Письмо Департамента общего образования Минобразования РФ от 28 октября 2002 г. N 13-51-125/13 "О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году"

Письмо Департамента общего образования Минобразования РФ
от 28 октября 2002 г. N 13-51-125/13
"О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году"


В 2001/02 учебном году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии со структурой экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, были информированы в день экзамена по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе.

Минобразование России направило в регионы письмо с просьбой предоставить подробную информацию по итогам проведения экзамена. Анализ писем, пришедших из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том, что новая форма организации итогового контроля по литературе в целом себя оправдала. Она содействовала предотвращению утечки информации о содержании письменных экзаменационных работ, создавала благоприятные условия для подготовки к экзамену, способствовала снижению у выпускников психологической нагрузки, связанной с ситуацией экзамена.

С учетом предложений, поступивших из регионов по дальнейшему совершенствованию формы и содержания итоговой аттестации, Минобразование России устанавливает следующий порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/03 учебном году.

Новая форма организации итогового контроля по литературе распространяется на выпускников школ с русским (родным) языком обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ.

Экзаменационный материал для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов по литературе будет представлен в двух документах: "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" и "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году". Экзаменационные материалы соответствуют обязательным минимумам содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 N 1236 и от 30.06.99 N 56).

"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" включает 500 тем. В указанном перечне темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по литературе первой половины XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по литературе ХХ века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения.

"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" в третьей декаде марта 2003 года будет направлен электронной почтой в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также помещен в "Учительской газете", в газетах "Первое сентября" и "Литература", в журнале "Вестник образования", размещен на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru). Не позднее второй декады апреля каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения "Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" в количестве не менее одного экземпляра на образовательное учреждение.

"Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" включают 70 комплектов. Каждый комплект будет состоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных в сответствии со следующей структурой экзаменационного пакета:

1. Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX-XX века (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).

2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.

3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).

4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).

5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или XX век; произведение художественной литературы выбирает учащийся).

При комплектовании тем учитывается специфика литературного образования в школах с родным (нерусским) языком обучения: в комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие специальную пометку (*), которая указывает на право выпускника школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту тему на другую тему, включенную в комплект с пометкой "для школ с родным (нерусским) языком обучения".

Количество тем сочинений в "Комплектах тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" будет примерно на 15% меньше числа тем, которые войдут в "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году".

"Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс (средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" во второй декаде мая 2003 года будут помещены в "Учительской газете" в газетах "Первое сентября" и "Литература" в журнале "Вестник образования" размещены на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru). В день экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или аналогичного устройства) определяется номер комплекта и соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5 минут и объявляются по радио.

Каждая школа Российской Федерации обеспечивается экзаменационными материалами (один комплект тем сочинений) в традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме по техническим причинам. Экзаменационные материалы будут взяты из "Комплектов тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году" и направлены в марте - апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с письмом "О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами".

Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся: выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио и телевизионной связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для всех категорий учащихся комплектуются из опубликованного "Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году".


Руководитель Департамента

А.В. Баранников


Приложение


Образцы комплектов тем сочинений


Комплект N 1


1. Стихотворение Ф.И.Тютчева "Певучесть есть в морских волнах..." (восприятие, истолкование, оценка).

2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М.Горького "На дне"?

3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".

4. Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой "Реквием"*.

Для школ с родным (нерусским) языком обучения:

4. Тема родины в лирике А.А.Ахматовой.

5. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII - XIX веков.


Комплект N 2


1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-ой главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

2. "В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего неожиданного". Обоснуйте или опровергните высказывание М.Волошина о финале поэмы А.А.Блока "Двенадцать".

3. Самодуры и самодурство в драме А.Н.Островского "Гроза".

4. Город и деревня в лирике С.Есенина.

5. "Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г.Белинский). По 1 - 2 произведениям русской литературы XX века*.

Для школ с родным (нерусским) языком обучения:

5. "Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г.Белинский). По произведениям русской и родной литературы XX века.


Письмо Департамента общего образования Минобразования РФ от 28 октября 2002 г. N 13-51-125/13 "О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", январь 2003 г., N 1, в журнале "Вестник образования России", март 2003 г., N 5


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение