Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью"

Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05
"О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью"


В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N ВМ-П-18217 министерство рассмотрело обращение председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Э.А.Памфиловой и президента организации родителей детей-инвалидов - ассоциации "Даун-синдром" С.А.Колоскова в Правительство Российской Федерации и в целом поддерживает изложенные в нем предложения о защите конституционных прав на образование и иных социальных прав, гарантированных Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации детям-инвалидам, страдающим умственной отсталостью.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации за тем же номером указанное обращение было направлено в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство приняло во внимание информацию об обращениях по данному вопросу заместителя председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке О.Н.Смолина к Президенту Российской Федерации В.В.Путину и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О.Миронова к председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову.

Министерство разделяет озабоченность комиссии, указанных выше представителей государственных органов и организации родителей детей-инвалидов имеющими место нарушениями прав детей этой категории на образование, что отражено в Концепции реформирования системы специального образования, утвержденной решением коллегии министерства от 09.02.99, где, в частности, указывалось: "некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети с синдромом Л.Дауна, дети с тяжелыми множественными нарушениями) продолжают считать необучаемыми, не включая их в образовательное поле и нарушая тем самым права ребенка".

Принимая меры по защите прав детей-инвалидов на образование, министерство направило в органы управления образованием субъектов Российской Федерации инструктивное письмо от 14.12.2000 N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.97 N 48", в котором предложено в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида открывать классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью, письмо от 02.04.2001 N 29/1476-6, в котором предложено совместно с органами социальной защиты населения рассматривать вопрос об открытии на базе учреждений Минтруда России филиалов действующих образовательных учреждений в целях организации образовательного процесса в реабилитационных учреждениях Минтруда России.

В отношении вопроса о признании недействительными указанных в обращении нормативных правовых актов Министерства социального обеспечения РСФСР 1962 - 1985 гг. министерство согласно с авторами обращений в том, что применение в настоящее время в работе с детьми-инвалидами и при предоставлении услуг, включающих образовательные компоненты (воспитание и обучение), этих устаревших и не согласованных с министерством актов неприемлемо и приводит к нарушению их прав на образование.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2002 г. N П12-4360 министерство рассмотрело обращение президента ассоциации "Даун-синдром" С.А.Колоскова к Президенту Российской Федерации по данному вопросу и, учитывая важность вопроса, направило в Минтруд России письмо от 29.11.2002 N 01-50-2157/32-05, в котором указало, что в части своей компетенции готово принять участие в разработке документов, регламентирующих деятельность домов-интернатов органов социальной защиты населения.

Министерство придает большое значение методическому обеспечению образования и реабилитации детей-инвалидов с выраженными нарушениями интеллекта и сложной структурой дефекта и в этой связи активно сотрудничает с научными организациями, авторитетными международными организациями и организациями родителей детей-инвалидов. В частности, в рамках такого сотрудничества базовой экспериментальной площадкой министерства - Псковским лечебно-педагогическим центром разработан пакет методических материалов по данному вопросу и подготовлен для утверждения Экспертным советом министерства.

Вместе с тем разъясняем, что открытие классов, групп, групп продленного дня в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и открытие филиалов действующих образовательных учреждений на базе учреждений Минтруда России относится к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным министерство в целях осуществления и защиты конституционных прав на образование и иных социальных прав, гарантированных Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации детям-инвалидам, страдающим умственной отсталостью, рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять следующие первоочередные меры.

На основании п.2 ст.12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и п.10 ст.50 Закона РФ "Об образовании" провести реорганизацию стационарных учреждений социального обслуживания, где проживают дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью, путем придания им статуса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в порядке, предусмотренном ст.33 Закона РФ "Об образовании".

Обеспечить неукоснительное соблюдение ст.43 Конституции РФ и п.10 ст.50 Закона РФ "Об образовании" психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на образование.

Поручить органам управления образованием, социальной защиты и здравоохранения субъектов Российской Федерации провести скоординированный учет детей-инвалидов раннего (0 - 3 года), дошкольного (4 - 6 лет) и школьного (7 - 18 лет) возраста и своевременное обеспечение их образовательными услугами в порядке, предусмотренном действующим законодательством. К решению данного вопроса привлечь представителей общественных организаций родителей детей-инвалидов.

Полученные данные по учету детей-инвалидов просим представить в Министерство образования Российской Федерации.

Дополнительно к вышеизложенному предлагаем провести переподготовку педагогических работников детских домов-интернатов для детей с глубокой умственной отсталостью системы социальной защиты населения для соответствия их квалификации требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.


Заместитель министра

Е.Е. Чепурных



Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", май 2003 г., N 14


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.