Распоряжение Минтранса РФ от 10 декабря 2002 г. N ОС-1109-р "О введении в действие "Руководства по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса"

Распоряжение Минтранса РФ от 10 декабря 2002 г. N ОС-1109-р
"О введении в действие "Руководства по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса"


В целях создания единой методической основы для определения экономической эффективности внедрения в дорожной отрасли результатов НИОКР:

1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 20 декабря 2002 года "Руководство по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" (далее - Руководство).

2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Руководства, упомянутого в п.1, настоящего распоряжения, и осуществление комплекса необходимых мероприятий для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.

3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование Руководства, упомянутого в п.1 настоящего распоряжения, и осуществление комплекса необходимых мероприятий для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.

4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать распространение Руководства, упомянутого в п.2 настоящего распоряжения.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.


Заместитель Министра

О.В. Скворцов


Руководство
по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса
(введено в действие распоряжением Минтранса РФ от 10 декабря 2002 г. N ОС-1109-р)


Введение


Настоящий документ устанавливает единую процедуру оценки эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожной отрасли и учитывает условия российской экономики в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.1999 г.

Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.


1. Область применения


1.1. Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса предназначено для обеспечения единства методических принципов и совершенствования процедуры расчета экономической эффективности рассматриваемого вида деятельности отрасли.

Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса.

1.2. "Руководство..." предназначено для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.

1.3. "Руководство..." предназначено для использования на следующих уровнях:

- органов дорожного управления федерального и регионального уровней;

- разработчиков инноваций и участников внедрения достижений научно-технического прогресса.


2. Термины и определения


В настоящем "Руководстве ..." использованы следующие термины и определения.

Инновации - конечный результат плановых или инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Достижения научно-технического прогресса - конечные результаты ранее выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом международного опыта.

Инновационный проект - комплекс мероприятий, направленный на реализацию инноваций и (или) достижений научно-технического прогресса.

Научные работы делятся на следующие виды: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные исследования и разработки.

Фундаментальные исследования определяют стратегию науки, расширяют границы значений данной науки и имеют общетеоретическое значение.

Поисковые исследования характеризуют тактику науки на основе общих стратегий.

Прикладные исследования реализуют теоретические положения применительно к конкретным элементам производства, повышают их эффективность.

Разработки - научные работы, которые выражают детализацию и конкретизацию прикладных исследований в виде определенных технологических процессов, технических, нормативных и методических документов и т.д.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса с целью повышения эффективности функционирования отрасли "дорожное хозяйство".


3. Основные положения


3.1. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" учитывает основные положения "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.1999 г.

Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.

3.2. Настоящий документ включает общую систему принципов, показателей, критериев и методов оценки эффективности, учитывающие общеотраслевые требования, а также специфику отрасли "дорожное хозяйство".

3.3. Оценка экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса производится прежде всего по величине общественной (социально-экономической) эффективности.

3.4. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" включает инструкцию для пользователя программной реализацией методических положений, а также тест (условный пример) реализации программы Effect. Результаты реализации стандартной процедуры для отраслевых примеров расчета экономической эффективности с учетом программного обеспечения приведены в пояснительной записке к настоящему документу.

3.5. "Руководство..." определяет перечень необходимой информации и порядок действий пользователя программным продуктом на ПЭВМ при расчетах.

3.6. В "Руководстве..." использованы основные методические принципы в оценке эффективности, сложившиеся в мировой практике:

- расчет показателей эффективности в течение всего жизненного цикла предлагаемого решения;

- учет динамичности экономических параметров рассматриваемого научно-технического мероприятия;

- учет фактора экономической неравнозначности;

- учет фактора согласованности - сопоставимости показателей и другой информации, характеризующей инновационный проект.


4. Требования к информационному обеспечению оценки эффективности инноваций и достижений научно-технического прогресса


4.1. Основные требования к информационному обеспечению расчета экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса заключаются в следующем: пользователю необходимо самостоятельно подготовить и внести в банк данных программы расчета на ПЭВМ информацию об общих экономических условиях реализации рассматриваемого проекта, а также необходимые характеристики и параметры проекта, задействованные в формулах.

