Письмо Минобразования РФ от 6 мая 2003 г. N 18-51-415ин/18-28 "О методических рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования"

Письмо Минобразования РФ от 6 мая 2003 г. N 18-51-415ин/18-28
"О методических рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования"


Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения "Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования".


Первый заместитель министра

А.Ф.Киселев


Методические рекомендации
по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования*(1)


1. Организация итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования


1.1. Общие положения


1.1.1. Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 N 10.

1.1.2. Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования), требованиям регионального компонента и компонента образовательного учреждения по конкретной специальности.

1.1.3. Итоговая государственная аттестация выпускника по специальности повышенного уровня среднего профессионального образования предусматривает следующие виды аттестационных испытаний:

- итоговые экзамены по отдельным дисциплинам в соответствии с Государственными требованиями повышенного уровня среднего профессионального образования;

- защита выпускной квалификационной работы;

или

- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

- защита выпускной квалификационной работы.

1.1.4. Итоговая государственная аттестация выпускника по специальности, которая реализуется как на базовом, так и повышенном уровне среднего профессионального образования*(2), предусматривает следующие виды аттестационных испытаний:

при реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня по специальности (далее - программа базового уровня):

- итоговые экзамены по отдельным дисциплинам или

- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

при реализации основной профессиональной образовательной программы повышенного уровня по специальности (далее - программа повышенного уровня), представляющей совокупность программы базового уровня и программы дополнительной подготовки, виды итоговой государственной аттестации зависят от варианта реализации программы повышенного уровня и схемы организации учебного процесса:

при ступенчатой реализации программы повышенного уровня по последовательной схеме организации учебного процесса (программа дополнительной подготовки реализуется дополнительно к программе базового уровня):

- защита выпускной квалификационной работы;

при ступенчатой реализации программы повышенного уровня по последовательно-параллельной схеме организации учебного процесса (интегрированная программа, состоящая из программы базового уровня и программы дополнительной подготовки):

- итоговые экзамены по отдельным дисциплинам в соответствии с Государственными требованиями базового уровня среднего профессионального образования;

- защита выпускной квалификационной работы или

- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

- защита выпускной квалификационной работы.

1.1.5. Методические рекомендации определяют подходы и требования к разработке Программы итоговой государственной аттестации выпускников по специальности среднего педагогического образования (далее - Программа итоговой государственной аттестации), а также организации и проведению каждого из видов итоговой государственной аттестации.


1.2. Программа итоговой государственной аттестации


1.2.1. Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы конкретного образовательного учреждения по данной специальности.

1.2.2. При разработке Программы итоговой государственной аттестации определяются:

- виды итоговой государственной аттестации;

- объем времени на подготовку и проведение по каждому виду итоговой государственной аттестации;

- сроки проведения каждого вида итоговой государственной аттестации;

- экзаменационные материалы по каждому виду итоговой государственной аттестации;

- условия организации и проведения по каждому виду итоговой государственной аттестации;

- формы проведения по каждому виду итоговой государственной аттестации;

- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника по каждому виду итоговой государственной аттестации. Примерная схема Программы итоговой государственной аттестации представлена в приложении 1.

1.2.3. Программа итоговой государственной аттестации ежегодно разрабатывается предметными (цикловыми) комиссиями по специальности и утверждается руководителем образовательного учреждения после ее обсуждения на заседании совета образовательного учреждения.

1.2.4. Программа итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов не позднее чем за шесть месяцев до начала итоговой государственной аттестации. К итоговой государственной аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения.

1.2.5. Объем времени на подготовку и проведение итоговой государственной аттестации установлен Государственными требованиями по специальности.

1.2.6. Сроки проведения итоговой государственной аттестации определяются образовательным учреждением в соответствии с рабочим учебным планом по специальности.

1.2.7. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний и практических умений выпускника по основным видам деятельности в соответствии с Государственными требованиями, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения по специальности.

1.2.8. Условия подготовки и процедура проведения итоговой государственной аттестации зависят от вида итоговой государственной аттестации. Обязательным условием для проведения всех видов итоговой государственной аттестации является организация и работа государственной аттестационной комиссии.

1.2.9. Формы и условия проведения видов итоговой государственной аттестации определяются образовательным учреждением согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации и Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования.

1.2.10. Критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника определяются образовательным учреждением в соответствии с Государственными требованиями, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения по специальности и в зависимости от вида и формы проведения итоговой государственной аттестации.


1.3. Организация работы государственной аттестационной комиссии


1.3.1. Для проведения итоговой государственной аттестации создается Государственная аттестационная комиссия в порядке, предусмотренном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10). Председатель государственной аттестационной комиссии назначается приказом учредителя образовательного учреждения. Численность Государственной аттестационной комиссии должна составлять не менее 5 человек. Заместитель председателя, члены и ответственный секретарь Государственной аттестационной комиссии назначаются приказом руководителя образовательного учреждения из числа преподавателей и членов администрации учебного заведения и работают в соответствии с утвержденным расписанием итоговой государственной аттестации.

Оплата и поощрение членов Государственной аттестационной комиссии производится по усмотрению руководителя образовательного учреждения в счет отработки неиспользованных часов преподавателей.

1.3.2. Работа Государственной аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с:

- Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 160;

- Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации;

- Уставом среднего специального учебного заведения.

Место работы государственной аттестационной комиссии устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с председателем государственной аттестационной комиссии.

Государственная аттестационная комиссия является единой для всех форм обучения (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната) по каждой основной профессиональной образовательной программе. Расписание проведения итоговой государственной аттестации выпускников утверждается руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения студентов не позднее, чем за две недели до начала работы государственной аттестационной комиссии. Допуск студентов к итоговой государственной аттестации осуществляется на основании решения педагогического совета образовательного учреждения и утверждается приказом не позднее, чем за две недели до начала итоговой государственной аттестации.

1.3.3. На заседания государственной аттестационной комиссии образовательным учреждением представляются следующие документы:

- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требования регионального компонента и компонента образовательного учреждения по специальности;

- Программа итоговой государственной аттестации;

- приказ руководителя образовательного учреждения о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

- сведения об успеваемости студентов (согласно п.14 Инструкции о порядке ведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании, утвержденной постановлением Госкомвуза России от 10.04.96 N 6 с изменениями в соответствии с приказом Минобразования России от 13.04.2000 N 1079);

- зачетные книжки студентов;

книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии.

1.3.4. Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равном числе голосов голос председателя является решающим), в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации.

1.3.5. Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. Протоколы подписываются председателем, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии хранится в делах образовательного учреждения в течение установленного срока.

1.3.6. Присвоение квалификации происходит на заключительном заседании государственной аттестационной комиссии и фиксируется в протоколе заседания.

Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, и выдаче соответствующего документа об образовании, объявляется приказом руководителя образовательного учреждения.

1.3.7. Получение оценки "неудовлетворительно" на итоговом экзамене по дисциплине или защите выпускной квалификационной работе (далее - ВКР) не лишает студента права продолжать аттестационные испытания.

1.3.8. Выпускники, не прошедшие итоговые аттестационные испытания, допускаются к ним повторно не ранее следующего периода работы государственной аттестационной комиссии. Порядок повторного прохождения итоговых аттестационных испытаний всех видов определяется образовательным учреждением.

1.3.9. После окончания итоговой государственной аттестации государственная аттестационная комиссия составляет ежегодный отчет о работе, который обсуждается на совете образовательного учреждения. Отчет представляется в месячный срок после завершения итоговой государственной аттестации в орган управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение. На подготовку отчета должно быть предусмотрено не менее 6 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

- качественный состав государственной аттестационной комиссии;

- перечень видов итоговой государственной аттестации по основной профессиональной образовательной программе по специальности;

- характеристика общего уровня подготовки выпускников;

количество дипломов с отличием;

- анализ результатов по каждому виду итоговой государственной аттестации согласно приложению 2;

- недостатки в подготовке студентов;

- выводы и предложения.


2. Организация итогового экзамена по отдельной дисциплине


2.1. Общие положения


2.1.1. Итоговый экзамен по отдельной дисциплине (далее - экзамен по дисциплине) является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10).

2.1.2. Экзамен по дисциплине проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности, соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования (далее - Государственные требования), требованиям регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

2.1.3. При подготовке специалистов среднего профессионального образования количество и наименование дисциплин для итоговых экзаменов определяются Государственными требованиями по данной специальности среднего профессионального образования.

2.1.4. При подготовке специалистов повышенного уровня среднего профессионального образования по специальностям 0302 Русский язык и литература, 0304 История, 0305 География, 0309 Технология, 0310 Музыкальное образование, 0312 Преподавание в начальных классах, 0314 Социальная педагогика, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0324 Информатика количество итоговых экзаменов сокращается, если выпускная квалификационная работа включает в себя содержательный компонент одного из итоговых экзаменов по дисциплине. При этом в приложении к диплому оценка по этой дисциплине проставляется по результатам защиты выпускной квалификационной работы. За студентом сохраняется право сдачи экзамена по данной дисциплине.

Процедура сокращения количества экзаменов должна найти отражение в Положении образовательного учреждения об итоговой государственной аттестации.

Решение об освобождении студента от одного из итоговых экзаменов закрепляется приказом директора.

2.1.5. Экзамен по дисциплине может проводиться до завершения полного курса обучения по основной профессиональной образовательной программе, но не ранее, чем за шесть месяцев. В этом случае сроки подготовки и проведения итогового экзамена по отдельной дисциплине должны найти отражение в графике учебного процесса рабочего учебного плана по специальности.


