Письмо Минобразования РФ от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21 "О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации"

Письмо Минобразования РФ от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21
"О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации"


В соответствии с Резолюцией Всероссийского студенческого форума, состоявшегося в Москве в апреле 2001 года, во исполнение приказа Министерства образования Российской Федерации от 25 января 2002 г. N 193 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 25 декабря 2001 года N 19/2" Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации подготовлены рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации.

В обсуждении данного документа приняли участие представители высших и средних профессиональных учебных заведений, органов по молодежной политике и управления образованием 74 субъектов Российской Федерации, студенческие общественные объединения и профсоюзные организации.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования важнейшим направлением определяется развитие воспитательной работы в вузах и ссузах. По решению Координационного Совета по модернизации российского образования в настоящее время разрабатываются критерии оценки состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях при проведении комплексного анализа деятельности учреждения образования для его аттестации и аккредитации.

Рекомендации и информация направляются для использования в работе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессиональною образования Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, прошу организовать реализацию комплекса мер по развитию студенческого самоуправления в вузе (ссузе) на всех уровнях.


Министр

В.Филиппов


Информация
о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации


Современный этап развития российского общества характеризуется переходом к демократическому государству и правовому обществу, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и социального развития. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р) основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных видах деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования. Концепцией модернизации российского образования до 2010 года предусмотрены государственные гарантии обучения в условиях, обеспечивающих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность.

В этих целях в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1275) предусмотрено решение социально-экономических проблем студенческой молодежи, оказание содействия в трудоустройстве, в том числе обеспечение занятости в каникулярный период, развитие системы молодежного, семейного отдыха и оздоровления, развитие художественного творчества, массового молодежного спорта, поддержка студенческих общественных организаций.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "29 декабря 2000 г. N 1275" следует читать "27 декабря 2000 г. N 1015"


В рамках реализации программы 18 - 20 апреля 2001 года в г.Москве был проведен Всероссийский студенческий форум. В форуме приняли участие 1100 человек из 75 субъектов Российской Федерации. Были представлены более 800 вузов России. Цели и задачи форума исходили из необходимости разработки мер по решению студенческих проблем органами государственной власти и студенческими общественными объединениями, привлечения внимания общества и государства к решению студенческих проблем, к определению перспектив наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, консолидации студенческого общественного движения, развития студенческого самоуправления.

В рамках Всероссийского студенческого форума состоялось обсуждение проекта межведомственной программы "Студенчество России (2002-2006 годы)", разработанной совместно со Студенческим координационным советом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Российской ассоциацией профсоюзных организаций студентов (РАПОС), а также проекта Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации, разработанной общероссийским общественным объединением "Ассоциация студентов и студенческих объединений в поддержку Российского Союза Молодежи" (АСО) и проекта программы развития студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях, разработанной Студенческим координационным советом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. По итогам форума была принята резолюция Всероссийского студенческого форума.

В резолюции форума была отмечена важность развития и совершенствования форм участия молодежи в социально-политической жизни страны, в первую очередь развития студенческого самоуправления на общероссийском, региональном, местном уровнях.

В государственной молодежной политике, как отмечают исследователи, должны гармонично сочетаться два основных направления: первое "...связано с задачами облегчить молодежи вхождение в институционализированную общественную жизнь, компенсировать недостаточность социального статуса, который остается у любого молодого человека даже при наличии юридического равноправия", второе - это "...инвестиция в молодежь как в человеческий ресурс общественного развития... Очевидно, что инвестиция в молодежь одновременно означает социальное проектирование будущего России" (Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999. - С. 308).

"Поддерживающая" и "развивающая" стратегии государственной молодежной политики нашли отражение, имея разную степень представленности, в таких документах, как:

- Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" (1992 г.);

- Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации (1993 г.);

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации";

- Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1275);

- Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобренная решением Правительственной комиссии по делам молодежи от 5 декабря 2001 г. N 4, а также в проекте межведомственной программы "Студенчество России (2002 - 2006 годы)" и др.

Документы федерального и регионального уровней по молодежной политике свидетельствуют о заинтересованной позиции государства в решении молодежных проблем, обозначении приоритета государственной молодежной политики - "...повышение субъектности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов". Не случайно одним из принципов политики властей в молодежной сфере является принцип участия, означающий, что "...молодежь является не только объектом воспитания и образования, но и сознательным участником социальных преобразований" (Концепция государственной молодежной политики. - М., 2001. - С.31).

