебный год завершен со следующими результатами. Успешно освоили программу:

- основного общего образования (9-й класс) и получили документ государственного образца об образовании 98,7% выпускников (98,8% - в 2000/2001 учебном году), в том числе документ об образовании с отличием - 3,4%;

- среднего (полного) общего образования (11, 12-й классы) и получили документ об образовании государственного образца 99,2% выпускников (95% - в 2000/2001 учебном году), из них получили документ об образовании особого образца 6,5% (6% - в 2000/2001 учебном году);

- 98,7% выпускников учреждений начального профессионального образования получили документ государственного образца об образовании (93% - в 2000/2001 учебном году), из них получили дипломы с отличием 5,2% (5,2% - в 2000/2001 учебном году).

По результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся не завершили образование данного уровня или оставлены на повторный курс обучения:

- 1-я ступень (начальное общее образование) - 0,64% общего количества обучающихся на период завершения учебного года, что значительно меньше показателя прошлого года (1,4%);

- 2-я ступень (основное общее образование) - 0,82%, что также значительно лучше в сравнении с прошлогодним показателем (3,9%);

- 3-я ступень (среднее (полное) общее образование) - 0,4% (0,6% - в 2000/2001 учебном году);

- начальное профессиональное образование - 0,06% контингента обучающихся и выпускников на период завершения учебного года (0,02% - в 2000/2001 учебном году).

Наметилась положительная тенденция к сокращению количества обучающихся, отчисленных из образовательных учреждений до завершения обучения на той или иной ступени образования. Особенно следует отметить снижение процента обучающихся, отчисленных на первой ступени образования, с 0,05 до 0,018% и на второй ступени (соответственно 0,8 и 0,13%).

Вместе с тем, несмотря на некоторое снижение количества обучающихся, оставленных на повторный курс обучения и отчисленных из образовательных учреждений разных типов, в процентном отношении абсолютные цифры (соответственно более 130 тыс. оставленных на повторный курс и 24 тыс. отчисленных), особенно на ступени основного общего образования (85135 и 13467 чел.), вызывают тревогу.

В 2002/2003 учебном году выпускники 9-х классов продолжат получение образования:

- в 10-х классах (3-я ступень общего образования) - 63,07% (64% - в 2001 г.);

- в учреждениях профессионального образования - 31,9% (30% - в 2001 г.);

- в вечерних (сменных) общеобразовательных школах - 4,3% (5% - в 2001 г.).

По состоянию на 15 июля 2002 г. 0,73% (2% - в 2001 г.) выпускников 9-х классов не определились, где будут продолжать получение образования.

Затраты на обучение и содержание одного обучающегося в среднем в городских образовательных учреждениях в первом полугодии 2002 г. составили (в тыс.руб.):

в дошкольных - 9 - 10;

в учреждениях начального, основного и среднего общего образования - от 4,5 до 7,2;

в интернатных учреждениях - 23,8 - 23,9;

в учреждениях начального профессионального образования - 9,2 - 9,3;

в учреждениях дополнительного образования детей - 1,4 - 1,6.

В образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, затраты на обучение и содержание каждого обучающегося или воспитанника возрастают в среднем на 20 - 25%, а по учреждениям начального общего образования почти на 50%.

На 01.08.2002 в системе образования по оперативным данным - 118288 образовательных учреждений (дошкольного, общего и дополнительного образования детей). В 97,7% образовательных учреждений проведена их регистрация как юридических лиц. В том числе:

- на 100% - в 65 субъектах РФ.

- на 95% и выше - в 23 субъектах РФ.

Лицензии на осуществление образовательной деятельности имеют 95,9% учреждений дошкольного, 96,6 - начального, 88,5 - основного, 96,6 - среднего общего, 85,8 - дополнительного образования детей и 100% учреждений начального профессионального образования.

В течение учебного года активно проводилась аттестация и госаккредитация образовательных учреждений. Однако на отчетный период аттестовано всего 80,3% учреждений среднего и 79,3% основного общего образования, аккредитовано соответственно 74,9 и 68,1% основного общего образования. Наиболее успешно процесс лицензирования, аттестации и аккредитации осуществляется в лицеях и гимназиях, где все вышеназванные показатели приближаются к 100%.

Намечается тенденция к улучшению положения со сменностью обучения. В следующем учебном году будут обучаться в первую смену почти на 1,5 млн обучающихся больше, чем в 2001/2002-м (77,3% против 75,1 - в прошлом году), на 2% снизилось количество обучающихся во вторую смену (22,4 против 24,4%) и в третью смену будут обучаться 0,3% обучающихся (0,5% - в 2001/2002 учебном году).

В течение учебного года было ликвидировано 1142 образовательных учреждения, что на 306 больше, чем в 2000/2001 учебном году, в том числе:

- дошкольных - 586 (село - 52,5%);

- начальных общеобразовательных школ - 328 (село - 94,5%);

- основных общеобразовательных школ - 91 (село - 74,7%);

- средних общеобразовательных школ - 86 (село 59,3%);

- учреждений начального профессионального образования - 22 (село - 13,6%);

- учреждений дополнительного образования детей - 30 (село - 6,6%).

Основными причинами ликвидации образовательных учреждений являются сокращение контингента обучающихся, аварийное состояние зданий, в которых они были размещены, и ликвидация населенных пунктов, в которых функционировали образовательные учреждения.

Мониторинг и контроль, осуществляемый Управлением региональной образовательной политики и инспектирования за деятельностью местных органов власти и органов управления образованием (учредителей) по оптимизации сети образовательных учреждений, не выявил в 2001/2002 учебном году существенных нарушений законодательства по порядку ликвидации образовательных учреждений.

