Письмо МНС РФ от 18 июля 2003 г. N БГ-6-12/797@ "О результатах комплексной проверки работы Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам по осуществлению налогового администрирования"

Письмо МНС РФ от 18 июля 2003 г. N БГ-6-12/797@
"О результатах комплексной проверки работы Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам по осуществлению налогового администрирования"


Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев материалы комплексной проверки организации работы Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (далее - Управление) по осуществлению налогового администрирования за 2000 - 2002 гг. и I квартал 2003 г., отмечает, что налоговыми органами края и автономных округов проводилась определенная работа по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, что позволило обеспечить поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в следующих объемах.

В 2000 г. задание по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет, контролируемых МНС России, выполнено налоговыми органами на 117,8%. в 2001 г. на 98,5%, в 2002 г. на 101,4%.

За 2000 г. недоимка перед консолидированным бюджетом снизилась на 739,1 млн. руб. или 9% (в среднем по России увеличение составило 6,4%), в 2001 г. недоимка уменьшилась на 4261,2 млн. руб. или 57,8% (в среднем по России уменьшение составило 33,7%), в 2002 г. недоимка уменьшилась на 1833,7 млн. руб. или на 35.2% (в среднем по России недоимка уменьшилась на 11,6 процента).

Однако, несмотря на выполнение бюджетных назначений по поступлению налогов и сборов в федеральный бюджет, проверкой установлены многочисленные нарушения налогового законодательства, допущенные налоговыми органами.

Управлением осуществлялся недостаточный контроль за организацией работы по учету налогоплательщиков, государственной регистрации юридических и физических лиц и применением санкций за нарушения законодательства о государственной регистрации.

Так, при осуществлении процедуры государственной регистрации Инспекциями МНС России по Октябрьскому и Свердловскому районам г. Красноярска в 2000-2002 гг. и 1 кв. 2003 г. нарушались положения постановлений Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и от 19.07.2002 N 440 в части внесения в ЕГРЮЛ неполных и недостоверных сведений о юридических лицах, ведения с нарушением установленного Порядка учета государственной регистрации, нарушался 5-дневный срок государственной регистрации юридических лиц и направления сведений о государственной регистрации юридических лиц в государственные органы.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца, допущена опечатка: дату вышеназванного постановления N 440 следует читать как "19.06.2002"


За предоставление недостоверных сведений, нарушение сроков процедур, связанных с регистрацией юридических лиц, 60 должностных лиц не были привлечены налоговыми органами края к ответственности в соответствии с п.3 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на сумму до 100 тыс. рублей.

Кроме того, в проверяемом периоде названными инспекциями в 395 случаях не применены налоговые санкции на общую сумму 0,4 млн. руб. к налогоплательщикам за нарушение сроков представления сообщений о ликвидации организаций, уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы, об открытии (закрытии) банковских счетов, заявления постановки на учет организаций по месту нахождения, месту нахождения обособленных подразделений, имущества (транспортных средств).

Управлением недостаточно контролировалась деятельность нижестоящих налоговых органов в части проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

Доначисления платежей по результатам налоговых проверок (без учета сумм пени по лицевым счетам) составили в 2000 г. - 3272 млн. руб., в 2001 г. - 5345 млн. руб.. в 2002 г. в 1,8 раза меньше или 2979 млн. рублей.

Удельный вес доначисленных в 2002 г. выездными проверками платежей к общей сумме доначисленных платежей уменьшился с 39,2% до 24,8% при росте среднероссийского показателя с 24,5% до 31%. Эффективность выездных налоговых проверок в 2002 г. (суммы дополнительно начисленных и взысканных платежей на 1 выездную проверку налогоплательщика) по сравнению с 2001 г. снизилась в 2,2 раза и составила 131,5 тыс. руб. при среднероссийском показателе 143,4 тыс. руб., взыскания - в 2,2 раза и составила 49,3 тыс. рублей.

Управлением не выполнен п.п. 2.2 решения Коллегии МНС России от 10.12.2002 (протокол N 16-3) и не организовано проведение в месячный срок анализа результативности работы сотрудников налоговых органов.

