Приказ Минобразования РФ от 21 ноября 2002 г. N 4066 "Об утверждении Примерного положения о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения"

Приказ Минобразования РФ от 21 ноября 2002 г. N 4066
"Об утверждении Примерного положения о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения"


В целях улучшения качества формирования фонда библиотек средних специальных учебных заведний, повышения эффективности их использования, совершенствования библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей приказываю:

1. Утвердить Примерное положение о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения (приложение).

2. Директорам средних специальных учебных заведений руководствоваться прилагаемым Примерным положением о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения в практической работе.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Заместитель Министра

Е.Е.Чепурных


Приложение

к приказу Минобразования РФ

от 21 ноября 2002 г. N 4066


Примерное положение
о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения


1. Общие положения


1.1. Настоящее Примерное положение определяет содержание работы библиотеки по комплектованию и организации ее фонда с целью оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении (далее - ссуз) изданиями, другими документами и информацией о них.

1.2. Фонд библиотеки создается как единый библиотечный фонд ссуза.

1.3. Единый фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами, картотекой книгообеспеченности образовательного процесса и информационными запросами читателей.

1.4. При формировании фонда библиотека ссуза координируют свою деятельность с другими библиотеками региона.


2. Структура и состав фонда


2.1. Единый фонд библиотеки состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов, микроформ.

2.2. Степень устареваемости основных учебных изданий устанавливается по циклам дисциплин в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, утвержденными заместителем Министра образования Российской Федерации от 15.10.1999:

общегуманитарные, социально-экономические и специальные - последние 5 лет,

общепрофессиональные, естественнонаучные и математические - последние 10 лет.

2.3. Примерная структура фонда:

Основной фонд - часть единого фонда, включающая наиболее полное собрание отечественных и зарубежных изданий и неопубликованных документов на традиционных и электронных носителях по профилю ссуза.

Подсобный фонд - часть единого фонда, пользующаяся наибольшим спросом читателей. Создается при читальных залах и абонементах. Подсобный фонд может быть специализированным, состоящим из документов, отобранных из основного фонда по какому-либо из признаков (виду, тематике, читательскому назначению). К подсобному фонду может быть организован открытый доступ.

Учебный фонд - специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимо от их вида и экземплярности, предназначенные для обеспечения образовательного процесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами ссуза и нормами книгообеспеченности.


3. Общие принципы и порядок комплектования


3.1. Порядок формирования учебного фонда определяется картотекой книгообеспеченности образовательного процесса. Картотека содержит информацию об учебных дисциплинах, читаемых в ссузе; контингенте студентов и формах их обучения; изданиях, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе по каждой дисциплине независимо от вида документа; коэффициенте книгообеспеченности и др. Картотека может быть организована в карточном или электронном варианте.

3.2. Учебные издания и документы приобретаются по письменной заявке преподавателей ссуза с указанием названия дисциплины и количества студентов, изучающих ее. Библиотека имеет право корректировать экземплярность заказываемого издания, исходя из обеспеченности предмета и установленных нормативов. Предпочтение отдается учебным изданиям, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения.

3.3. Учебные издания и документы приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося минимумом обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых образовательными программами. При этом объем фонда учебной литературы с грифом Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения, должен составлять по количеству названий не менее 60 % от всего учебного библиотечного фонда.


Фонд основной учебной
литературы
Циклы дисциплин Коэффициент
  Общие гуманитарные и
социально-экономические
дисциплины
0,5
  Математические и общие
естественнонаучные
дисциплины
0,5
  Общепрофессиональные
дисциплины
0,5
  Специальные дисциплины 0,3
Фонд дополнительной
литературы
По всем циклам дисциплин 0,1 - 0,2

3.4. Научные издания и другие виды документов приобретаются, исходя из принципа удовлетворения читательских запросов в читальных залах.

3.5. Издания и документы приобретаются на основе предварительного заказа, который составляется путем просмотра и отбора по библиографическим источникам информации.

3.6. Источниками комплектования фонда являются библиотечные коллекторы, книготорговые и книгоиздательские организации, фирмы, частные лица, обменные фонды других библиотек, агентство "Роспечать" и др.

3.7. Все издания и документы, приобретенные любыми подразделениями ссуза за бюджетные или внебюджетные средства, полученные в дар или по обмену, поступают в единый фонд библиотеки.


4. Исключение документов из фонда


4.1. В целях повышения эффективности использования фонда систематически проводится анализ его использования.

4.2. Библиотека, совместно с председателями предметных комиссий, ежегодно просматривает фонд с целью выделения малоиспользуемых документов для их списания из фонда.

4.3. Ветхие, дефектные, дублетные, устаревшие по содержанию и утраченные издания и документы исключаются из фонда в порядке, установленном "Инструкцией об учете библиотечного фонда" Министерства культуры Российской Федерации от 02.12.1998 N 590 и приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.08.2000 N 2488 "Об учете фонда библиотек образовательных учреждений".

4.4. Проверка фонда библиотеки проводится систематически в сроки, установленные письмом Министерства финансов Российской Федерации "Об инвентаризации библиотечных фондов" от 04.11.1998 за N 16-00-16-198.



Приказ Минобразования РФ от 21 ноября 2002 г. N 4066 "Об утверждении Примерного положения о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения"


Текст приказа опубликован в приложении к журналу "Администратор образования" - "Нормативный справочник руководителя ССУЗА", 2-е издание, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2003 г., N 1


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.