2.2. Подготовка к экзамену по дисциплине


2.2.1. Согласно Программе итоговой государственной аттестации при подготовке к экзамену по дисциплине разрабатываются экзаменационные материалы.

2.2.2. Разрабатываемые экзаменационные материалы должны выявить уровень готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности, отражать содержание проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными требованиями, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Экзаменационные материалы составляются в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника по специальности на основе действующей программы учебной дисциплины и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы.

Перечень вопросов и практических заданий по разделам, темам дисциплины, выносимой на итоговый экзамен по отдельной дисциплине, разрабатывается преподавателями дисциплины и утверждается на заседании предметной (цикловой) комиссии. Количество вопросов и практических заданий в перечне должно превышать количество вопросов и практических заданий, необходимых для составления экзаменационных билетов. Количество экзаменационных билетов должно быть на 3 больше числа студентов.

На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к экзамену по дисциплине, за месяц до начала итоговой государственной аттестации составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задания должны носить равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть использованы тестовые задания.

2.2.3. Форма проведения экзамена по дисциплине может быть устной, письменной, комбинированной. К комбинированной форме может быть отнесен экзамен, состоящий из двух частей. Такой экзамен может проводиться как в один день, так и рассредоточено в течение времени, отведенного образовательным учреждением на итоговую государственную аттестацию.

Видами комбинированного экзамена могут быть:

- экзамен, первая часть которого предусматривает письменный ответ, вторая часть - устный ответ на вопрос экзаменационного билета (например, экзамен по русскому языку с методикой преподавания, специальность 0312 Преподавание в начальных классах: первая часть - лингвистический анализ текста (письменно), вторая часть - раскрытие теоретического вопроса экзаменационного билета (устно);

- экзамен, первая часть которого предусматривает выполнение тестового задания, вторая часть - устный ответ на вопрос экзаменационного билета;

- экзамен, первая часть которого предусматривает проведение выпускником урока (занятия) в образовательном учреждении*(3), вторая часть - устный ответ на вопрос экзаменационного билета (например, экзамен по педагогике, психологии с частными методиками, специальность 0310 Музыкальное образование);

- экзамен, первая часть которого предусматривает защиту развернутого плана - конспекта урока, вторая часть - проведение выпускником урока (занятия) в образовательном учреждении (например, экзамен по дирижированию, специальность 0310 Музыкальное образование);

- экзамен, первая часть которого предусматривает предварительную разработку и защиту индивидуального творческого проекта по наиболее актуальным проблемам данной области знаний, вторая часть - выполнение практического задания, определенного экзаменационным билетом (экзамен по истории русской литературы с методикой преподавания, специальность 0302 Русский язык и литература) и др.

2.2.4. Основные условия подготовки к экзамену по дисциплине:

2.2.4.1. Образовательное учреждение определяет перечень нормативных документов, программно-методических материалов, материалов справочного характера, учебных и наглядных пособий, образцов техники и др., которые разрешены к использованию на экзамене по дисциплине. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

2.2.4.2. В период подготовки к экзамену по дисциплине могут проводиться консультации по Программе экзамена по дисциплине, на которые выделяется до 20 часов времени на учебную группу из общего бюджета времени, отведенного на консультации.

2.2.4.3. К началу экзамена по дисциплине (кроме документов, указанных в п.1.3.3.), для государственной аттестационной комиссии должны быть подготовлены следующие документы:

- экзаменационные билеты;

- нормативные документы, программно-методические материалы, материалы справочного характера, учебные и наглядные пособия, образцы техники и др., разрешенные к использованию на экзамене по дисциплине.


2.3. Проведение экзамена по дисциплине


2.3.1. Экзамен по дисциплине проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету отводится не более 1 академического часа.

2.3.2. Сдача экзамена по дисциплине проводится на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. При проведении устного экзамена на ответ одного студента отводится не более 0,5 академического часа. При проведении письменного экзамена на проверку письменной работы одного студента отводится не более 0,5 академического часа. При проведении комбинированного экзамена на ответ одного студента отводится не более 1 академического часа.

2.3.3. В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки студента по дисциплине, входят:

- уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;

- обоснованность, четкость и культура изложения ответа.

2.3.4. Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. В протоколе фиксируются результаты экзамена по дисциплине и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии. Результаты экзамена объявляются в тот же день.


3. Организация итогового междисциплинарного экзамена по специальности среднего педагогического образования


3.1. Общие положения


3.1.1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности (далее - экзамен по специальности) является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10).

3.1.2. Экзамен по специальности проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования (далее - Государственные требования), требованиям регионального компонента и компонента образовательного учреждения по конкретной специальности.

3.1.3. Экзамен по специальности проводится по дисциплинам, самостоятельно определяемым образовательным учреждением в соответствии с профессиональной образовательной программой, и направлен на выявление готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Содержание экзамена по специальности, этапы его проведения определяются образовательным учреждением в соответствии с видами будущей профессиональной деятельности выпускника.


3.2. Подготовка к экзамену по специальности


3.2.1. Согласно Программе итоговой государственной аттестации при подготовке к экзамену по специальности определяются содержание экзамена по специальности и этапы его проведения.

3.2.2. Содержание экзамена по специальности находит свое отражение в разрабатываемых экзаменационных материалах. Экзаменационные материалы должны включать проверку теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными требованиями, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения по специальности. Экзаменационные материалы формируются на основе примерных и рабочих программ учебных дисциплин общепрофессионального, предметного и других циклов по выбору образовательного учреждения, программ педагогической практики с учетом их объема и степени значимости для данной специальности. Экзаменационные материалы представляют собой перечень теоретических вопросов по учебным дисциплинам и практических заданий. Перечень теоретических вопросов по учебным дисциплинам и практических заданий рассматривается на совместном заседании предметных (цикловых) комиссий.

На основе разработанного и объявленного студентам перечня теоретических вопросов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к экзамену по специальности, за месяц до начала итоговой государственной аттестации составляются экзаменационные билеты. Количество экзаменационных билетов должно быть на 3 больше числа студентов.

Экзаменационные билеты представляют собой ряд заданий, имеющих междисциплинарный (интегрированный), практико-ориентированный характер, направленных на выявление сформированности аналитических, диагностических, прогностических и проектировочных умений выпускника. Задания должны быть равноценными по сложности и трудоемкости и обеспечивать проверку подготовленности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности. Формулировки заданий должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Содержание и перечень заданий рассматривается на совместном заседании предметных (цикловых) комиссий.

3.2.3. В экзаменационные билеты могут быть включены следующие задания:


Задание N 1, связанное с пониманием сущности концепций образования, воспитания и современных подходов к их проектированию.

Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" выпускнику может быть предложено следующее задание:

Проанализируйте конспект урока (видеозапись урока) математики на тему "Знакомство с переместительным свойством сложения" по следующему плану:

1. По какой дидактической системе спроектирован данный урок? Ответ аргументируйте.

2. Дайте психолого-педагогическое обоснование задачам данного урока.

3. В чем особенность методической структуры данного урока?

4. Обоснуйте целесообразность используемых в уроке методов обучения для реализации выбранного подхода.

5. Назовите современные технологические приемы обучения, используемые на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся, предложите другие варианты.

6. Дайте теоретико-множественное обоснование выполняемых действий при ознакомлении с переместительным свойством сложения. Докажите коммуникативный закон сложения на множестве целых неотрицательных чисел.


Задание N 2, связанное с планированием, проектированием и организацией педагогического процесса, взаимосвязанные с методиками обучения (воспитания).

Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" выпускнику могут быть предложены следующие задания:

Пример 1 (проектирование традиционного урока).

Составьте развернутый план первого урока по теме "Сложение и вычитание в пределах 10".

1. Какие задачи урока Вы реализуете в плане?

2. Как учтены в нем психологические особенности первоклассника (особенности внимания, памяти, мышления)? Определите их, обоснуйте работу учителя по их развитию.

3. Обоснуйте целесообразность используемых Вами методов и приемов обучения.

4. Какие операции над множествами выполняют учащиеся при нахождении результатов? Выполните их с предметной наглядностью. Дайте теоретико-множественное обоснование операций над множествами.

Пример 2 (проектирование традиционного или инновационного урока).

Спроектируйте урок русского языка (математики, чтения и др.) по предложенному алгоритму (структура и содержание алгоритма разрабатывается учебным заведением).

Пример 3 (проектирование урока по современным дидактическим системам, технологиям и моделям обучения).

Спроектируйте урок русского языка (математики, чтения и др.) на основе дидактической системы модульного обучения.

Например, по специальности 0313 "Дошкольное образование" выпускнику можно предложить следующее задание:

Спроектируйте занятие по формированию у детей элементарных математических представлений по следующему плану:

1. Определить задачи данного занятия на основе выявленного уровня математического развития детей в ходе педагогической практики.

2. Отобрать содержание, смоделировать структуру занятия и теоретически обосновать свой выбор.

3. Определить систему методов и приемов обучения, аргументируя свой выбор.


Задание N 3, связанное с анализом деятельности субъектов педагогического процесса в конкретной ситуации и прогнозированием собственной педагогической деятельности в данной ситуации.

Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" выпускнику могут быть предложены следующие задания:

Пример 1

Ученик второго класса не проявляет интереса, малоактивен на уроке чтения.

1. Определите возможные причины сложившейся ситуации, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя:

- использование методики (технологии) обучения чтению;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- знание особенностей воспитания в семье и др.

2. Смоделируйте пути решения данной ситуации в зависимости от определенных Вами причин.

3. Разработайте методические рекомендации для учителя.