В то же время к новому учебному году на 01.08.2002 за счет капитального строительства введено 239 образовательных учреждений, что на 15 меньше, чем в 2000/2001 учебном году, вместе с тем посадочных мест введено на 46390 больше (соответственно 117810 и 71421).

Продолжалась работа по обеспечению сельских образовательных учреждений компьютерной техникой. В 2002 году 3984 школы основного общего образования получили 5882 единицы компьютерной техники, а 9086 учреждений среднего (полного) образования - 23970 единиц, что позволило обеспечить компьютерной техникой 98,7% учреждений основного и 100% - среднего (полного) общего образования.

Несколько улучшилась ситуация с обеспечением обучающихся учебной литературой. По состоянию на 15.07.2002 учреждения начального и основного общего образования получили соответственно 31,7 и 35,6% учебников от потребности, что на 15% больше показателя прошлого года.

На 19,9 и 14,3% обеспечены учебниками учреждения среднего (полного) и начального профессионального образования. Этот показатель превышает прошлогоднюю цифру почти на 4 и 6%.

Приобретение учебников осуществляется в основном за счет средств областных и муниципальных бюджетов, а также за счет родителей. В 2002 году на всех уровнях (региональном, муниципальном) были запланированы средства на приобретение учебников. За 1-е полугодие 2002 г. на эти цели было израсходовано 505825,5 тыс.рублей (в 2001 году - 596089,7 тыс.рублей).

Несмотря на продолжающиеся финансовые затруднения в исполнении доходной части региональных и муниципальных бюджетов, руководители исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления провели определенную работу по организации отдыха и оздоровления детей. При этом большое внимание уделялось созданию условий для отдыха в оздоровительных учреждениях для различных категорий детей, и особенно для сирот, детей из малообеспеченных семей и оставшихся без попечения родителей, имеющих проблемы со здоровьем. В 2002 году традиционно широко использовалась сеть детских оздоровительных учреждений для организации летнего отдыха обучающихся.

Всего за летний период оздоровлено 9890599 детей, из них:

- в загородных оздоровительных лагерях - 1589868 (16%);

- в лагерях с дневным пребыванием - 3457101 (34,9%);

- в профильных лагерях - 533350 (5,3%);

- в санаториях и других лечебных учреждениях - 242797 (24,5%);

- на туристических базах и в пансионатах - 164751 (1,6%);

- в ЛТО - 905499 (9,1%);

- в прочих учреждениях для детей - 1735800 (17,3%);

были трудоустроены на летний период - 1261433 (9% контингента детей и подростков).

Следует отметить, что в последние годы динамично развивается сеть лагерей с дневным пребыванием, количество детей, отдыхающих в лагерях этого типа, более чем в 2,5 раза превышает контингент загородных лагерей, почти на 200 тыс. больше подростков в текущем году отдыхали и трудились в ЛТО, и на 200 тыс. больше были трудоустроены.

По-прежнему около 35% контингента отдохнувших детей составляют дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, оставшиеся без попечения родителей, имеющие проблемы со здоровьем и т.д., особенно высок этот процент в загородных лагерях и лагерях с дневным пребыванием.

Основными источниками финансирования детского летнего отдыха являются средства федерального, регионального, местного бюджетов, фонда социального страхования, организаций, предприятий всех форм собственности, на чьем балансе находятся оздоровительные лагеря, родительская оплата. Наибольшая доля финансирования приходится на фонд социального страхования (до 60%).

В последнее время возрастает доля родительской платы (до 15% в отдельных регионах).

Деятельность всех видов образовательных учреждений обеспечена педагогическими кадрами. В течение 2001/2002 учебного года в среднем 22% педагогических кадров прошли курсовую подготовку, в том числе по общеобразовательным учреждениям:

дошкольным - 14,9%;

начальным общеобразовательным - 20,1%;

основным общеобразовательным - 18,9%;

средним общеобразовательным - 30,1%;

начального профессионального образования - 21,4%;

дополнительного образования детей - 18,8%.

В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000, во всех субъектах проведена аттестация.

По оперативным данным, прошли аттестацию 456294 (14,25%) педагогических работника (из них 4,6% всего контингента педагогических работников на 2-ю категорию, 5,9 - на 1-ю, 2,8 - на высшую категорию, 0,27 - не прошли аттестацию, что в 2 раза меньше, чем в прошлом году) и 42577 (20,5%) руководящих работников (из них 14% всего контингента педработников - на 1-ю категорию, 5,4 - на высшую, 0,5% - не аттестованы).

Подали заявления на аттестацию в следующем учебном году 9,5% педагогических и 12,2% руководящих работников.

В проблеме обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами наметились две тенденции:

1. Отсутствие вакансий педагогических кадров (Белгородская, Брянская, Орловская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) и даже переизбыток (Карачаево-Черкесская Республика);

низкая потребность в учителях родных (нерусских) языков, начальных классов, изобразительного искусства и черчения.

2. Большое количество вакансий в отдельных регионах (Тульская, Ленинградская, Иркутская, Магаданская области, Приморский и Красноярский края, Удмуртская Республика, Эвенкийский автономный округ);

высокая потребность в учителях иностранных языков (особенно английского), истории, физкультуры и ОБЖ, технологии (для мальчиков), педагогах-психологах и логопедах.

В 2001/2002 учебном году жилищные условия были улучшены 8294 педагогическим работникам (0,25%).


Примечание. Информация по учреждениям начального профессионального образования представлена по 75 субъектам РФ.


______________________________

* Публикуется с незначительными сокращениями.



Информационное письмо Минобразования РФ от 3 сентября 2002 г. N 26-05-512 "О готовности образовательных учреждений к началу учебного года"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", ноябрь 2002 г., N 27


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.