4.2. Стандартная программа для пользователя на ПЭВМ предусматривает реализацию методики расчета оценок эффективности применительно к учету всех условий, задействованных в формуле. При использовании программы расчета для оценки экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве конкретных инноваций и достижений научно-технического прогресса пользователь самостоятельно принимает решение о необходимости учета каждого параметра в формулах при заполнении соответствующей исходной информации.

4.3. Учет затрат и результатов осуществляется в пределах одного расчетного периода - горизонта расчета (Т), который принимается с учетом всего жизненного цикла проекта - общей продолжительности создания, эксплуатации, и при необходимости ликвидации мероприятия.

Шаг расчета в пределах одного расчетного периода определяется необходимой степенью детализации расчетов и устанавливается в зависимости от масштабов рассматриваемых мероприятий по инновациям и достижениям научно-технического прогресса и графика инвестирования: месяц, квартал, год.

4.4. Учет фактора неравноценности разновременных затрат и результатов осуществляется путем приведения всех показателей к одному моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования (альфа). Для удобства расчетов за момент приведения (t_0) принимается момент начала или окончания нулевого шага, что обычно соответствует началу финансирования работ.

При расчете эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в коэффициенте дисконтирования учитывается безрисковая норма дисконта (Е), которая принимается разработчиком в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов".

4.5. Коэффициент дисконтирования (Е_1) с учетом поправки на риск проекта (Р) определяется по формуле:


                                       Р
                             Е  = Е + ---                      (4.1)
                              1       100

Поправка на риск проекта определяется по данным следующей таблицы:


Величина риска Пример цели проекта Р, процент
Низкий вложения при интенсификации производства
на базе освоенной техники
3 - 5
Средний увеличение объема продаж существующей
продукции
8 - 10
Высокий производство и продвижение на рынок нового
продукта
13 - 15
Очень высокий вложения в исследования и инновации 18 - 20

4.6. При наличии информации о переменных во времени нормах дисконта и степени риска проекта, необходимо в расчетах оценок эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса задействовать различные коэффициенты дисконта на разных шагах расчета. Это условие необходимо соблюдать при выполнении масштабных исследований, единовременные затраты в которые осуществляются в течение ряда лет.

Технически приведение к сопоставимому моменту времени затрат и результатов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации рассматриваемого мероприятия, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования соответствующего шага, рассчитываемого по формуле:


                                        1
                         альфа  = -------------                (4.2)
                              1    t
                                   П   (1 + Е )
                                  q = t      q
                                       0

где:
   альфа  - коэффициент дисконтирования денежных средств  на  t-м    шаге
        1   расчета;
       Е  - норма дисконта в момент времени q;
        q
        t  - момент окончания шага Е  в долях единицы в год.
                                    q

Величина нормы дисконта на определенном шаге расчета должна быть привязана к годовым параметрам в соответствии с требованиями, изложенными в п.п.4.4 - 4.5. Дробная величина t применяется при выполнении краткосрочных мероприятий с горизонтом расчета до одного года.

4.7. Состав результатов и затрат мероприятия по использованию в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса зависит от его значения в хозяйственно-экономической системе. Степень детализации элементов затрат и результатов рассматриваемого проекта определяется наличием информации об его особенностях. Затраты и результаты измеряются в стоимостных показателях.

4.8. При расчетах показателей экономической эффективности в состав результатов мероприятия включаются:

конечные производственные результаты;

социальные и экологические результаты;

прямые финансовые результаты;

косвенные финансовые результаты.

В общем виде совокупные результаты R_t, полученные в год t, определяются по следующей формуле:


                                     i   i
                          R = Сумма R х I (t, t )                   (4.3)
                           t    i    t         б
где:
     i
    R         - значения результатов в ценах года t;
     t
     i
   I (t, t ) - индекс  инфляции  соответствующего  структурного  элемента
          б    результатов i в году t по сравнению с годом t .
                                                            б

4.9. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты, то есть все средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования, а также кредиты банков, используемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета.