Студенчество - специфическая страта молодежи, ее "самый организованный отряд", поскольку "...обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России" (Резолюция Всероссийского студенческого форума. - М., 2001. - С.4).

На современном этапе возрастает общественная активность студенческой молодежи. Она выражается прежде всего в развитии студенческого движения. Во всех субъектах Российской Федерации появляется с каждым годом все больше разнообразных студенческих общественных организаций. Сам факт их возникновения указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав. Игнорировать студенческие объединения сегодня невозможно. Чтобы более результативно и эффективно взаимодействовать со студенческими объединениями, недостаточно признавать факт их существования. Необходимо четко представлять все разнообразие студенческих объединений и иметь полную характеристику студенческого движения. Можно обозначить некоторые тенденции его развития:

1. На современном этапе студенческое движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных правовых формах.

2. Существует большое количество студенческих общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается не только региональных и местных общественных объединений, но и межрегиональных).

3. Студенческое движение Российской Федерации представлено, с одной стороны, общественным движением студентов, с другой стороны, профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Но существуют проблемы, касающиеся всех страт молодежи, в том числе студенческой, и находят они свое конкретное выражение в более частных противоречиях:

- между объективной потребностью общества в развитии социальной активности студенческой молодежи и слабой включенностью студентов в разрешение своих собственных проблем;

- между наличием негативных тенденций в молодежной, и в частности, студенческой, среде и слабой массовой активностью молодых людей в их преодолении;

- между настоятельной необходимостью актуализации социального творчества учащихся вузов и ссузов и реально малочисленным составом студенческих общественных объединений и профсоюзных организаций или отсутствием первичных общественных организаций молодежи в учебных заведениях подобного типа;

- между широким спектром проблем, трудностей, с которыми объективно сталкиваются студенты, обучаясь в высших и средних специальных учебных заведениях, и слабой представленностью в деятельности органов студенческого самоуправления, существующих в образовательных учреждениях направлений работы, связанных с защитой прав и интересов студентов, улучшением их материального положения, гражданской самореализацией, участием в управлении делами соответствующего учебного заведения;

- между наличием традиционных органов студенческого самоуправления и невысокой степенью их влияния на студенческую молодежь;

- между сложностью организации жизни и деятельности студентов и слабой координацией взаимодействия в решении студенческих проблем между органами студенческого самоуправления, администрациями учебных заведений иных социальных структур, органами государственной власти, местного самоуправления;

- между необходимостью оптимизации деятельности органов студенческого самоуправления в высших учебных заведениях (вузах) и средних специальных учебных заведениях (ссузах) и недостаточной разработанностью социальных технологий по актуализации субъектного потенциала студентов для реализации собственных, государственных, общественных интересов.

Однако, обладая потенциально огромными созидательными возможностями для развертывания своей жизненной траектории и участия в решении актуальных проблем социума, студенчество переживает период болезненного самоосуществления, сопровождающийся многочисленными трудностями и испытаниями, что, в свою очередь, негативно сказывается на степени активности, самостоятельности молодых людей и их объединений в обустройстве окружающей жизни. Одним из механизмов повышения активности студенчества может стать создание института самоуправления, рекомендации по развитию которого, мы и направляем для использования в работе.


Рекомендации
по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации
(Одобрено рабочей группой по доработке проекта рекомендаций и нормативных документов по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации (приказ Минобразования РФ от 21 июня 2002 г. N 2329))


Федеральной целевой программой "Молодежь России (2001-2005 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1275) предусмотрено решение социально-экономических проблем студенческой молодежи, оказание содействия в трудоустройстве, в том числе обеспечение занятости в каникулярный период, развитие системы молодежного, семейного отдыха и оздоровления, развитие художественного творчества, массового молодежного спорта, поддержка студенческих общественных организаций.

Настоящие рекомендации разработаны в целях реализации федеральной целевой программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" и направлены на оказание содействия в развитии студенческого самоуправления в высших и средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации.


I. Общие положения


Основная черта современной реальности в области высшего и среднего профессионального образования - резкое повышение требований жизни к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиление личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, а также за решение конкретных проблем.