Пример 2

Проанализируйте и оцените уровень сформированности (формирования) орфографических умений (уровень подготовленности к усвоению орфографии - для первого класса) по результатам Ваших наблюдений на педагогической практике. Для этого:

1. Дайте определение понятия "умение".

2. Определите показатели оценки данных умений и выберите диагностические задания.

3. На основе полученных результатов определите гомогенные группы.

4. Наметьте комплекс методических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенной группе.

Например, по специальности 0313 "Дошкольное образование" могут быть предложены следующие задания:

Пример 1

Вам предлагается педагогическая ситуация: "Ребенок старшей группы увлечен рисованием, использует для этого все возможности: он рисует и в групповой комнате, и на участке (на земле, снегу). Однажды воспитатель обратился к нему: "Что ты только рисуешь? Занялся бы чем-нибудь другим!"

Проанализируйте данную ситуацию по следующему плану:

1. Проанализируйте действия воспитателя.

2. Выскажите свое отношение к увлечению ребенка, дав психолого-педагогическое обоснование своим суждениям.

3. Наметьте направления и план работы (родителей, воспитателя) по развитию ребенка.

Пример 2

Вам предлагается педагогическая ситуация: "Старшая группа. На занятии дети увлеченно рисовали зверей, идущих в лес на новогодний праздник. Работа закончена. Довольные и радостные дети вместе с воспитателем обсуждают рисунки. "Посмотрите на этого медведя, его Алеша нарисовал. Что у медведя не так?" - показывает воспитатель на нарисованного в профиль зверя. - "У него только одно ухо!" - кричат дети. - "Дорисуй медведю ухо и еще один глаз!" - говорит воспитатель. Мальчик нехотя берет краску и выполняет указание. "А что у Таниной лисички не так?" - заостряет внимание воспитатель на многоногой лисе. "У лисы только четыре ноги, а у этой много!" - кричат дети. - "Таня, ты что забыла, что у лисы только четыре лапы?" - упрекает педагог девочку, которая, опустив голову, молчит. - "А это что за страшный мешок? Наверное, в нем не подарки деда Мороза, а что-то другое", - удивляется воспитатель следующему рисунку. Занятие завершается словами педагога; "Молодцы! Много разных зверей нарисовали, очень хорошие работы получились".

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1. Проанализируйте действия воспитателя, дав психолого-педагогическое обоснование своим суждениям.

2. Предложите свой вариант анализа детских работ. Ответ аргументируйте.

3. Предложите план работы воспитателя по развитию художественных способностей детей.


Задание N 4, связанное с анализом социально-психологических особенностей детей разных возрастных категорий с последующим проектированием их развития в соответствии с выявленными особенностями.

Например, по специальности 0312 "Преподавание в начальных кассах" может быть предложено следующее задание:

Проанализируйте педагогическую ситуацию (или ситуацию из собственного педагогического опыта), связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса: "В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка".

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1. Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2. Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

3. Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы.

Например, по специальности 0313 "Дошкольное образование" выпускнику могут быть предложены следующие задания:

Пример 1

По результатам своей практики проанализируйте и оцените уровень развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх:

1. Дайте определение сюжетно-ролевых игр.

2. Назовите основные этапы развития взаимоотношений детей в игре.

3. Выделите показатели, по которым будет оцениваться уровень развития взаимоотношений детей в игре (с теоретическим обоснованием).

4. Дайте анализ уровня развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх в конкретной группе.

5. Укажите, в каких направлениях необходимо работать воспитателю по развитию взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх в конкретной группе.

Пример 2

По результатам своей практики проанализируйте и оцените уровень развития культурно-гигиенических навыков детей той группы, в которой Вы работали:

1. Дайте определение культурно-гигиенических навыков.

2. Выделите показатели, по которым будет оцениваться уровень развития навыков детей (с теоретическим обоснованием).

3. Дайте анализ уровня развития культурно-гигиенических навыков детей в конкретной группе.

4. Укажите, в каких направлениях необходимо работать воспитателю по развитию культурно-гигиенических навыков детей в конкретной группе.


Задание N 5, связанное с представлением результатов практической, творческой подготовки выпускников в виде проектов урока, портфолио, готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и др.).

3.2.4. Образовательное учреждение может самостоятельно разрабатывать и другие виды интегрированных заданий.

3.2.5. Проверка подготовленности выпускника к профессиональной деятельности может осуществляться через выполнение интегрированной диагностической контрольной работы, анализ педагогической деятельности, разработку и защиту проектов (уроков, внеклассных занятий, общешкольных мероприятий, социально-педагогической деятельности и др.), анализ педагогической ситуации, разработку практических рекомендаций и др.