В общем виде совокупные единовременные затраты К_t, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:


                                        s   s
                             K = Сумма K х I (t, t )                (4.4)
                              t    s    t         б

где:
     s
    К         - значения s-ых структурных элементов единовременных затрат
     t           в ценах года t;

     i
   I (t, t ) - индекс инфляции соответствующих s-ых структурных элементов
          б    единовременных затрат в году по сравнению с годом t .
                                                                  б

Текущие затраты З_t направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:


                                       m   m
                            З = Сумма З х I (t, t )                 (4.5)
                             t    m    t         б

где:
     m
    З  - значения m-ых структурных элементов единовременных затрат 0 в
     t   ценах года t;

     i
   I (t, t ) - индекс   инфляции    соответствующих   s-ых    структурных
          б    элементов единовременных затрат в  году  t по  сравнению с
               годом t .
                      б

5. Порядок проведения расчетов по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса


5.1. Экономическая эффективность отражает интересы участников мероприятия и характеризуется системой показателей, устанавливающих соотношение связанных с реализацией рассматриваемого мероприятия результатов и затрат с учетом принятых условий реализации.

5.2. В качестве основных показателей, характеризующих экономическую эффективность денежных средств, направленных на финансирование инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве, приняты следующие:

чистый дисконтированный доход (ЧДД или NPV) - абсолютный показатель, характеризующий масштабы мероприятия и результаты его внедрения в отрасли;

индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) - качественный показатель, характеризующий доходность единицы израсходованных инвестиций;

срок окупаемости с учетом дисконтирования - дополнительный показатель, характеризующий продолжительность периода до наиболее раннего момента времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным;

точка безубыточности - показатель, определяемый для каждого шага расчета, отвечающий условию нулевой прибыли.

Необходимость расширения перечня показателей оценки эффективности мероприятий может быть связана с масштабностью инвестиций, а также условиями привлечения коммерческих денежных ресурсов. В этом случае решение вопроса о финансировании инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожное хозяйство требует составления развернутого бизнес-плана.

5.3. Общий порядок проведения расчетов по оценке экономической эффективности денежных средств, направленных на финансирование инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве, состоит в следующем:

- изучается инструкция для пользователя программы расчета экономической эффективности денежных средств, направленных на финансирование инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве;

- принимаются определенные допущения по общим экономическим условиям реализации мероприятия, осуществляется подготовка необходимой исходной информации, характеризующей рассматриваемый проект, информация заносится в соответствующие таблицы по группам данных;

- производится расчет экономической эффективности в соответствии с программной реализацией на ПЭВМ применительно к экономическим условиям и исходным данным.

При отсутствии программы расчета у исполнителя возможно использование настоящего документа с соответствующим исключением изучения инструкции для пользователя программы Effect. В этом случае разработчик производит расчеты самостоятельно, используя формулы настоящего раздела. Принятие допущений по общим экономическим условиям реализации мероприятия и подготовка исходной информации осуществляются также в направлении приведения расчетов к стандартной форме.

5.4. В настоящем разделе представлена система показателей экономической эффективности в привязке к конкретной ситуации внедряемого мероприятия с учетом принятых допущений, наличия исходной информации и отражающая интересы участников инвестиционного процесса.

5.4.1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется по следующей формуле:


                       R - З                      K
             T          t   t             T        t
     ЧДД = Сумма -------------------- - Сумма -------------------- (5.1)
            t=0             t            t=0          t
                 I(t,t ) x  П (1 + Е )        I(t,t ) П х (1 + Е )
                      б    q=1      q              б q=1        q

5.4.2. Индекс доходности (ИДД)


                           R - З                    K
                 T          t   t           T        t
     ИДД = 1 + Сумма --------------------:Сумма ------------------ (5.2)
                t=0             t          t=0          t
                     I(t,t ) x  П (1 + Е )      I(t,t ) П (1 + Е )
                          б    q=1      q            б q=1      q

5.4.3. Точка безубыточности определяется в результате решения уравнения:


                  R - З                      K
        T          t   t             T        t
      Сумма -------------------- = Сумма ------------------    (5.3)
       t=0             t            t=0          t
            I(t,t ) x  П (1 + Е )        I(t,t ) П (1 + Е )
                 б    q=1      q              б q=1      q