В Инспекциях МНС России по г. Дивногорску и по Октябрьскому району г. Красноярска в 2002 г. в 14% проверенных карточках лицевых счетов налогоплательщиков установлено несвоевременное проведение начислений (уменьшений) по налоговым декларациям, результатам налоговых проверок и решениям судов на сроки до 33 дней. При этом ИМНС России по Октябрьскому району по налоговой декларации "Красноярский РТПЦ" за декабрь 1998 г. по сроку 25.01.1999 НДС в сумме 1,1 млн. руб. проведен в КЛС лишь 28.01.2000, т.е. спустя более года после установленного срока уплаты.

Инспекцией МНС России по Кировскому району в 9% случаев не заполнялись графы деклараций, которые должны заполняться налоговыми органами ("Сибкрасполимер", ООО "Лал" и др.), в 5% случаев от налогоплательщиков не требовалось заполнение обязательных реквизитов деклараций (ООО "ПКФ Трейдинг" и др.), декларации принимались с исправлениями, не оговоренными подписью налогоплательщика (ООО "Сибкрасполимер"); в 7% случаев в декларациях отсутствуют отметки о проведении камеральной проверки (ООО "Сафит", ООО "Правобережное" и др.); с нарушением 3-х месячного срока проведена камеральная проверка декларации по НДС за 3 кв. 2002 г. ООО "Виток".

Инспекцией МНС России по г. Дивногорску не в полной мере использовались права, предоставленные ст.ст. 87, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в части истребования у ОАО "ДЗНВА" дополнительных сведений, подтверждающих обоснованность применяемых льгот по НДС на сумму 0,9 млн. рублей.

Управлением не осуществлялся контроль за соблюдением подчиненными налоговыми органами порядка планирования выездных налоговых проверок.

Так, ИМНС России по г. Дивногорску, Октябрьскому и Кировскому районам г. Красноярска корректировки планов выездных налоговых проверок в течение проверенного периода осуществлялись без решения руководителя и без докладных записок соответствующих отделов, руководителями не принимались решения по фактам невыполнения планов, не соблюдалась периодичность проведения выездных проверок, нарушался 3-годичный охват деятельности налогоплательщиков проверками.

Принцип комплексности при планировании и проведении выездных налоговых проверок налоговыми органами края не соблюдался, из общего количества выездных налоговых проверок комплексные проверки составили 36%, что ниже среднероссийского показателя на 13 процентов.

В нарушение ст.89 Налогового кодекса не проводились выездные налоговые проверки при ликвидации и реорганизации организаций, в ИМНС России по Октябрьскому району из 617 реорганизованных и ликвидированных предприятий за период с 01.01.2000 по 01.04.2003 не проверено 20% организаций, в ИМНС России по г. Дивногорску 32 процента.

Управлением в 2000-2001 гг. не осуществлялся контроль за начислением инспекциями пени по актам выездных налоговых проверок, в трех вышеназванных инспекциях, а также в ИМНС России по г. Железногорску установлено не начисление пени на общую сумму 0,3 млн. рублей.

Управлением не обеспечено выполнение п.5 решения Коллегии МНС России от 06.12.2000 (протокол 16-3) в части проведения в срок до 01.01.2002 выездных налоговых проверок предприятий, представляющих "нулевую" отчетность. Так, в 2001 г. процент охвата выездными налоговыми проверками данной категории налогоплательщиков составил 18,9%, в 2002 г. - 20,3 процента.

Инспекциями МНС России по Октябрьскому району и г. Дивногорску материалы о нарушениях законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах в органы ФСНП России передавались с нарушением срока до 4-х месяцев или не направлялись вовсе (МП "ПЖРЭТ -1", ООО "Лесохимэкспорт").

Управлением не на должном уровне осуществлялся контроль за применением подчиненными налоговыми органами штрафных санкций.

В Инспекциях МНС России по Центральному, Октябрьскому и Свердловскому районам проверкой установлено неприменение налоговых санкций на общую сумму 0,5 млн. рублей.

Управлением осуществляется недостаточный контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов по контролю за применением налогоплательщиками контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением.

В нарушение ст.ст.6 и 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" и ст.2.1 КоАП РФ, ИМНС России по Октябрьскому району г.Красноярска во 2 полугодии 2002 г. в 4 случаях не предъявлено штрафов на общую сумму 120,0 тыс. руб. к лицам, осуществлявшим продажу товаров без применения ККМ, а Межрайонной ИМНС России N 11 в 1 полугодии 2002 г. в 3 случаях занижены штрафы в общей сумме 2,6 тыс. рублей.

В ходе комплексной проверки 8 хозяйствующих субъектов проверено на предмет применения ККМ, нарушения законодательства установлены во всех случаях, в т.ч. в 7 случаях продажа товаров без применения ККМ.

За допущенные нарушения виновные лица привлечены к ответственности в виде штрафов на общую сумму 62,0 тыс. рублей.

Управлением ослаблен контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов по вопросам соблюдения законодательства по налогу на прибыль и правомерности использования налогоплательщиками льгот.

Территориальными налоговыми органами не обеспечен контроль за правомерным применением льгот по налогу на прибыль: необоснованно предоставлены льготы по налогу на прибыль 7 организациям на общую сумму 31,9 млн. руб., сумма заниженного налога на прибыль составила 11,3 млн. рублей.

Так, Инспекцией МНС России по Свердловскому району в ходе камеральной проверки неправомерно подтверждена льгота по налогу на прибыль за 2000 г. ОАО "Химико-металлургический завод" в сумме 10,1 млн. руб. на покрытие убытков прошлых лет и расходов по содержанию непроизводственной сферы при наличии источника финансирования в сумме 0,3 млн. рублей. Сумма заниженного налога на прибыль составила 3,5 млн. рублей.

Налоговыми органами в отдельных случаях не запрашивались документы, обосновывающие правомерность использования организациями льгот по налогу на прибыль.

Инспекцией МНС России по Свердловскому району для подтверждения использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и направленной в 2000 - 2001 гг. на финансирование капитальных вложений в сумме 136,6 млн. руб. и на содержание объектов непроизводственной сферы в сумме 87,6 млн. руб., не запрашивались у ФГУП ПО "Электрохимический завод" и ОАО "Волна" документы, подтверждающие направление прибыли на указанные цели.

Кроме того, в результате неправомерного завышения 6 организациями себестоимости продукции (работ, услуг), а также внереализационных расходов на общую сумму 24,9 млн. руб. недоначислено налога на прибыль в сумме 8,2 млн. рублей (Инспекции МНС России по Свердловскому и Железнодорожному районам).

Инспекцией МНС России по Центральному району не начислены авансовые платежи по налогу на прибыль за I кв. 2002 г. по ОАО "В-Сибпромтранс" в сумме 5,4 млн. рублей.

Инспекциями МНС России по Центральному, Свердловскому районам, по г. Зеленогорску не уделялось должного внимания проверке правильности расчетов налоговой базы переходного периода, в результате чего в проверенных делах 13 налогоплательщиков установлены отклонения в крупных размерах, всего на сумму 1580,4 млн. руб.: не выяснено расхождение между показателями дебиторской задолженности по бухгалтерскому балансу и доходами переходного периода: не проанализирована дебиторская задолженность по прочим дебиторам, дебиторская задолженность, числящаяся за балансом.

Управлением недостаточно обеспечен контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость, правомерностью применения освобождения от налогообложения операций, подлежащих налогообложению.

Инспекцией МНС России по Ленинскому району необоснованно подтверждено освобождение операций, подлежащих налогообложению, в общем размере 1,8 млн. рублей. Так, необоснованно подтверждено освобождение от налогообложения ОАО "Сивинит" услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях за 2000-2001 гг. в общем размере 0,5 млн. руб. и недоначислен в бюджет НДС в сумме 0,1 млн. рублей.

В нарушение п.6 ст.149 Налогового кодекса ИМНС России по Свердловскому району г. Красноярска при отсутствии лицензии подтверждено освобождение от налогообложения операций по реализации услуг в сфере образования Филиалу Российского государственного гуманитарного университета за апрель, май 2002 г. в сумме 1,3 млн. рублей.

