Решение Коллегии ФСФО РФ "Об итогах деятельности ФСФО России в 2002 году и основных задачах на первое полугодие 2003 года" (утв. председателем Коллегии, руководителем ФСФО РФ)

Решение Коллегии ФСФО РФ
"Об итогах деятельности ФСФО России в 2002 году и основных задачах на первое полугодие 2003 года"
(утв. председателем Коллегии, руководителем ФСФО РФ)


Деятельность ФСФО России в 2002 г. осуществлялась в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по проведению государственной политики по предупреждению банкротств организаций и их финансовому оздоровлению в соответствии с законодательством о банкротстве, и Положением о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301.

В рамках реализации полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению главными направлениями деятельности ФСФО России в 2002 году являлись совершенствование законодательства о банкротстве, изучение и анализ финансово-экономического состояния организаций, являющихся крупными, экономически или социально значимыми для страны, а также имеющих стратегическое значение для национальной безопасности, выработка мер, направленных на защиту государственных интересов, обеспечение условий реализации процедур банкротства, а также организация контроля и надзора за деятельностью арбитражных управляющих в условиях изменяющегося законодательства.

Служба во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти в 2002 году принимала участие в подготовке проекта нового федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", который вступил в действие 3 декабря 2002 года. В прошедшем году ФСФО России рассмотрены и подготовлены предложения по 105 нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и ведомств Российской Федерации.

ФСФО России были подготовлены и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации распоряжение ФСФО России от 9 апреля 2002 г. N 63-р "Об утверждении разъяснения "О вопросах, связанных с применением процедур банкротства" (зарегистрировано в Минюсте России 20 мая 2002 г. N 3458), посвященное вопросам компетенции уполномоченных органов при голосовании на собраниях кредиторов, и распоряжение ФСФО России от 14 июня 2002 г. N 101-р "Об утверждении разъяснения "О вопросах, связанных с применением процедур банкротства" (зарегистрировано в Минюсте России 31 июля 2002 г. N 3644), посвященное вопросам определения очередности удовлетворения требований кредиторов. Всего за отчетный период ФСФО России рассмотрела и дала ответы на 314 обращений по вопросам разъяснения положений законодательства о банкротстве.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного распоряжения N 63-р следует читать как "от 1 апреля 2002 г."


Во исполнение государственной программы статистического наблюдения ФСФО России подготовила обзоры финансового состояния крупных, экономически или социально значимых организаций. Ежеквартально в Правительство Российской Федерации направлялись бюллетени финансового состояния крупных, экономически или социально значимых организаций.

ФСФО России подготовила следующие доклады Правительству Российской Федерации:

- о финансовом состоянии крупных, экономически или социально значимых организаций;

- об итогах реструктуризации кредиторской задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет;

- о влиянии реструктуризации кредиторской задолженности по обязательным платежам на финансовое состояние организаций;

- о финансовом состоянии угольной промышленности;

- о финансовом состоянии предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

В рамках своих полномочий ФСФО России внесла предложения для включения в доклад Президенту Российской Федерации "О международном и внутреннем положении Российской Федерации" по вопросам экономической безопасности, прав организаций на результаты научно-технической деятельности и финансового состояния организаций оборонно-промышленного комплекса.

В целях предотвращения банкротства предприятий, которые имеют определяющее значение для экономики страны, являются крупными и социально значимыми, ФСФО России принимались меры досудебной санации путем проведения мониторинга и оценки финансово-экономического состояния предприятий-должников.

По итогам анализа финансового состояния 173 федеральных унитарных предприятий были сформулированы предложения по финансовому оздоровлению государственных предприятий и повышению эффективности управления государственным имуществом.

В целях определения предельных величин тарифов естественных монополий ФСФО России проведен анализ влияния изменения тарифов на электроэнергию на финансовое состояние крупных, экономически или социально значимых организаций.

По запросам Счетной палаты Российской Федерации были представлены материалы по финансовому состоянию ряда крупных, экономически или социально значимых организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном капитале.

В соответствии с обращением Экономического управления Президента Российской Федерации проведен анализ финансового состояния крупных, экономически или социально значимых организаций, пакеты акций которых в результате преобразования в открытые акционерные общества подлежат внесению в уставный капитал ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей".

В 2002 году в рамках работы центральной и региональных межведомственных балансовых комиссий (ЦМБК и РМБК) было рассмотрено финансовое состояние и состояние расчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами 6674 организаций. Общая сумма неотсроченной задолженности организаций, рассмотренных РМБК, составила 46,75 млрд рублей. Общая сумма погашенной задолженности вследствие выполнения решений РМБК превысила 21,6 млрд руб.

ФСФО России проводила экспертизу возможных последствий обращения взыскания на имущество организаций. В течение 2002 года в территориальные органы ФСФО России поступило 9808 уведомлений об обращении взыскания на имущество.

Всего было направлено 3659 уведомлений о неосуществлении действий по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве организаций-должников, выдано 3340 заключений о необходимости инициирования дел о банкротстве.

За 2002 год ФСФО России по запросам судов и правоохранительных органов подготовила 508 заключений о наличии признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства, из них по 133 заключениям возбуждены уголовные дела.

По состоянию на 1 января 2003 года в производстве арбитражных судов Российской Федерации находится 84614 дел о банкротстве. Наибольшее их количество связано с ликвидационной процедурой отсутствующих должников. Так, по состоянию на 1 января 2003 г. в арбитражных судах Российской Федерации находилось 61791 дело в отношении отсутствующего должника.

В течение 2002 года сотрудники ФСФО России участвовали в 79021 заседании арбитражных судов, в 12 435 собраниях кредиторов, в 721 заседании комитетов кредиторов.

В целях реализации Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 855 на ФСФО России временно были возложены функции уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования# Российской Федерации по денежным обязательствам, а также функции регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Во исполнение вышеуказанного постановления и распоряжения ФСФО России от 21 ноября 2002 г. N 150-р "Об утверждении Временного положения о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций" сформирован и ведется единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - СРО). В указанный реестр в отчетном году включено 9 некоммерческих организаций арбитражных управляющих.

ГАРАНТ:

Распоряжением ФСФО РФ от 12 мая 2003 г. N 7-р названное распоряжение признано утратившим силу


При непосредственном участии ФСФО России в ноябре-декабре 2002 г. проведена всероссийская дискуссия по проблемам создания саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, подведение итогов которой состоялось 19 декабря 2002 г. на Всероссийском совещании специалистов по антикризисному управлению, в котором приняли участие около 1500 арбитражных управляющих.

В рамках осуществления контроля за соблюдением законности при проведении процедур банкротства лицами, осуществляющими арбитражное управление в отношении организаций-должников в 2002 году, ФСФО России привлекались к ответственности арбитражные управляющие в соответствии с законодательством о лицензировании арбитражных управляющих, а во втором полугодии - в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве методического обеспечения контроля за соблюдением арбитражными управляющими лицензионных требований и условий в 2002 году.# ФСФО России подготовлено и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации распоряжение ФСФО России от 8 апреля 2002 г. N 67-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение ФСДН России от 27 августа 1999 г. N 23-р и в Положение об осуществлении сотрудниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих".

В первом полугодии 2002 года ФСФО России рассмотрела и приняла решения по 1124 жалобам на действия арбитражных управляющих.

С 1 июля 2002 г. вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который предусматривает меры административной ответственности, направленные на пресечение правонарушений при реализации процедур банкротства. Органом, имеющим право осуществлять действия административного контроля в отношении арбитражных управляющих и руководителей организаций, является ФСФО России. В связи с этим в 2002 году была создана и начала функционировать система административного контроля за деятельностью арбитражных управляющих, регламентированная распоряжением ФСФО России от 14 августа 2002 г. N 144-р.

За период с 1 июля по 31 декабря 2002 года должностными лицами межрегиональных территориальных и территориальных органов ФСФО России возбуждено 81 дело по 84 административным правонарушениям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 2002 году осуществлена подготовка 4880 специалистов по антикризисному управлению.

В отчетном периоде продолжалось совершенствование структуры территориальных органов. Проводилась работа по подбору кандидатов на замещение руководящих должностей в межрегиональных территориальных и территориальных органах, по согласованию их кандидатур с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В 2002 году продолжало развиваться международное сотрудничество ФСФО России, в рамках которого было начато осуществление Проекта технической помощи программы ТАСИС (ЕК) "Эффективность процедур несостоятельности. Стадия - 2". Было организовано ознакомление с системами банкротства Белоруссии, КНР, США, Финляндии, Швеции и Франции, обеспечено участие руководства ФСФО России в двух международных конференциях.

Заслушав и обсудив итоги работы ФСФО России в 2002 году, Коллегия считает необходимым определить в качестве целей и задач ФСФО России:

- реализацию государственной политики по предупреждению банкротств и финансовому оздоровлению предприятий и организаций путем организации исполнения функций уполномоченного органа, определенных законодательством Российской Федерации, для создания прозрачного, рыночного, не подверженного коррупции механизма проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий;

- организацию эффективного исполнения функций уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства по представлению требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;

- разработку и согласование в установленном порядке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

- разработку порядка учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий;

- разработку методических рекомендаций, обеспечивающих реализацию Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

- повышение исполнительской дисциплины и усиление ответственности сотрудников ФСФО России;

- совершенствование концепции кадровой политики;

- совершенствование форм отчетности территориальных органов в соответствии с новым законодательством о несостоятельности;

- обеспечение информационной открытости для реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности ФСФО России и ее территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98.

Коллегия ФСФО России решила:

1. Признать результаты работы ФСФО России в 2002 году удовлетворительными.

2. Принять участие в подготовке в установленном порядке проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", определяющих:

- единый порядок представления требований Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам и требований об уплате обязательных платежей в ходе процедур банкротства;

- порядок координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;

- порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства;

- порядок подачи заявления, объединения и представления в деле о банкротстве требований Российской Федерации по денежным обязательствам и требований об уплате обязательных платежей;

- общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего;

- правила проведения финансового анализа;

- правила проверки наличия признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства;

- правила проведения и сдачи теоретического экзамена;

- правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;

- правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих;

- порядок учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий.

3. Провести инвентаризацию действующих нормативно-распорядительных актов и инструктивных документов ФСФО России по обеспечению процедур банкротства.

4. Подготовить методические рекомендации, обеспечивающие исполнение ФСФО России функций уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства.

5. Обеспечить внедрение в практику межрегиональных территориальных и территориальных органов ФСФО России методических рекомендаций, обеспечивающих исполнение функций уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства.

6. Провести анализ последствий процедур банкротства.

7. Провести изучение представленных межрегиональными территориальными органами предложений по повышению эффективности деятельности ФСФО России.

8. Разработать и представить к утверждению уточненные формы отчетности территориальных органов.

9. Провести анализ деятельности территориальных органов, разработать дифференцированные критерии оценки эффективности работы МТО и ТО ФСФО России, а также порядок и нормативные сроки прохождения документов между центральным аппаратом, МТО и ТО ФСФО России.

10. Разработать предложения по усилению ответственности и повышению исполнительской дисциплины.

11. Разработать нормативные документы, направленные на дальнейшее совершенствование концепции кадровой политики ФСФО России.

12. Разработать и принять меры, направленные на своевременное и полное информирование граждан и организаций о деятельности ФСФО России и ее территориальных органов в целях формирования позитивного общественного мнения и понимания обществом задач, стоящих перед ФСФО России.

13. Создать рабочую группу по подготовке мероприятий, посвященных десятой годовщине ФСФО России.

14. По итогам деятельности Службы за первое полугодие 2003 года провести расширенное заседание Коллегии ФСФО России с участием руководителей МТО и структурных подразделений ФСФО России.


Председатель Коллегии,
руководитель ФСФО России

Т.И.Трефилова



Решение Коллегии ФСФО РФ "Об итогах деятельности ФСФО России в 2002 году и основных задачах на первое полугодие 2003 года" (утв. председателем Коллегии, руководителем ФСФО РФ)


Текст решения опубликован в "Вестнике Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству", 2003 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.