Одним из условий полноценного активного социального развития личности будущего специалиста является создание различных форм коллективной самоорганизации. В той или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодежи, независимо от того, приобретала она реальный статус студенческого самоуправления или нет. На практике самоорганизация студентов не всегда получала адекватное проявление в самоуправлении, а самоуправление, инициируемое сверху, не всегда выражало интересы самоорганизации студентов.

Процесс обновления студенческого самоуправления должен быть направлен на придание ему социально-практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.

Современное студенческое самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:

1. Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

2. Стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.

3. Стать средством социально-правовой самозащиты.

Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная и под свою ответственность деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.

В целом студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Студенческое самоуправление - это единство общего и специфического. В определении студенческого самоуправления в конкретном регионе, в конкретном образовательном учреждении общие и частные элементы, его принципы и функции должны быть представлены в специфическом виде.


II. Цели и принципы развития студенческого самоуправления


Развитие студенческого самоуправления направлено на:

- усиление роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов, воспитание в духе толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма; утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;

- контроль и организацию учебной и научной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизацию самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования; формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

- развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания; формирование в учебных группах, на курсах и факультетах коллективов студентов; формирование лидеров студенческих коллективов.

Принципы развития студенческого самоуправления:

- разнообразие форм студенческого самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях;

- рациональное качественное и количественное соотношение органов самоуправления в каждом регионе и в каждом вузе и ссузе;

- взаимодействие органов студенческого самоуправления разных форм в сочетании с четким разграничением их функций - каждый орган самоуправления решает свои специфические задачи; в то же время имеются общие вопросы, когда целесообразно и необходимо взаимодействие, объединение и координация усилий не должны нивелировать самостоятельность органов студенческого самоуправления;

- функционирование органов студенческого самоуправления на основе привлечения обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования к решению вопросов жизни и деятельности на основе свободного и открытого волеизъявления.


III. Субъекты студенческого самоуправления


Субъектами студенческого самоуправления выступают студенческие коллективы (объединения), созданные в группе, на факультете (межфакультетские), в вузе и ссузе (межвузовские и межссузовские), в муниципальном образовании, на уровне субъекта Российской Федерации, на федеральном уровне.

На основе анализа практики реализации студенческого самоуправления в качестве наиболее эффективных могут быть рекомендованы на уровне учебной группы, факультета (отделения) и образовательного учреждения следующие его формы:

1. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором.

2. Общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведением.

3. Профсоюзная организация студентов и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления; статус органа студенческого самоуправления определяется трехсторонним соглашением; профком приоритетно выполняет функции социальной защиты студентов, а общественное объединение занимается реализацией социально значимых программ и поддержкой инициатив студенческой молодежи.

4. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т. д.).

Высшим органом студенческого самоуправления является студенческое собрание (конференция), которое имеет право принимать к своему рассмотрению вопросы компетенции соответствующего студенческого коллектива.

Выборным представительным органом в образовательном учреждении высшего и среднего специального образования является Ученый совет (Совет), одна из основных задач которого заключается в объединении усилий всего коллектива для обеспечения высокого качества обучения и воспитания будущего специалиста.

В целях демократизации системы управления учебным заведением и соблюдения прав обучающихся в состав Ученого совета (Совета) образовательного учреждения входят представители студентов (ст.16, п.4 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264).

Организация студенческого самоуправления на уровне студенческой группы, курса, факультета (отделения) высшего учебного заведения предполагает:

- сочетание ответственности и доверия к студенческим коллективам со стороны администрации, педагогического коллектива и общественных организаций;

- единство прав и обязанностей как студенческих коллективов, их организаций, так и отдельных членов студенческих коллективов;

- выборность органов студенческого самоуправления, их периодическая отчетность перед студенческим коллективом.

Оценка эффективности студенческого самоуправления осуществляется по конечным результатам учебно-воспитательной и социокультурной деятельности группы, факультета (отделения), курса.

На уровне субъекта Российской Федерации, где статус органа студенческого самоуправления должен определяться договором с Российским союзом ректоров, Советом директоров ссузов, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, возможны следующие его формы:

1. Региональная студенческая общественная организация (ассоциация студенческих общественных и профсоюзных организаций).

2. Координационный студенческий орган (совет), который может быть:

- самостоятельным объединением;

- объединением при органе законодательной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- объединением при общественной организации (ассоциации организаций).

Координационный студенческий совет создается на принципах равного представительства от учебных заведений, координации действий всех членов совета и невмешательства в их внутренние дела.