5.5. Оценка эффективности мероприятий с учетом фактора неопределенности при наличии возможности количественно оценить вероятности развития различных сценариев реализации мероприятий осуществляется по следующей формуле:


                             ЧДД  = Сумма ЧДД х Р              (5.4)
                                ож           i   i

ЧДД  - ожидаемый чистый дисконтированный доход мероприятия по  инновациям
   ож   и внедрению достижений НТП;
ЧДД  - чистый  дисконтированный  доход  по   i-му   варианту   реализации
   i   (рассчитывается по соответствующим формулам, приведенным в п.5.4);
Р    - вероятность реализации рассматриваемого i-го варианта.
 i

Аналогичные формулы используются при определении показателей индекса доходности дисконтированных инвестиций и точки безубыточности.

При финансировании инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожном хозяйстве наибольшее распространение имеет оценка интервальной неопределенности, которая состоит в оценке максимального и минимального эффектов.

В этом случае расчет ожидаемого чистого дисконтированного дохода рекомендуется производить по формуле:


                    ЧДД  = лямбда ЧДД   + (1 - ламбда) ЧДД      (5.5)
                       ож            max                  min

где ЧДД   ЧДД    - соответственно    наибольшее    и    наименьшее     из
       max   min   математических     ожиданий     ЧДД     по  допустимым
                   вероятностным распределениям;
    ламбда = 0,3 - норматив   для    учета    неопределенности   эффекта,
                   отражающий   систему   предпочтений   соответствующего
                   хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности.

В этом случае также применяются аналогичные формулы для расчета показателей индекса доходности дисконтированных инвестиций и точки безубыточности.


6. Порядок оценки эффективности предложений по совершенствованию управления, организационных структур и другим направлениям деятельности дорожной отрасли


6.1. Эффективность любого мероприятия НИОКР по оценке предложений по совершенствованию управления, организационных структур и другим направлениям деятельности дорожной отрасли в общем случае означает превышение совокупности получаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации рассматриваемого мероприятия.

6.2. При этом специфика направлений НИОКР, рассматриваемых в настоящем разделе, состоит в том, что именно в результате работы в этих направлениях эффект относится к сугубо качественным характеристикам, для которых принципиально допускается экономическая оценка, но мы сегодня нерасполагаем необходимой информационной базой для их определения, или тем, которые принципиально не допускают такой оценки (например, социальные и научно-технические общего характера).

6.2.1. Для таких мероприятий, которые надо оценить хотя бы качественно, предполагается использовать следующие методы:

метод "предпочтения", основывающийся на экспертной оценке готовности платить за наличие какого-либо положительного эффекта (полезных характеристик) или устранения отрицательного эффекта;

метод определения затрат на замену, когда элемент, вызывающий негативные последствия, заменяется новым решением, устраняющим эти последствия;

метод теневых цен, когда конкретный эффект проявляется в росте рыночных цен на услугу с учетом теневого эффекта;

описательные методы.

6.2.2. В основе применения указанных методов должна быть достаточно условная схема "затраты-результаты" с включением по возможности всех экономических оценок эффектов, поддающихся количественной оценке и рассчитанных по соответствующим формулам (см. раздел 2) или оцениваемых по качественным признакам согласно методам настоящего раздела.

6.3. Следует учитывать, что разработки в направлении общих теоретических и методологических проблем относятся ко всей области принимаемых решений и управления, поэтому оценка неэкономических результатов и согласование их с экономическими показателями эффективности не достаточно адекватно выражают степень соответствия первоначально поставленной цели. В реальных задачах по оценке инноваций фундаментального уровня следует учитывать компромисс между количественной измеримостью и адекватностью показателей эффективности выбранной цели, не допуская подмены мер, характеризующих результат в соответствии с первоначально зафиксированными целями "локальным" результатом функционирования интегральной системы. В этом случае предпочтительнее использовать качественные показатели и экспертные оценки.


