Решение коллегии Минобразования РФ от 26 февраля 2003 г. N 3 "Об итогах работы в 2002 году и очередных задачах системы образования России по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"

Решение коллегии Минобразования РФ от 26 февраля 2003 г. N 3
"Об итогах работы в 2002 году и очередных задачах системы образования России по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"

 

Выступая в декабре прошлого года на VII съезде Российского союза ректоров, Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул: "Мы достигли многих успехов в демократическом строительстве, в формировании цивилизованного рынка. Однако все понимаем, что еще очень много предстоит. И задача отечественного образования в том, чтобы помочь пройти этот переходный возраст быстро, грамотно, эффективно". Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования адекватного реагирования, и, как показывает сегодняшняя практика, именно этой задаче отвечает курс на всестороннюю модернизацию образования, намеченный Государственным советом Российской Федерации и нормативно закрепленный Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Коллегия Министерства образования Российской Федерации, рассмотрев на своем расширенном заседании с участием руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, представителей педагогической и научной общественности итоги работы министерства, органов управления образованием, образовательных учреждений страны по реализации в 2002 году Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, отмечает, что главные задачи, стоявшие перед системой образования в минувшем году в рамках первого этапа модернизации образовательной отрасли, в основном решены.

В значительной степени сформированы нормативная правовая база проводимых министерством широкомасштабных экспериментов по модернизации системы образования, законодательное обеспечение введения государственных стандартов общего образования, совершенствования межбюджетных отношений в сфере образования, новые инструменты управления. Созданы Правительственная комиссия по образованию, координационные и иные советы и комиссии региональных администраций по модернизации и развитию образования.

Минобразованием России, органами управления образованием при активной поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти подготовлен комплекс мероприятий по восстановлению ответственности государства в сфере образования и начата его поэтапная реализация.

Обеспечено дальнейшее увеличение доли расходов на образование как федерального, так и консолидированного бюджетов Российской Федерации, последовательное, хотя еще и недостаточное по объемам, повышение материального уровня педагогических работников. Достигнут значительный рост капитальных вложений в новое строительство, объемов капитального и текущего ремонта, обновления научного и учебно-лабораторного оборудования, включая поставку компьютеров в общеобразовательные школы. Практически решены проблемы коммунальных платежей образовательных учреждений федерального подчинения.

По достоинству оценивая работу по реализации указанной Концепции, проводимую всеми органами управления образованием от федерального министерства до муниципалитетов, руководителями и педагогическими коллективами образовательных учреждений, коллегия Минобразования России полагает необходимым обратить их внимание на проблемы, пока не решенные или решенные не в полном объеме.

Анализ результатов социологических исследований, включая письма граждан, публикации в средствах массовой информации, показывает, что инновационные процессы, составляющие стержень модернизации, не всегда находят нужную поддержку и понимание у части педагогического сообщества, родителей, широкой общественности. Нередко, в том числе и в прессе, звучат утверждения о "пробуксовке" модернизации, ее ориентации на некие "ведомственные интересы". В значительной мере это объясняется фактами формализма при проведении мероприятий, направленных на развитие образования, отсутствием их должной подготовки, разъяснения, ресурсного обеспечения, что нередко ведет к компрометации перспективных начинаний, формированию негативного восприятия обществом идей модернизации образования.

Серьезного внимания требуют вопросы реализации государственной образовательной политики субъектами Федерации и муниципальным уровнем управления. Существующее законодательное разграничение компетенции и ответственности органов управления образованием разных уровней нуждается в уточнении с учетом реализуемой в стране административной реформы и перспектив развития межбюджетных отношений, соучредительства образовательных учреждений.

Темпы намеченных преобразований, прежде всего правового и экономического характера, сдерживаются отсутствием решения по таким принципиальным вопросам, как передача функций оплаты труда и обеспечения учебного процесса общеобразовательных школ на уровень субъектов Российской Федерации, принятие федерального закона о государственном образовательном стандарте общего среднего образования. Остро стоят проблемы соучредительства образовательных учреждений, стимулирования инвестиций в образование, материального обеспечения и социальной поддержки работников системы и студенчества. Требует совершенствования структура профессионального образования - как по уровням, так и по направлениям подготовки специалистов, с учетом реальных потребностей рынка труда.

Актуальными для сферы образования на всех его уровнях остаются проблемы патриотического, нравственного, эстетического воспитания, утверждения норм здорового образа жизни. Реализуемые в настоящее время правовые, организационные меры противодействия распространению детского и подросткового алкоголизма и наркомании, безнадзорности и беспризорности должны в большей степени опираться на богатейшие воспитательные ресурсы самого образовательного процесса, его содержания, средств индивидуального и коллективного психологического и педагогического воздействия на неблагополучных в социальном отношении детей и подростков.

Рассмотрев представленный аналитический доклад "Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", учитывая замечания и предложения, высказанные участниками расширенного заседания, коллегия решила:

1. Согласиться с выводами, оценками и предложениями, содержащимися в аналитическом докладе Министерства образования Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемый перечень приоритетных задач модернизации российского образования, на решение которых должны быть направлены усилия Минобразования России, органов управления образованием всех уровней, образовательных учреждений в 2003 году.

Обеспечить безусловное выполнение задач первого этапа модернизации (2001 - 2003 гг.), установленных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. (раздел 3).

3. Поручить руководству министерства с учетом состоявшегося обсуждения приоритетных задач системы образования в 2003 году, анализа накопленного опыта реализации Концепции модернизации российского образования, замечаний и предложений, поступающих в Минобразование России, внести необходимые изменения, уточнения и дополнения:

в Комплекс межведомственных мероприятий по реализации в 2002 - 2005 годах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

ГАРАНТ:

Приказом Минобразования РФ от 26 декабря 2003 г. N 4789 утверждена новая редакция Комплекса межведомственных мероприятий по реализации в 2003-2005 годах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года

в План действий Минобразования России на 2002 - 2004 годы по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (в редакции приказа Минобразования России от 23.07.2002 N 2866).

4. Обсудить итоги работы в 2002 году и приоритетные задачи модернизации российского образования на 2003 год на совещаниях работников образования всех федеральных округов в марте-апреле 2003 года.

Руководству Минобразования России обеспечить участие в работе указанных совещаний заместителей министра и других руководящих работников министерства, рассмотреть итоги зональных совещаний, вопросы и предложения их участников, принять по ним соответствующие управленческие решения.

5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием, образовательных, научно-исследовательских и других учреждений сферы образования, общероссийских и территориальных общественных организаций, занимающихся вопросами развития образования, рассмотреть вопросы, связанные с ходом реализации Концепции модернизации российского образования, на заседаниях ученых и педагогических советов, собраниях коллективов.

 

Председатель коллегии

В.М.Филиппов

 

 


Решение коллегии Минобразования РФ от 26 февраля 2003 г. N 3 "Об итогах работы в 2002 году и очередных задачах системы образования России по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"


Текст решения опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", апрель 2003 г., N 12, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", март 2003 г., N 9


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.