Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6 "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"

Письмо Управления специального образования Минобразования РФ
от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6


В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей.

Поддерживая опыт создания таких учреждений, Министерство направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, разработанные Управлением специального образования на основе опыта работы школы надомного обучения "Цветик-Семицветик" г.Великого Новгорода.


Начальник Управления

Т.В.Волосовец


"Методические рекомендации
по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"


В настоящее время, обучение детей с тяжельми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях". Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.

Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.

Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому.

Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводиться индивидуально, часть занятий проводится в классе.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе (группе).

Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в стороны их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант Базисного учебного плана для школы надомного обучения.


Базисный учебный план школы надомного обучения


Образовательные области Классы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Языки и литература 5 5 5 5 3,5 5 4 5 3,5 4 4 3,5
Общественные дисциплины         1 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5
Естественные науки         1 1 3 4 4 3 3,5 3
Математика 3 3 3 3 2,5 2 2 2 1,5 2 3 3
Технология                   0,5    
Всего 8 8 8 8 8 9 10 10 10 11 12 11
Обязательные
коррекционные занятия
2 2 2 2                
Обязательная нагрузка
обучающихся
10 10 10 10 8 9 10 10 10 11 12 11
Занятия по выбору 9 9 9 9 12 11 10 11 13 13 12 13
Итоговая нагрузка 19 19 19 19 20 20 20 21 23 24 24 24

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.

Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".

Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.

Управление специального образования, направляя данные рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес Управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения.



Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6 "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"


Текст письма опубликован в "Вестнике Образования России", апрель 2003 г., N 7, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", май 2003 г., N 14, повторно в "Вестнике образования", июнь 2003 г., N 11, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2003 г., N 14



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение