Письмо Минобразования РФ от 12 марта 2003 г. N 14-51-272ин/13 О направлении для практического использования рекомендаций всероссийского совещания по проблемам сопряжения основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего профессионального образования

Письмо Минобразования РФ от 12 марта 2003 г. N 14-51-272ин/13


Направляем для практического использования рекомендации всероссийского совещания по проблемам сопряжения основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, которое состоялось 27 - 28 февраля 2003 года на базе Орловского государственного технического университета.


Заместитель министра

Л.С.Гребенев


Рекомендации
совещания по проблемам сопряжения основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего профессионального образования
(27 - 28 февраля 2003 года, г.Орел)


В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.01.03 N 175 в г.Орле на базе Орловского государственного технического университета 27 - 28 февраля 2003 года состоялось совещание по проблемам сопряжения основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

Организаторы совещания: Министерство образования Российской Федерации, Орловский государственный технический университет.

Об актуальности совещания свидетельствует широкий состав участников. В работе совещания приняли участие более 250 человек из 150 образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, руководители и специалисты Министерства образования Российской Федерации и других министерств, ректоры и проректоры ведущих вузов страны, руководители ряда региональных органов управления образованием. На совещании рассмотрены следующие вопросы:

- проблемы формирования сопряженных основных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- модели взаимодействия среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе в рамках учебно-научно-производственных комплексов (УНПК);

- взаимодействие образовательной и производственной сред как фактор повышения качества практической подготовки специалистов с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием;

- роль Центров непрерывной подготовки специалистов с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием, адаптированных к конкретным условиям и потребностям регионального рынка труда.

На совещании отмечено, что действующее законодательство в области образования создало предпосылки для развития образовательной среды, формирования различных моделей взаимодействия среднего профессионального и высшего профессионального образования. Подготовка специалистов по непрерывным сопряженным основным образовательным программам ведется, как правило, в рамках созданных университетских комплексов, имеющих в своей структуре образовательные учреждения среднего профессионального образования (Кубанский государственный технологический университет, Воронежский государственный технический университет, Московский государственный текстильный университет, Саратовский государственный технический университет, Донской государственный технический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Новоуральский государственный технологический институт, Иркутский государственный педагогический университет, Ярославский государственный педагогический университет, Кабардино-Балкарский государственный университет и др.). Предлагаются и другие модели, например, региональный университетский комплекс, имеющий в своей структуре несколько вузов и несколько колледжей; профессионально-образовательный инновационный комплекс (например, на базе Казанского государственного технологического университета), региональный центр непрерывного образования при Донском государственном техническом университете и др.

Ряд вузов пошли по пути создания многопрофильных учебно-научно-производственных комплексов, имеющих в своей структуре не только образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, но и научно-исследовательские институты, производственные структуры, технопарки (Орловский государственный технический университет, Оренбургский государственный университет, Московский государственный институт электронной техники (технический университет).

Совещание отметило необходимость и полезность работы, проводимой Министерством образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы развития образования по разработке сопряженных образовательных программ по приоритетным и инновационным областям подготовки специалистов.

Многие участники совещания поделились конкретным опытом работы по организации подготовки специалистов по сопряженным образовательным программам высшего профессионального и среднего профессионального образования, отмечая при этом слабую взаимоувязку и преемственность государственных образовательных стандартов различного уровня, отсутствие методических рекомендаций по проектированию сквозных образовательных программ (Кубанский государственный университет, Волгоградский государственный педагогический университет, Татарско-американский региональный институт, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области).

Ряд вузов отметили как решающий фактор повышения качества подготовки специалистов тесное взаимодействие образовательных и производственных структур университетских комплексов (Орловский государственный технический университет, Оренбургский государственный университет).

Докладчиками отмечена положительная роль Центров непрерывной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, которые гибко реагируют на запросы регионального рынка труда в квалифицированных кадрах (Донской государственный технический университет, Мценский филиал ОрелГТУ).

Совещание рекомендует:

Министерству образования Российской Федерации:

1. Разработать единые методологические основы стандартизации профессионального образования с целью обеспечения оптимальной преемственности и сопряженности основных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования.

2. Обеспечить одновременный пересмотр государственных образовательных стандартов всех уровней и ступеней профессионального образования с целью оптимизации работы по формированию преемственных образовательных программ.

3. Завершить работу по введению нового Общероссийского классификатора специальностей по образованию, представляющего собой единую систему перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования и перечня специальностей среднего профессионального образования.

4. Продолжить работу в рамках Федеральной программы развития образования по развитию университетских комплексов, по обобщению опыта подготовки специалистов по сопряженным основным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования.

5. Сформировать банк образцов сопряженных образовательных программ высшего профессионального и среднего профессионального образования.

6. Организовать повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений по проблемам формирования сопряженных образовательных программ на базе ведущих университетских комплексов.

7. Обобщить накопленный опыт взаимодействия среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в рамках университетских комплексов и учебно-научно-производственных комплексов на базе университетов с целью выработки наиболее оптимальных моделей такого взаимодействия.

8. Разработать экспериментальные программы, реализуемые в университетских комплексах для лиц, частично освоивших программу высшего профессионального образования и желающих получить квалификацию специалиста со средним профессиональным образованием.

9. Поручить Научно-методическим советам по гуманитарным и социально-экономическим, математическим и естественнонаучным дисциплинам проработать вопросы сквозной стандартизации по всем уровням профессионального образования.

10. Изучить взаимодействие образовательной и производственной сред университетских учебно-научно-производственных комплексов с целью определения эффективных путей повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием.

11. Проработать вопросы аккредитации высших учебных заведений, реализующих программы других уровней профессионального образования.

12. Разработать и утвердить единый тезаурус в области стандартизации и разработки основных образовательных программ профессионального образования.

Учебно-методическим объединениям высших учебных заведений Российской Федерации:

1. Включить в планы заседаний советов по образовательным областям на 2003 год вопросы, обсуждавшиеся на данном совещании, провести анализ и рассмотреть состояние и перспективы развития подготовки специалистов по сопряженным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования по курируемым специальностям высшего профессионального образования.

2. Организовать совместную с методическими подразделениями среднего профессионального образования подготовительную работу по формированию сопряженных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессионального образования по родственным специальностям.

Советам ректоров субъектов Российской Федерации: обсудить возможность создания информационно-аналитических центров непрерывной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, позволяющих гибко реагировать на потребность регионального рынка труда в квалифицированных кадрах.

Образовательным учреждениям высшего профессионального и среднего профессионального образования:

1. Проанализировать состояние методического и организационного обеспечения подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием по непрерывным многоуровневым образовательным программам с учетом целей и задач каждого уровня профессионального образования.

2. Обратить особое внимание на проблему мотивации обучения студентов, имеющих документ о предыдущем уровне профессионального образования.

3. Шире использовать в своей работе опыт университетских комплексов и учебно-научно-производственных комплексов при подготовке специалистов по сопряженным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Обеспечить конституционные права лиц, имеющих среднее профессиональное образование, на бесплатное высшее профессиональное образование.

5. Обсудить данные рекомендации в своих педагогических коллективах.

Участники совещания поддержали инициативу Орловского государственного технического университета и ряда других вузов по созданию ассоциации университетов, возглавляющих учебно-научно-производственные комплексы Российской Федерации, и поручили Орловскому государственному техническому университету провести необходимую организационную работу.

Участники совещания выразили благодарность Министерству образования Российской Федерации и Орловскому государственному техническому университету за проведение совещания на высоком содержательном и организационном уровне.



Письмо Минобразования РФ от 12 марта 2003 г. N 14-51-272ин/13


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", май 2003 г., N 10


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.