Приложение 3


Методические рекомендации
по определению лимитных цен на НИОКР


Введение


Настоящие "Методические рекомендации..." разработаны с соответствии с Государственным контрактом ПО-12/297-1 от 3 июня 2002 года и являются вспомогательным документом к "Руководству по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса". Документ предназначен для сокращения трудоемкости проведения расчетов стоимости выполнения научных исследований разработчиками и позволяет обеспечить унификацию расчетов для различных научных организаций, работающих в отрасли.


1. Термины и определения


В настоящем документе используются термины и определения, задействованные в "Руководстве..." с учетом следующих дополнений.

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые отраслевыми организациями по основным научным направлениям: фундаментальным исследованиям, поисковым исследованиям, прикладным исследованиям и разработкам.

Научные исследования являются оригинальным направлением деятельности, в котором отсутствуют аналогии каким-либо ранее выполненным разработкам в связи с творческим характером труда.


2. Общие положения


2.1. "Рекомендации по определению лимитных цен на НИОКР" устанавливают условия и правила определения базовой стоимости разработки инноваций с учетом требований рынка научных работ. Система ценообразования научной продукции основана на расчете необходимых и достаточных для выполнения каждой конкретной работы трудозатрат непосредственных ее разработчиков.

2.2. "Рекомендации ..." разработаны на основе следующих принципов.

2.2.1. Учет творческого характера труда специалистов-исполнителей высокого профессионального уровня.

2.2.2. Оригинальность выполняемых разработок с возможностью достижения и превышения международных показателей.

2.2.3. Эффективность результатов выполненных исследований не зависит от стоимости их проведения.

2.2.4. Неравномерность выполнения работ и участия специалистов в творческом процессе.


3. Методические рекомендации включают следующие положения


3.1. Калькуляция разрабатывается непосредственно руководителем каждой конкретной разработки. В зависимости от цели и задач разработки научный руководитель формирует временный творческий коллектив (ВТК) и устанавливает величины необходимых для выполнения работы трудозатрат и оплаты труда каждого члена ВТК.

3.2. Далее в соответствии с "Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 47) в зависимости от полученного размера фонда оплаты труда ВТК определяется величина отчислений на социальные цели (35,6% - единый социальный налог и 0,3% - тариф обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

3.3. После этого производится расчет остальных элементов прямых затрат по рассматриваемому договору:

материалы;

затраты на эксплуатацию основных фондов;

амортизация основных фондов;

патентно-информационное обеспечение исследований;

затраты на содержание производственных помещений.

3.3.1. Кроме перечисленных элементов, при необходимости в составе прямых затрат учитываются расходы на командировки разработчиков и затраты на приобретение специального оборудования для исследований.

3.4. В зависимости от полученной величины прямых затрат рассчитываются накладные расходы с помощью нормативов, определяемых по сложившейся в предыдущем году структуре фактических затрат в целом по организации. Например, по данным бухгалтерии в целом для ГП РОСДОРНИИ по итогам 2000 года определено: по отношению к прямым затратам накладные расходы составляют 42,6%. При этом в составе накладных расходов учтены заработная плата АУП и МОП с начислениями, общепроизводственные расходы, а также затраты на содержание служебных помещений, используемых АУП и МОП.

3.5. При необходимости привлечения соисполнителя (по согласованию с заказчиком) в итоговом расчетном значении контрактной цены учитывается стоимость работ соисполнителя.

3.6. Для сокращения трудоемкости проведения расчетов в рамках настоящей работы составлена электронная таблица на базе стандартной программы Microsoft Excel, в которой разработчику НИОКР достаточно подставить только информацию о трудоемкости привлекаемых сотрудников и соответствующую величину заработной платы. Форма представлена в таблице 1.

3.7. Лимитная цена является основой для определения контрактной цены инновационной разработки. Окончательная цена контракта может отличаться от лимитной за счет корректировки на стадии согласования интересов заказчика и разработчика при проведении переговоров. При этом увеличение цены может быть достигнуто за счет сокращения необходимых сроков разработки с учетом актуальности и эффективности решаемых задач. Сокращение цены может быть достигнуто при наличии достаточного числа конкурентных предложений. В любом случае изменение цены с учетом международного опыта не должно превышать 20% по отношению к лимитной цене с целью исключения демпинга или снижения качества ожидаемых результатов исследований.


