Письмо МНС РФ от 22 июля 2003 г. N БГ-6-12/806@ "О результатах комплексной проверки организации работы Управления МНС России по Псковской области по осуществлению налогового администрирования"

Письмо МНС РФ от 22 июля 2003 г. N БГ-6-12/806@
"О результатах комплексной проверки организации работы Управления МНС России по Псковской области по осуществлению налогового администрирования"


Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев материалы комплексной проверки организации работы Управления МНС России по Псковской области (далее - Управление) по осуществлению налогового администрирования за 2000 - 2002 гг. и I квартал 2003 г., отмечает, что налоговыми органами области принимались определенные меры по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Однако принятые меры не позволили обеспечить поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2002 году в размере установленных заданий.

Установленное задание по мобилизации налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет выполнено налоговыми органами области в 2000 г. на 114,1%, в 2001 г. - на 110,4%, в 2002 г. - на 94,3%, в I квартале 2003 г. - на 100,5 процента.

Недоимка в консолидированный бюджет возросла в 2000 г. на 86,6 млн.руб. или на 12,4% при среднероссийском увеличении на 6,4 процента. За 2001 г. недоимка снизилась на 461,9 млн.руб. или на 58,9% (в среднем по России снизилась на 5,7%). За 2002 г. недоимка снизилась на 67,5 млн.руб. или на 20,9% (в среднем по России снизилась на 11,8 процента). В I квартале 2003 г. недоимка перед консолидированным бюджетом снизилась на 8,1 млн.руб. или на 3,2% (в среднем по России снизилась на 2,9 процента).

Наряду с этим Управлением допущено ослабление контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов в части соблюдения законодательства по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, применению мер налоговой и административной ответственности.

Управлением осуществлялся недостаточный контроль за деятельностью налоговых органов области по проведению камеральных налоговых проверок.

В 2002 г. на одну проверку доначислялось 0,3 тыс.руб., что в 5,3 раза меньше, чем в среднем по России.

Управлением недостаточно внимания уделяется проведению углубленного анализа при камеральных проверках.

В нарушение ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) имели место случаи неистребования у налогоплательщика дополнительных сведений, получения документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В 2002 году дополнительно запрашивались документы лишь в 2,2% проверок, что в 2,4 раза ниже среднероссийского показателя. В 4-х инспекциях области (33% от общего их количества) этот показатель был значительно ниже 1 процента.

За 1 квартал 2003 года с использованием дополнительных документов, объяснений и сведений проведено 2,3% от общего количества камеральных проверок. В пяти инспекциях этот показатель менее 1 процента.

В результате удельный вес дополнительно начисленных камеральными проверками платежей в общем объеме доначисленных платежей (без учета пени по лицевым счетам) в 2002 г. снизился к уровню 2001 г. на 2,6 процентных пункта (с 17,9% до 15,3%), что вдвое ниже, чем в среднем по России.

Управлением не обеспечивался должный контроль за проведением выездных налоговых проверок, допущено снижение количества выездных налоговых проверок юридических лиц в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 13,8%, а в 2002 г. и I квартале 2003 г. соответственно на 32,0% и 27,2 процента.

В результате в ИМНС России по г.Пскову практически четверть действующих налогоплательщиков не проверялись от 3 до 6 лет.

Так, ИМНС России по г. Великие Луки с 1999 г. не проводилась выездная налоговая проверка ООО Брокерская фирма "Комплект-Инвест", являющегося единственным в области профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Уровень безрезультативных выездных налоговых проверок за все проверяемые периоды имеет тенденцию к снижению, однако остается выше среднероссийских показателей.

Взыскание дополнительно начисленных сумм в бюджеты всех уровней по результатам выездных налоговых проверок снизилось на 11,7% (с 39,9% в 2001 г. до 28,2% в 2002 году).

Налоговыми органами области не уделялось должного внимания проверкам реорганизуемых и ликвидируемых организаций.

Так, ИМНС России по г.Пскову за 2000 г. остались непроверенными 43% от общего количества реорганизованных организаций, в 2001 г. - 30,0%, в 2002 г. - 10,0 процентов.

Кроме того, в течение всего проверяемого периода инспекцией не проводились проверки практически половины ликвидированных организаций.