Инспекциями МНС России по Советскому, Ленинскому и Свердловскому районам г. Красноярска при подтверждении правомерности использования освобождения от налогообложения, правильности применения налоговых вычетов по НДС в отдельных случаях не запрашивались подтверждающие документы и пояснения, своевременно не проводились дополнительные контрольные мероприятия.

Так, ИМНС России по Свердловскому району своевременно не истребованы документы, подтверждающие правильность применения освобождения от налогообложения операций по реализации ценных бумаг в сумме 17,3 млн. руб. ОАО "Волна" за 2002 г., исключенного 30.01.2003 из государственного реестра налогоплательщиков, а также не истребованы документы, подтверждающие освобождение от налогообложения стоимости реализации ритуальных услуг, оказанных в 2002 г. ОАО "Разнобыт", на сумму 3,3 млн. руб., которые представлены только в 2003 году.

Инспекцией МНС России по Советскому району при отсутствии документов, подтверждающих правильность применения освобождения от налогообложения операций по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства в соответствии с пп.6 п.3 ст.149 Налогового кодекса, предоставлено освобождение от налогообложения ООО "Кан" за 2002 г. в размере 0,1 млн. рублей.

При систематическом представлении ИЧП Колосовым О.Н. по итогам налогового периода (март-сентябрь 2002 г.) сумм налоговых вычетов в размере 1,7 млн. руб., превышающих сумму, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, ИМНС России по Свердловскому району не проводились контрольные мероприятия в отношении данного налогоплательщика.

Инспекцией МНС России по Ленинскому району при отсутствии подтверждающих документов приняты налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Налогового кодекса. ООО ТТЦ "Слава" за 1 кв. 2000 г. по НДС, уплаченному на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в сумме 5,3 млн. рублей.

Инспекциями МНС России по Советскому, Свердловскому и Ленинскому районам не направлялись соответствующие запросы в таможенные органы при предъявлении к налоговому вычету НДС при таможенном оформлении импортируемых товаров ОАО "Красноярский алюминиевый завод" в 2001-2002 гг. в общей сумме 8,9 млн. руб.. ОАО "ПИКРА" за 2002 г. - 61,9 млн. руб., ООО ТТЦ "Слава" за 1 кв. 2000 г. - 5,3 млн. рублей.

Инспекцией МНС России по Ленинскому району без проведения дополнительных контрольных мероприятий при отсутствии ответов на запросы в 2002 г. возмещен НДС ООО "Енисей-экспорт-сервис" и ООО "Сайтэкс" при наличии признаков "схемы", направленной на необоснованное возмещение НДС, на общую сумму 0,2 млн. рублей.

Инспекциями МНС России по Советскому и Ленинскому районам не обеспечена достоверность данных отчета формы N 5-НБН за 2002 год. Так, стоимость операций, не подлежащих налогообложению, занижена в результате искажения отчетных данных по ОАО "Красноярский алюминиевый завод" на общую сумму 5302,9 млн. руб., АИКБ "Енисейский объединенный банк" - на 69,4 млн. рублей.

Управлением ослаблен контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Управлением в 2002 г. не выполнено задание по мобилизации акцизов на спирт этиловый, алкогольную и спиртсодержащую продукцию в федеральный бюджет. Доведенное МНС России задание в сумме 615,4 млн. рублей выполнено на 73,7% (в среднем по России 106,6 процента). Поступление акцизов в федеральный бюджет в 2002 г. составило 453,5 млн. рублей.

Межрайонной ИМНС России N 8 искажались отчетные данные по начислению сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В отчетах по форме 1-НМ за 2000-2001 гг. по строке "лицензионный сбор за право производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" в графе "начислено по расчетам" стоят нулевые показатели, тогда как следовало указать начисление данного сбора в целом за 2000 г. в сумме 459,2 тыс. руб., за 2001 г. - в сумме 691,7 тыс. руб. (всего 1,1 млн. рублей).