Таблица 1


Обоснование договорной цены
по теме: "Условная научная разработка"


1. Плановая калькуляция


N Наименование статей Сумма, руб.
1 Оплата труда разработчиков (ФОТ) 115960
2 Начисления на ФОТ 41630
3 Специальное оборудование для исследований
(экспериментальных работ)

0
4 Командировочные расходы 0
5 Материалы, затраты по эксплуатации основных фондов и
их амортизация

16698
6 Прочие прямые затраты (патентно-информационное
обеспечение и др.)

36643
7 Накладные расходы 89857
8 Себестоимость (собственными силами) 300788
9 Плановая прибыль 45118
10 Стоимость работ соисполнителей* - условный
соисполнитель

0
11 Контрактная цена 345906

______________________________

*) Указать название организаций-соисполнителей с распределением суммы средств, предназначенных к оплате.


2. Расчет фонда оплаты труда


/-----------------------------------------------------------------------\
| N  |       Должность сотрудника        |Трудозат-| Зарплата, | Общая  |
|    |                                   |раты мес.|   руб.    | сумма, |
|    |                                   |         |           |  руб.  |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 1  |Нач. подразделения                 |    3    |   10400   | 31200  |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 2  |Нач. группы врем. творч. коллектива|    3    |   8500    | 25500  |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 3  |Вед. научный сотрудник             |    4    |   7600    | 29260  |
|----+-----------------------------------+---------+-----------+--------|
| 4  |Ведущий инженер                    |    5    |   6000    | 30000  |
|----------------------------------------+------------------------------|
|И  т.д.  в соответствии с потребностью в|                              |
|разработчиках                           |                              |
\----------------------------------------+------------------------------|
                                         |      Итого ФОТ        115960 |
                                         \------------------------------/

7. Сводка замечаний
к "Руководству по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса"