Инспекциями нарушался порядок оформления требований о предоставлении документов.

Так, ИМНС России по г.Пскову во всех требованиях о предоставлении документов не указывалось их количество. В половине проверенных требований не указан срок предоставления документов. Аналогичные нарушения имели место и в Инспекции МНС России по Псковскому району.

В Межрайонных ИМНС России N 9 и N 10 на момент проверки за 2000-2001 гг. подтверждены расходы 10 индивидуальных предпринимателей без соответствующих документов на общую сумму 5,4 млн. рублей.

Управлением не обеспечен необходимый контроль за организацией и проведением инспекциями области налоговых проверок по налогу на прибыль, а также правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на прибыль.

В результате необоснованного предоставления льгот по налогу на прибыль в бюджет не поступило 764,7 тыс.руб., в том числе налог - 630,7 тыс.руб., дополнительные платежи - 38,4 тыс.руб., штрафные санкции - 95,6 тыс. рублей.

Так, в нарушение п.п."а" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон о налоге на прибыль) ИМНС России по г.Пскову) необоснованно предоставлена льгота на финансирование капитальных вложений производственного назначения ОАО "Псковинтерком" за 2001 г. на сумму 1530,9 тыс.руб. при недостаточности прибыли текущего года, остающейся в распоряжении организации. В результате занижены налог на 457,5 тыс.руб. и дополнительные платежи на 28,6 тыс.руб., сумма непредъявленных штрафных санкций составила 91,5 тыс. рублей.

Также в нарушение п.п."а" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль ИМНС России по г.Пскову предоставлена льгота по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений ООО "Псковмясопром" за 2001 г. на сумму 3671,7 тыс. рублей (основные средства на сумму 296,7 тыс.руб. оплачены в 2000 году). В результате занижен налог на прибыль за 2001 г. на 97,7 тыс.руб. и дополнительные платежи на 6,1 тыс. рублей.

Налоговые органы области не всегда требуют у организаций дополнительные сведения и документы для проведения камеральных проверок и не учитывают в полном объеме требования ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (далее Закон N 110-ФЗ) и Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со ст.10 Закона N 110-ФЗ, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.08.2002 N БГ-3-02/458.

Так, ИМНС России по г.Пскову по ОАО "Псковинтерком" (учетная политика в 2001 г. по "оплате") приняла налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2002 г., в которой доходы по базе переходного периода отсутствуют. При этом по строке 241 "Дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам" формы N 1 "Бухгалтерский баланс" на 31.12.2001 указана сумма 8627,7 тыс.руб., которая без учета НДС должна быть включена в состав доходов базы переходного периода согласно ст.10 Закона N 110-ФЗ.

Аналогичное нарушение допущено ИМНС России по г.Великие Луки при осуществлении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2002 г. ОАО "Радиоприбор Плюс".

Налоговые инспекции области не всегда использовали право по истребованию документов, подтверждающих правомерность применения льгот по налогу на прибыль.

Инспекциями МНС России по г.Великие Луки и г.Пскову льготы по налогу на прибыль на общую сумму 19,8 млн.руб. предоставлены без документов, обосновывающих их применение.

Так, льготы на финансирование капитальных вложений в соответствии с п.п."а" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль предоставлены без подтверждающих документов ИМНС России по г.Великие Луки за 2001 г. и ИМНС России по г.Пскову за 2000 г. четырем организациям на общую сумму 14,8 млн. рублей.

Также ИМНС России по г.Великие Луки предоставила льготу ЗАО "ЗЭТО" в соответствии с п.п."з" п.1 ст.6 Закона о налоге на прибыль, направленной на НИОКР за 2001 г., на сумму 5,0 млн.руб. без истребования первичных документов на оплачу.

Управлением не обеспечен должный контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость, правомерностью применения освобождения от налогообложения операций, подлежащих налогообложению.

Так, ИМНС России по г.Пскову в нарушение п.п.15 п.2 ст.149 Налогового кодекса необоснованно подтверждено освобождение от налогообложения операций по реализации работ и услуг по реставрации памятников истории и культуры ООО "СТИКС" и ООО "СМУ-2" за 2002 г. на общую сумму 967,5 тыс. рублей. Отдельные работы, указанные в актах выполненных работ, не поименованы в видах деятельности лицензий, выданных вышеназванным организациям. Сумма недоначисленного налога с учетом пени и штрафных санкций составила 63,7 тыс. рублей.