Управлением не контролировалось использование этилового спирта из пищевого сырья на цели, не связанные с производством алкогольной продукции, и не проводилась работа по привлечению организаций-нарушителей к административной ответственности, что привело к потерям бюджета от 240,0 до 800,0 тыс. рублей.

Так, в 2001 г. ЗАО "КБЗ" и его филиалами осуществлены поставки спирта этилового технического денатурированного (гидролизного) ОАО "Роспроммедикс", ЗАО "Компания КСТ" и ООО "Сток", не имевшим лицензий и квот на закупку этилового спирта. При этом Управлением не обеспечено своевременное рассмотрение дела по указанному административному правонарушению, что привело к невзысканию штрафных санкций на сумму от 180,0 до 600,0 тыс. руб. с конфискацией этилового спирта.

В ходе анализа деклараций и актов проверок ЗАО "Партнер" установлено, что в 2002 г. организацией получено на производство спиртосодержащей непищевой продукции 264 тыс. дал спирта этилового пищевого денатурированного от ОАО "Пензаспиртпром" и ОАО "Спиртовый комбинат" (г. Мариинск) при отсутствии квоты закупки этилового спирта. При этом ЗАО "Партнер" не привлечено Управлением к административной ответственности на сумму от 60,0 до 200,0 тыс. рублей с конфискацией этилового спирта.

Управлением не на должном уровне осуществлялся контроль за работой нижестоящих налоговых органов по налоговому администрированию ресурсных платежей.

Управлением не обеспечено выполнение задания по мобилизации в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г.: выполнение составило 67,5%, при задании 1073,1 млн. руб., поступило 724,7 млн. рублей.

Межрайонными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам и Межрайонной инспекции МНС России N 2 в ходе проведения камеральных проверок налоговых деклараций за 2002 г. ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" и ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" не установлено неправомерное применение налоговой ставки "0" процентов и необоснованное указание количества добытого полезного ископаемого, что привело к недоначислению НДПИ в сумме 1,7 млн. рублей.

В ИМНС России по Ленинскому району в 2002 г. недоначислен земельный налог ОАО "Красноярский целлюлозно-бумажный комбинат", за земельный участок, используемый не по целевому назначению, в сумме 22,4 тыс. рублей.

Налоговыми органами допускались нарушения порядка взыскания задолженности, а Управлением в недостаточной мере осуществлялся контроль за последовательностью и полнотой мер принудительного взыскания задолженности.

Инспекциями МНС России по Центральному, Свердловскому и Ленинскому районам в течение всего проверенного периода налогоплательщикам направлялись требования без указания в графе "установленный срок уплаты" даты платежа либо с указанием даты, не соответствующей срокам, установленным законодательством о налогах и сборах (более 90 случаев).

Межрайонной ИМНС России N 10 в нарушение ст.70 Налогового кодекса не направлялись требования об уплате налогов и сборов ГУП ДРСУ-1 при наличии задолженности на протяжении 2000-2001 гг. по пени в сумме 0,4 млн. рублей.

В нарушение п.4 ст.69 Налогового кодекса недоимка, указанная в ряде требований, направленных Межрайонной ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам, не соответствовала данным лицевых счетов ОАО "Енисейское речное пароходство" (указано в требовании 3 млн. руб., фактически - 3,2 млн. руб.), ОАО "КЗК" (17,8 млн. руб. и 15,1 млн. руб. соответственно).

В нарушение п.3 ст.46 Налогового кодекса Межрайонной ИМНС России N 10 не было вынесено решение о взыскании налогов и пени за счет денежных средств ОАО "ОРФ "Дружба", что явилось основанием для отмены арбитражным судом решения о наложении ареста на имущество предприятия от 31.08.2000 на сумму 1,3 млн. рублей.

Инспекциями МНС России по Свердловскому, Центральному и Ленинскому районам решения о взыскании налогов и сборов более чем в 8% от проверенных случаев доводились до сведения налогоплательщиков с нарушением установленного 5-дневного срока.

Взыскание недоимки, в нарушение ст.46 Налогового кодекса, производилось не со всех имеющихся счетов налогоплательщиков.