На всероссийском уровне возможной формой студенческого самоуправления может стать координационный орган, созданный при Министерстве образования Российской Федерации (либо межведомственный совет).

В его состав могут входить представители:

- общероссийских и межрегиональных студенческих общественных объединений (Ассоциация студентов и студенческих объединений в поддержку Российского Союза Молодежи; Российский Союз Студентов, ассоциации иностранных студентов и др.);

- Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений (РАПОС);

- Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (других отраслевых профсоюзов);

- Координационных студенческих органов или студенческих общественных объединений субъектов Российской Федерации;

- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- министерств и ведомств, в ведении которых находятся вузы и ссузы;

- органов законодательной власти Российской Федерации;

- представители Федеральной государственной службы занятости населения;

- других заинтересованных министерств и ведомств.

Сочетание форм органов студенческого самоуправления на трех уровнях поможет найти оптимальные межведомственные механизмы и пути решения проблем студентов силами самих студентов, позволит развивать их инициативу не только в рамках учебных заведений, но и за их пределами, повысит роль и значимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив в судьбе России.


IV. Основные функции органов студенческого самоуправления


Функции органов студенческого самоуправления определяют их выборные структуры в соответствии с уровнем, выбранной формой и ситуацией в образовательном учреждении, в которой начинает складываться данная система. Учитывая опыт реализации самоуправления на практике, можно предложить следующие их функции:

- координация деятельности общественных, профсоюзных студенческих организаций;

- взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона;

- поиск и включение в общественную работу социально активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений;

- участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в вузе и ссузе;

- участие в системе обеспечения и контроля качества подготовки специалистов;

- представление интересов студентов на всех уровнях;

- разработка и реализация собственных социально значимых программ и поддержка студенческих инициатив;

- создание единого информационного пространства для студентов и администраций вузов и ссузов;

- профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде;

- поддержка правопорядка в студенческой среде, взаимодействие с правоохранительными органами;

- трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов);

- участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях;

- участие в поддержке студенческих семей;

- участие в поддержке малообеспеченных категорий студентов;

- организация досуга, отдыха и оздоровления студентов;

- анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения;

- выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на вузовском (ссузовском) уровне; взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- реализация и вузе и ссузе основных направлений Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" и других средствами студенческого самоуправления и др.


V. Механизмы реализации и ожидаемые результаты


Механизмами реализации рекомендаций по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации могут выступать:

- положения об органах студенческого самоуправления (например, положение о студенческом совете);

- заключение договоров между администрациями учебных заведений и общественными объединениями и профсоюзными организациями (администрациями, объединениями и органами студенческого самоуправления) и др. К другим мерам по развитию органов студенческого самоуправления можно отнести:

1. Организационную поддержку:

поддержку создаваемых и существующих органов студенческого самоуправления со стороны администраций учебных заведений (уровень вузов и ссузов), органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих в своем подчинении учебные заведения (федеральный уровень).

2. Нормативно-правовую поддержку:

определение статуса органов студенческого самоуправления [распоряжение (приказ) органа исполнительной власти, договор, соглашение о сотрудничестве].

3. Материально-техническую поддержку (помещения, связь, финансирование программ и мероприятий, текущей деятельности).

4. Информационную поддержку (создание банка данных).

5. Научно-методическую поддержку (социологические исследования, трансляция передового опыта работы).

6. Все виды кадровой поддержки (обучение студенческого актива, стажировки).

Настоящие рекомендации являются рамочными для определения путей, механизмов и форм развития студенческого самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Рекомендации по содержанию и организации студенческого самоуправления предполагают творческий подход и инициативу студенческих коллективов с учетом особенностей каждого учебного заведения и тенденций его развития.

Целесообразно в соответствии с рекомендациями разрабатывать региональные документы (концепции развития студенческого самоуправления, программы и т. д.).

Основными разделами таких документов могут являться:

- актуальность разработки документа;

- основные положения, категориальный аппарат;

- основные принципы развития студенческого самоуправления;

- цели и задачи развития студенческого самоуправления;

- структура органов студенческого самоуправления, возможные варианты и формы взаимодействия органов студенческого самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях;

- приоритетные направления деятельности, функции органов студенческого самоуправления;

- механизмы взаимодействия органов самоуправления с администрациями вузов и ссузов, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.



Письмо Минобразования РФ от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21 "О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.