В нарушение п.п.15 п.2 ст.149 Налогового кодекса ИМНС России по г.Пскову необоснованно подтверждено освобождение от налогообложения операций по реализации работ и услуг по реставрации памятников истории и культуры ООО "Псковновстрой" в сумме 282,5 тыс. рублей при отсутствии лицензии, актов выполненных работ, договоров, счетов-фактур, в результате чего недопоступило в бюджет НДС 68,6 тыс.руб. с учетом пени и штрафов.

ИМНС России по г.Великие Луки в нарушение п.п.2 п.3 ст.149 Налогового кодекса необоснованно подтверждено освобождение от налогообложения операций по оказанию услуг автостоянки в 2001 г. ООО "Общество инвалидов" при отсутствии документа, подтверждающего состав инвалидов в количестве не менее 80% от общей численности членов. Сумма недопоступившего налога составляет 129,9 тыс.руб., штрафных санкций - 25,9 тыс. рублей.

При проведении камеральных проверок деклараций по налогу на добавленную стоимость за период 2001-2002 гг. по 6 налогоплательщикам из 82 проверенных не запрашивались документы, подтверждающие правомерность применения освобождения от налогообложения и налоговых вычетов на общую сумму 47,5 млн. рублей.

Так, в нарушение п.1 ст.172 Налогового кодекса при предъявлении ООО "Джеста" и ООО "Вип-Терминал" за ноябрь и июнь 2002 г., соответственно, к налоговому вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам при ввозе товарно-материальных ценностей на территорию Российской Федерации в размере 6,9 млн.руб., ИМНС России по г.Пскову не запрашивались у налогоплательщиков первичные документы, подтверждающие оприходование импортных товаров на соответствующих счетах бухгалтерского учета, контракты на поставку импортируемых товаров, грузовые таможенные декларации с отметками таможенного органа, выписки банка, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС таможенным органам.

ИМНС России по г.Пскову не обеспечен в полной мере контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах кредитными организациями (банками).

Так, при проведении камеральной проверки инспекция не истребовала у ОАО КБ "Русский Региональный Банк" расшифровку расходов прошлых лет, выявленных в отчетном году, указанных в Отчете о прибылях и убытках по состоянию на 01.01.2002. В результате валовая прибыль за отчетный 2001 г. в нарушение ст.54 Налогового кодекса не скорректирована на сумму расходов прошлых лет в размере 747,3 тыс. рублей. Сумма заниженного налога на прибыль составила 269,2 тыс. рублей.

Управлением недостаточно обеспечивался контроль за организацией работы по налогообложению малого бизнеса.

Так, ИМНС России по г.Пскову в 2001 - 2002 гг. два юридических лица необоснованно переведены на упрощенную систему налогообложения, в результате чего потери консолидированного бюджета составили 99,0 тыс.руб., в т.ч. федерального - 33,0 тыс. рублей.

Управлением осуществлялся недостаточный контроль по учету начислений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации и соблюдением порядка заполнения форм налоговой отчетности.

Нарушения сроков разноски данных в лицевые счета организаций в течение 2001 г. в Инспекциях МНС России по г.Пскову и Псковскому району привели к занижению показателей по Управлению в целом отчета формы N 1-НМ по начисленным к уплате суммам от 8,0 тыс.руб. до 836,0 тыс.руб. и отчета формы N 4-НМ по сумме недоимки от 11,0 тыс.руб. до 701,0 тыс. рублей.

В нарушение п.1 разд. 5 Инструкции N 26 при выборочной проверке своевременности проведения начисленных к уплате сумм налоговых платежей в лицевые счета налогоплательщика в ИМНС России по г.Пскову установлено 18 случаев несвоевременной разноски отделом камеральных проверок расчетов по налогу на имущество за I квартал 2001 г. до 4,5 месяцев.

Так, начисленная к уплате согласно расчету ОАО "Псковский Электромеханический завод" сумма 343,4 тыс.руб. разнесена в КЛС 05.06.2001 или спустя месяц после его представления в налоговый орган. Расчет "Псковской дистанции сигнализации и связи" в сумме 175,0 тыс.руб., представленный 25.04.2001, в КЛС разнесен 17.08.2001 или спустя 3,5 месяца после его представления в налоговый орган.

Аналогичное нарушение от 6 до 95 дней допущено ИМНС России по Псковскому району в 4 случаях из 117 (3,4%) при разноске отделом учета и отчетности начисленных к уплате сумм НДС согласно декларациям за январь 2001 года.

Так, начисленная к возмещению согласно расчету филиала ООО "Ингури" сумма 17,7 тыс.руб. разнесена 06.06.2001 или спустя 3 месяца после его представления в налоговый орган.

В ИМНС России по г.Пскову и ИМНС России по г. Великие Луки при проверке достоверности показателей отчета формы N 5-НБН установлено их занижение: в 2000 г. на сумму 1688,0 тыс.руб., в 2001 г. - на 2125,3 тыс.руб., в 2002 г. - на 16,0 тыс. рублей.

Налоговыми органами области допускались нарушения процедуры взыскания задолженности.

Требования об уплате налога направлялись налогоплательщикам без указания срока уплаты. Из 528 проверенных требований данное нарушение установлено в 48 случаях или 9,1% от числа проверенных.

В нарушение п.1 ст.77 Налогового кодекса ИМНС России по г.Пскову и ИМНС России по Псковскому району в постановления о наложении ареста на имущество в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога с санкции прокурора включалась задолженность по пени на общую сумму 2,0 млн. рублей.

Выявлены факты несоблюдения налоговыми органами шестимесячного срока взыскания сумм налога и пени за счет имущества налогоплательщика-физического лица, предусмотренного п.3 ст.48 Налогового кодекса, в результате чего утрачено право на взыскание налога и пени в судебном порядке на общую сумму 78,4 тыс. рублей.

Управлением не обеспечен контроль за соблюдением условий реструктуризации задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Так, ИМНС России по г.Пскову и ИМНС России по Псковскому району в месячный срок не отменены решения о реструктуризации по 12 организациям (ЗАО "Монолит", АООТ "Пскоагропромстрой", ОАО "Псковский порт" и другие) на общую сумму 6,6 млн.руб. при неуплате текущих налоговых платежей.

Кроме того, из 33 каждое третье решение об отмене реструктуризации принято Инспекциями МНС России по г.Пскову и Псковскому району с превышением установленного месячного срока от 18 дней до одного года (ОАО "Агрокомплекс Псковский", ЗАО "Бурводстрой" и другие) с общей суммой реструктуризированной задолженности 11,0 млн. рублей.

Проверкой организации работы по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции установлено, что налоговыми органами области не осуществлялся надлежащий контроль за оборотом этилового спирта на цели, не связанные с производством алкогольной продукции.

В нарушение Методических рекомендаций по организации контроля за использованием этилового спирта на цели, не связанные с производством алкогольной продукции, налоговыми органами области в проверяемом периоде не проводились или проводились с нарушением установленной периодичности проверки организаций, использующих спирт на вышеуказанные цели (ОАО "Мука-комбикорма" и ООО "Псковский мелькомбинат", в/ч 07264, ОАО Псковский завод радиодеталей "Плескава" и другие).

Так, ИМНС России по г.Пскову в проверяемом периоде были охвачены проверками менее 10,0% предприятий - потребителей этилового спирта на цели, не связанные с производством алкогольной продукции, что привело к пропуску срока наложения административных взысканий при выявлении правонарушений в ходе проведения контрольных мероприятий, и непредъявлению налогоплательщикам штрафных санкций в размере не менее 175,3 тыс. рублей

Управлением допускались нарушения при проведении контрольных технологических проверок предприятий.

Так, в нарушение п.2. Положения о порядке проведения контрольных технологических проверок и ежегодных обследований организаций в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, Управлением в 2002 г. не проводились контрольно-технологические проверки ЗАО "Астра" на соответствие организации условиям, необходимым для осуществления производства, хранения и поставки этилового спирта из пищевого сырья, в т.ч. числе денатурата.