3.2.6. Основные условия подготовки экзамена по специальности:

3.2.6.1. Образовательное учреждение определяет перечень нормативных документов, программно-методических материалов, материалов справочного характера, учебных и наглядных пособий, образцов техники и др., которые разрешены к использованию на экзамене. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

3.2.6.2. В период подготовки к экзамену по специальности могут проводиться консультации по Программе итоговой государственной аттестации, на которые выделяется до 40 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации.

3.2.6.3. К началу экзамена по специальности (кроме документов, указанных в п.1.3.3), для государственной аттестационной комиссии должны быть подготовлены следующие документы:

- экзаменационные билеты;

- перечень нормативных документов, материалов справочного характера, наглядных пособий и образцов техники, разрешенных к использованию на экзамене по специальности.


3.3. Проведение экзамена по специальности


3.3.1. Экзамен по специальности может проводиться как в один день, так и рассредоточено в течение времени, определенного Государственными требованиями по специальности. Форма проведения экзамена может быть устной, письменной, комбинированной.

Ниже приводятся примеры комбинированной формы экзамена*(4).

По специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" может быть предложен следующий вариант:

1 этап - письменная интегрированная диагностическая работа (например, диагностическая работа по уровням познавательной деятельности) по психолого-педагогическим дисциплинам и частным методикам (см. задание N 1).

2 этап - одно из заданий прикладного характера (см. задания N 2 - 3):

- смоделируйте урок русского языка по теме "Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных" на основе дидактической системы личностно ориентированного обучения;

- смоделируйте урок естествознания по теме "Растения и животные водоема", используя любой вариант модели полного усвоения;

- проанализируйте дидактическую и методическую структуры урока математики по теме "Нумерация чисел в пределах десяти".

По специальности 0302 "Русский язык и литература" может быть предложен следующий вариант:

1 этап - лингвистический и литературоведческий анализ (в письменной или устной форме) фрагмента художественного произведения (см. задание N 1).

2 этап - выполнение интегрированного задания прикладного характера по психолого-педагогическим дисциплинам и частным методикам (см. задание N 2). Например, смоделируйте возможные варианты работы с художественным текстом (предложенным на первом этапе) на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.

Для ряда специальностей могут быть предложены следующие варианты:

Пример 1

1 этап - проверка уровня усвоения теоретического материала по психолого-педагогическим дисциплинам и частным методикам с использованием тестового контроля (см. задание N 1).

2 этап - защита проекта урока, портфолио, сценария внеклассного занятия, праздника, социально-педагогического проекта, концепции воспитательной системы школы и др. (см. задание N 4).

Пример 2

1 этап - выполнение задания, связанного с пониманием сущности концепций образования, воспитания и современных подходов к их проектированию (см. задание N 1).

2 этап - выполнение задания, связанного с планированием, конструированием и организацией педагогического процесса (см. задание N 2).

3 этап - выполнение задания, связанного с анализом деятельности субъектов педагогического процесса или анализом социально-психологических особенностей детей разных возрастных категорий (см. задание N 3).

Количество заданий, входящих в экзаменационные билеты, этапы проведения экзамена по специальности образовательное учреждение определяет самостоятельно.

3.3.2. Экзамен по специальности проводится в специально подготовленных и оборудованных помещениях. Продолжительность экзамена определяет образовательное учреждение. На подготовку к ответу может быть отведено до двух академических часов (по специальности 0311 Изобразительное искусство и черчение - до 4-х академических часов).

3.3.3. Сдача экзамена по специальности проводится на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. При сдаче экзамена по специальности на одного студента отводится не более одного академического часа.

3.3.4. В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки студента по специальности, его профессиональные компетенции входит:

- уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;

- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

- уровень информационной и коммуникативной культуры.

3.3.5. За каждый этап экзамена по специальности выставляется оценка, которая заносится в протокол заседания государственной аттестационной комиссии вместе с особыми мнениями членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии. Итоговая оценка складывается из оценок по этапам экзамена по специальности и доводится до сведения выпускника.


4. Организация выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по специальности среднего педагогического образования


4.1. Общие положения


4.1.1. Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) - это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования повышенного уровня.

ВКР выполняется в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10).

4.1.2. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений.

4.1.3. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования), требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

4.1.4. Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям образовательных учреждений, организаций, предприятий.


4.2. Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ


4.2.1. При разработке программы итоговой государственной аттестации определяется тематика выпускных квалификационных работ в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией.

4.2.2. Если выпускнику присваивается только основная квалификация, то тематика выпускных квалификационных работ определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию.

4.2.3. Если выпускнику присваивается кроме основной квалификации еще дополнительная квалификация в соответствии с программой дополнительной подготовки, то тематика выпускных квалификационных работ по специальностям определяется:

- содержанием образования, обеспечивающим необходимую дополнительную квалификацию в соответствии с программой дополнительной подготовки на основании учебного плана образовательного учреждения;

- содержанием образования, обеспечивающим основную квалификацию и дополнительную квалификацию в соответствии с программой дополнительной подготовки, на основании учебного плана образовательного учреждения.