N
п/п
Название
организации-
рецензента
Номер
раздела,
пункта,
приложения
Содержание замечания, предложения Ответ
1 2 3 4 5
1.1 ИСА РАН Том 1
п.2, с.4 - 5
В п.2 на с.4 - 5 следовало бы определить,
как соотносятся по мнению авторов понятия
"инновации" и "достижения
научно-технического прогресса". Это
синонимы или есть различия?
Принято. Дополнительное
пояснение внесено в
соответствующие разделы
документов по Тому 1 и Тому
2.
1.2   п.3.6, с.6 В п.3.6 на с.6, по-видимому, речь идет не
об учете фактора неравномерности
несинхронных затрат и результатов, а об
учете фактора экономической
неравнозначности.
Принято. Необходимое
исправление внесено в
соответствующие разделы
документов по Тому 1 и Тому
2.
1.3   п.4.6, с.7 Неясно, почему авторами принято следующее
положение (п.4.6 на с.7) "При расчете
эффективности использования в дорожном
хозяйстве инноваций и достижений
научно-технического прогресса в
коэффициенте дисконтирования учитывается
бюджетная норма дисконта...". Ведь это
зависит от того, что за мероприятие и для
какого из его участников ведется расчет -
если для общества в целом, то учитывается
социальная норма дисконта и рассчитывается
общественная эффективность (как об этом
правильно написано в п.3.3 на с.5), если
для региона, то учитывается региональная
норма дисконта и определяется региональная
эффективность, если же для бюджета, то
тогда, действительно, следует брать
бюджетную норму дисконта.
Принято. Текст п.4.6
отредактирован. Внесены
необходимые изменения в
соответствующие разделы
документов по Тому 1 и Тому
2.
1.4   п.4.3, с.7 Вряд ли корректно... определять бюджетную
норму дисконта по приведенной формуле в
соответствии с "Положением об оценке
эффективности инвестиционных проектов при
размещении на конкурсной основе
централизованных инвестиционных ресурсов
Бюджета развития Российской Федерации" от
22 ноября 1997 года N 1470. Представляется,
что нет научных аргументов определять
дисконтирования без учета риска проекта по
этой формуле в зависимости от ставки
рефинансирования, установленной Центральным
банком Российской Федерации, и объявленного
Правительством Российской Федерации на
текущий год темпа инфляции, а следует
поступать, как указано в документе
"Методические рекомендации". Тем более, что
Постановление Правительства относилось к
очень специфической проблеме и сейчас ...
не действует.
Принято, необходимые
изменения в формулах
внесены в соответствующие
разделы документов по Тому
1 и Тому 2.
1.5   п.4.6, с.8 Следует более корректно, чем это сделано на
с.8 в п.4.6 указать смысл обозначений в
формуле, соответствующей переменным по
шагам нормам дисконта. Представляется, что
там смешаны величины моментов времени и
номеров шагов и соответственно вместо
указания нормы дисконта за период q шага
указано не очень понятное значение в q
момент времени. Если бы все шаги были по
году, то это куда ни шло, а в случае
переменной временной длительности шагов
могут получиться существенные ошибки.
Принято. В соответствующих
формулах разделов
документов Тома 1 и Тома 2
внесены исправления. Даны
дополнительные комментарии
в тексте.
1.6   п.4.8, с.9 В формуле ... под знаком суммы,
по-видимому, должна стоять не величина
R(i)_t, а ее значение в базисном году t_б.
Аналогичные исправления надо сделать и в
других аналогичных формулах и тексте под
ними в п.4.9 на с.9 и 10.
Отклонено. Предложенная в
работе формула дает такой
же результат.
1.7   п.5.2, с.10;
п.5.4.3,
с.11
В ряде мест работы (п. 5.2 на с.10,
п.5.4.3) имеет место неудачное ...
отождествление понятий "точка
безубыточности" и "срок окупаемости
инвестиций". И в отечественной, и в
зарубежной экономической литературе под
точкой безубыточности обычно понимают
относительный уровень производства и
продаж, отвечающий нулевой прибыли, причем
эта величина рассчитывается для каждого
шага отдельно. Срок же окупаемости
определяется совершенно иначе - как тот
минимальный отрезок времени, по истечении
которого ЧДД становится и остается
неотрицательным.
Принято. Текст по всем
пунктам отредактирован.
Внесены необходимые
изменения в соответствующие
разделы документов по Тому
1 и Тому 2.
2.1 ИСА РАН Том 2 Те же все замечания, что приведены выше по
первому тому.
Принято. См. ответы на
замечания ИСА РАН к Тому 1,
пп.1.1 - 1.7.
2.2   с.23 В приведенных примерах расчетов безрисковая
норма дисконта определяется через ставку
рефинансирования ЦБ и темп инфляции, что,
как отмечалось выше, неудачно.
Принято. Примеры рассчитаны
с учетом изменений по
расчету нормы дисконта.
2.3     Из приведенных в томе 1 формул для расчета
критериальных показателей следует, что при
эффективности должны согласованно
выполняться условия - 0 <= ЧДД и 1 <= ИДД.
В расчетах же приведены не соответствующие
этим условиям значения ЧДД и ИДД.
Принято. В примерах
произведены исправления.
1. МАДИ (ТУ) п.5.2 ... точка безубыточности и срок окупаемости
- это разные показатели. Точка
безубыточности не является показателем
экономической эффективности.
Принято. См. ответы на
замечания ИСА РАН к Тому 1,
п.5.2, с.10 и п.5.4.3,
с.11.
2.     Формулы не имеют порядковых номеров, что
затрудняет ссылку на них.
Принято. Формулам присвоены
порядковые номера.
3.   п.5.4.3 ... следует указать, что срок окупаемости
(но не точка безубыточности) может быть
определен с учетом дисконтирования
разновременных затрат и результатов, т.е.,
как показано в "Руководстве", и без
такового. Не объяснено, как следует
оценивать "срок окупаемости", полученный с
учетом дисконта, с чем его сравнивать.
Принято. См. ответы на
замечания ИСА РАН к Тому 1,
п.5.2, с.10 и п.5.4.3,
с.11.

Руководитель разработки

В.Г.Нестеренко


Распоряжение Минтранса РФ от 10 декабря 2002 г. N ОС-1109-р "О введении в действие "Руководства по оценке эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса"


Текст распоряжения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.