В ходе контрольной технологической проверки ЗАО "Псковпищепром", проведенной в рамках комплексной проверки Управления, выявлено нарушение установленного порядка учета этилового спирта, а именно: хранение спирта разных сортов осуществлялось в одной емкости, что не позволило проконтролировать остатки этилового спирта по сортам в соответствии с п.6.5 Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной Минпищепромом СССР от 25.09.1985, и оформить акт инвентаризации спирта по форме N П 27.

Также, в нарушение п.3 ст.8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями), установлено и запущено в эксплуатацию с 05.05.2003 основное технологическое оборудование организации ЗАО "Псковпищепром" (оборудование для мойки кег, фасовки и упаковки алкогольной продукции в кеги), не зарегистрированное организацией в установленном порядке.

В соответствии с п.4 ст.14.17 и ст.14.19 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях за вышеуказанные правонарушения предусмотрена ответственность в размере не менее 50,0 тыс.руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства алкогольной продукции, однако Управлением не принимались меры для пресечения данных правонарушений и привлечения ЗАО "Псковпищепром" к административной ответственности.

Налоговые органы области допускали нарушения при привлечении организаций и физических лиц к ответственности в соответствии с Федеральным законом от 08.07.1999 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", что привело к непоступлению в бюджет суммы в размере не менее 412,0 тыс. рублей.

Управлением недостаточно организован контроль за качеством проведения проверок в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В проверяемом периоде налоговыми органами области не было выявлено ни одного нарушения, связанного с отсутствием лицензии, нарушением условий действия лицензии, без (с нарушением) маркировки алкогольной продукции. В то же время, при проведении в ходе комплексной проверки контрольных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя Н.Г.Елисеевой установлено нарушение маркировки алкогольной продукции.

Организация ЗАО "Псковпищепром" в нарушение требований п.2 ст.197 Налогового кодекса осуществляло хранение произведенной алкогольной продукции вне территории акцизного склада.

Проверкой акцизного склада ЗАО "Псковпищепром" установлено, что в производственном помещении данной организации, не являющимся акцизным складом, хранилось 6266,0 дал алкогольной продукции на общую сумму 1041,5 тыс.руб. (без учета налогов).

Управлением осуществляется недостаточный контроль за соблюдением валютного законодательства.

Отдельные организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения и фактически осуществляющие экспортно-импортные операции, остались вне валютного контроля со стороны ИМНС России по г.Пскову.

Так, в результате анализа отчетности ООО ТПК "Славия" за 2002 г. установлено, что ООО ТПК "Славия" получена экспортная выручка в сумме 68,5 тыс.руб., тогда как по уточненным данным информационной базы ГТД в 2002 г. организацией проведены экспортные операции на сумму 5537 долларов США (в рублевом эквиваленте 176,0 тыс.рублей).

Налоговыми органами области в проверяемом периоде допущены отдельные нарушения и недостатки при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовых машин.

Так, в нарушение Методических рекомендаций по осуществлению контроля учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин проверки полноты оприходования выручки, полученной с применением ККМ в виде отдельных проверок, в полном объеме налоговыми органами области не проводились.

Налоговыми органами области в проверяемом периоде не применялись такие методы проверки учета денежных накоплений, как хронометраж применения ККМ, проверки выявления вмешательства в фискальную память (накопление кассовых чеков, контрольных лент на бумажных носителях), в итоге данные проверки не приносили должного результата.

Так, в 2000 г. выявлено 24 нарушения, что составляет 6,7% от количества проведенных проверок, в 2001 г. - 10 или 2,3%, в 2002 г. - 8 или 3,3% и 1 кв. 2003 г. - 2 нарушения или 4,7 процента.

В целях устранения отмеченных недостатков и нарушений в деятельности Управления и недопущения подобных нарушений в системе налоговых органов по результатам комплексной проверки издан приказ МНС России, в соответствии с которым заместители руководителя Управления Н.Д.Болдина и Н.Н.Столярова привлечены к дисциплинарной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации необходимо на основе всестороннего анализа и критической оценки фактического положения дел обеспечить безусловное выполнение заданий по мобилизации в федеральный бюджет налоговых поступлений, усилить контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.



Г.И. Букаев



Письмо МНС РФ от 22 июля 2003 г. N БГ-6-12/806@ "О результатах комплексной проверки организации работы Управления МНС России по Псковской области по осуществлению налогового администрирования"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.