4.2.4. Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений, организаций, заинтересованных в разработке данных тем и рассматриваются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

4.2.5. Темы выпускных квалификационных работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

4.2.6. Директор образовательного учреждения назначает приказом руководителя выпускной квалификационной работы. На все виды консультаций руководителю ВКР для каждого студента должно быть предусмотрено не более 20 академических часов сверх сетки часов учебного плана. Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы, оплата работы которых по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

4.2.7. Закрепление направлений исследований выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и срока выполнения) за студентами оформляется приказом руководителя образовательного учреждения не позднее первого ноября последнего года обучения, а утверждений тем ВКР - не позднее первого марта.

4.2.8. По выбранному направлению исследования руководитель выпускной квалификационной работы разрабатывает совместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы. В процессе работы по выбранному направлению исследования происходит окончательная формулировка темы ВКР.

4.2.9. В случае выполнения ВКР проектного характера допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные планы разрабатываются руководителем совместно с каждым студентом. Примером выполнения выпускной квалификационной работы группой студентов может быть постановка музыкального спектакля, создание художественного панно при росписи помещения и т.п.

4.2.10. Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместители директора в соответствии с должностными обязанностями. Промежуточный контроль осуществляют заведующие отделениями, председатели предметных (цикловых) комиссий.

4.2.11. Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы;

- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов.

4.2.12. Основными функциями консультанта выпускной квалификационной работы являются:

- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;

- контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса.

4.2.13. На выполнение и завершение ВКР в соответствии с государственными требованиями по специальности отводится 2 недели календарного времени согласно рабочему учебному плану образовательного учреждения. Образовательное учреждение имеет право рассосредоточить данный объем времени в течение последнего года обучения по своему усмотрению. Учебное заведение не имеет права использовать данное время не по назначению.

4.2.14. По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает заместителю директора, курирующему данное направление.


4.3. Требования к выпускной квалификационной работе


4.3.1. ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер.

Объем ВКР должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.

4.3.2. ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;

- практическая часть, должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложение.

Например, практическая часть ВКР включает обследование уровня воспитанности, обученности, развития субъекта исследования, разработку и апробацию системы работ (серии занятий, уроков, бесед, экскурсий, мероприятий, дидактических игр, упражнений и т.д.), анализ и оценку результативности проведенной работы.

4.3.3. ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложение.

4.3.4. ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

- список используемой литературы (не менее 25 источников);

- приложение.

4.3.5. Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре данная ВКР состоит из пояснительной записки, практической части и списка литературы.

В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объем пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста.

В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособий, компьютерных обучающих программ и презентаций и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.

Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и т.д.) с обязательным сохранением видеоматериалов.

Например, для специальности 0311 Изобразительное искусство и черчение практическая часть дипломного проекта может быть представлена в виде художественных произведений: живописных и графических (натюрморта, портрета, пейзажа, мелкой пластики, керамики; росписи по дереву, ткани; скульптуры и т.п.) и методики преподавания предмета, включающей в себя наглядное обеспечение учебного процесса.

4.3.6. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.

4.3.7. По специальностям 0303 Иностранный язык, 0321 Родной язык и литература образовательное учреждение вправе определять язык, на котором может быть выполнена выпускная квалификационная работа.


4.4. Рецензирование выпускных квалификационных работ


4.4.1. Выполненные выпускные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.

4.4.2. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения не позднее одного месяца до защиты ВКР.

4.4.3. Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии содержания выпускной квалификационной работы заявленной теме;

- оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

- оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;

- оценку выпускной квалификационной работы.

На рецензирование одной выпускной квалификационной работы должно быть предусмотрено не менее 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

4.4.4. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.

4.4.5. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

4.4.6. Заместитель директора в соответствии с должностными обязанностями при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за пять дней до начала итоговой государственной аттестации.


4.5. Защита выпускных квалификационных работ


4.5.1 Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии.

4.5.2. На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа на одного студента. Процедура защиты включает;

- доклад студента (не более 10 - 15 минут);

- чтение отзыва и рецензии;

- вопросы членов комиссии;

- ответы студента.

Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.

4.5.3. При определении итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются: доклад выпускника; оценка рецензента; отзыв руководителя; ответы на вопросы.

4.5.4. Ход заседания государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются: итоговая оценка выпускной квалификационной работы, вопросы и особые мнения членов комиссии.

Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.

4.5.5. Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку "неудовлетворительно", имеют право на повторную защиту.

В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же темы выпускной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы выпускной квалификационной работы и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год.

4.5.6. Студенту, получившему оценку "неудовлетворительно" при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы.


4.6. Хранение выпускных квалификационных работ


4.6.1. Выполненные студентами выпускные квалификационные работы хранятся в образовательном учреждении после их защиты не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении выпускных квалификационных работ решается организуемой по приказу руководителя образовательного учреждения комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ.

4.6.2. После защиты ВКР остается в образовательном учреждении в полном объеме для последующего использования в учебном процессе.

4.6.3. Списание выпускных квалификационных работ оформляется соответствующим актом.

4.6.4. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения.

4.6.5. По запросу организации, учреждения, предприятия руководитель образовательного учреждения имеет право разрешить копирование выпускных квалификационных работ студентов. При наличии в выпускной квалификационной работе изобретения или рационализаторского предложения разрешение на копирование выдается только после оформления (в установленном порядке) заявки на авторские права студента.

4.6.6. Изделия и продукты творческой деятельности по решению государственной аттестационной комиссии могут не подлежать хранению в течение трех лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.


______________________________

*(1) Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования вводятся в действие с 2003/04 учебного года.

*(2) К специальностям педагогического профиля, которые реализуются как на базовом, так и повышенном уровне среднего профессионального образования относятся специальности 0310 Музыкальное образование и 0311 Изобразительное искусство и черчение.

*(3) Сроки проведения данной части экзамена определяются образовательным учреждением самостоятельно и могут предшествовать основному периоду проведения итоговой государственной аттестации.

*(4) Предлагаемые примеры расширяют представление о возможном содержании заданий, варианты которых предлагаются в пункте 3.2.


Приложение 1


Примерная схема
Программы итоговой государственной аттестации выпускников по специальности среднего педагогического образования


Утверждаю

Директор

число, месяц, год


Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности ______________


1. Виды итоговой государственной аттестации в соответствии с учебным планом -

2. Объем времени на подготовку и проведение в соответствии с учебным планом -

3. Сроки проведения в соответствии с учебным планом -

4. Необходимые экзаменационные материалы (в зависимости от вида итоговой государственной аттестации):

4.1. Итоговый экзамен по отдельной дисциплине:

- наименование дисциплин;

- наименование разделов и тем;

- перечень вопросов и заданий по разделам и темам.

4.2. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности:

- наименование дисциплин, включенных в Программу итоговой государственной аттестации;

- перечень типовых заданий.

4.3. Выпускная квалификационная работа:

- тематика выпускных квалификационных работ.

5. Условия организации и проведения:

- перечень нормативных документов, программно-методических материалов, материалов справочного характера, учебных и наглядных пособий, образцов техники и др., которые разрешены к использованию на экзамене. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

6. Критерии оценки:


Согласовано:

Зам. директора по учебной работе

Председатели (предметных) цикловых комиссий


Приложение 2


Примерная схема
анализа результатов итоговой государственной аттестации выпускников по специальности среднего педагогического образования


Результаты экзамена по дисциплине, экзамена по специальности:

Специальность_________________________

Дисциплина ____________________________


N
п/п
Показатели Всего Форма обучения
очная очно-заоч.
(веч.)
заочная экстернат
Кол-во % Кол-
во
% Кол-
во
% Кол-
во
% Кол-
во
%
1. Допущены к
экзамену
                   
2. Сдавали экзамен                    
3. Сдали экзамен с
оценкой:
                   
отлично                    
хорошо                    
удовлетв.                    
неудовлетв.                    
4. Средний балл                    
5. Окончили образов.
учр. СПО
                   

Результаты защиты выпускных квалификационных работ: по специальности__________________


N
п/п
Показатели Всего Форма обучения
очная очно-заоч.
(веч.)
заочная экстернат
Кол-
во
% Кол-
во
% Кол-
во
% Кол-
во
% Кол-
во
%
1. Допущены к защите                    
2. Принято к защите
выпуск. кв. работ
                   
3. Защищено ВКР                    
4. Оценки:                    
отлично                    
хорошо                    
удовлетв.                    
неудовлетв.                    
5. Средний балл                    
6. ВКР, выполненных:                    
6.1 по темам,
предложенным
студентами
                   
6.2 по заявкам
организаций,
учреждений
                   
6.3 в области
опытно-эксперим.
исследований
                   
7. ВКР,
рекомендованных:
                   
7.1 К опубликованию                    
7.2 К внедрению                    
8. Окончили
образовательное
учр. СПО
                   

Общие результаты подготовки студентов по специальности:


N
п/п
Показатели Всего Форма обучения
очная очно-заоч.
(веч.)
заочная экстернат
Кол-
во
% Кол-во % Кол-
во
% Кол-
во
% Кол-
во
%
1. Окончили
образовательное
учреждение СПО
                   
2. Выдано дипломов с
отличием
                   
3. Выдано дипломов с
оценками
"отлично" и
"хорошо"
                   
4. Выдано
академических
справок
                   

Письмо Минобразования РФ от 6 мая 2003 г. N 18-51-415ин/18-28 "О методических рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июнь 2003 г., N 12, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2003 г., N 22, 23, 24, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", июль 2003 г., N 21


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.