Так, ИМНС России по Свердловскому району, при наличии у ЗАО "Первая сибирская лесная компания" задолженности на 01.01.2003 в сумме 1,1 млн. руб., 5 расчетных и 5 валютных счетов, инкассовые поручения выставлялись только к расчетным счетам (аналогично по ОАО АК "Енисейлес", ЗАО ЗК "Северная"). Инспекцией МНС России по Ленинскому району при росте задолженности ОАО "ЕЛК" за период с 01.01.2002 по 01.04.2003 на 4,0 тыс. руб. инкассовые поручения выставлялись только к 2 из 4 открытых расчетных счетов, поступлений с которых за указанный период не было, предприятию ОАО "Красноярский шинный завод" при наличии 2-х валютных и одного валютного транзитного счетов в период с 01.01.2000 по 01.09.2002 инкассовые поручения на валютные счета не выставлялись

В нарушение п.1 ст.47 Налогового кодекса Инспекциями МНС России по Центральному и Свердловскому районам в 10 случаях постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщиков направлялись в 2000-2001 гг. в Службу судебных приставов с нарушением трехдневного срока. Установлено 12 случаев необоснованного отзыва (по причине обращений налогоплательщиков, осуществления частичной оплаты) в 2000 г. Инспекциями МНС России по Центральному, Свердловскому и Ленинскому районам постановлений о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества предприятий на общую сумму 57,3 млн. руб. (МУП "Красмостдоринж", ООО "Крас-ЭП", ОАО "Красноярский БХЗ").

Решения о приостановлении операций по счетам в банках зачастую выносились не одновременно с решениями о взыскании налогов или не выносились вовсе. Так, ИМНС России по Свердловскому району решения о приостановлении операций по счетам ДРСП Свердловского района и ООО "Интертелеком" вынесены, соответственно, через 2 и 4 месяца после вынесения решений о взыскании налогов. Межрайонной ИМНС России N 10 решения о приостановлении операций по счетам в банках ООО МПП "Вектор" и ООО "Компаньон" от 29.05.2001 приняты без вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств. При наличии недоимки Инспекциями МНС России по Свердловскому и Ленинскому районам не приостанавливались операции по счетам ЗАО "Первая сибирская лесная компания", ОАО АК "Енисейлес", ЗАО ЗК "Северная", ОАО "ЕЛК".

В 42% из проверенных решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках налоговыми органами не излагались обстоятельства существа факта нарушения с указанием номера и даты требования об уплате налогов, а также номера и даты направленного налогоплательщику решения о взыскании денежных средств, что позволяло банкам оставлять их без исполнения. Так, Восточно-Сибирским банком СБ России 27.11.2002 произведен возврат решения ИМНС России по Свердловскому району от 18.11.2002 по ООО "Сибирский целлюлозно-бумажный комбинат".

Инспекцией МНС России по Ленинскому району и Межрайонной ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам в нарушение п.5 ст.77 Налогового кодекса налагались аресты на делимое имущество ОАО "Агат", ОАО "Сибэласт", ООО НПП "Вариант" на суммы, превышающие суммы по постановлениям, Межрайонной ИМНС N 10 в 20 из 50 проверенных решений о наложении ареста были включены пени и налоговые санкции. Так, решение о наложении ареста на имущество ОАО "Минусинскстрой" от 09.04.2001 вынесено с включением суммы пени и налоговых санкций в размере 5,8 млн. рублей.

Налоговыми органами нарушался Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

В нарушение п.12 Порядка проведения реструктуризации задолженности, при неполной уплате предприятиями текущих налоговых платежей с начала 2001 г. по 1-е число месяца принятия решения, Инспекциями МНС России по Центральному и Ленинскому районам приняты решения о реструктуризации по МУП "Красмостдоринж" на сумму 26,2 млн. руб. и МУП "ДРСП" на 5,5 млн. рублей.

В нарушение п.п. 7, 8 Порядка Инспекциями МНС России по Центральному, Ленинскому районам и Межрайонной ИМНС России N 10 своевременно не отменены решения по 7 предприятиям (ОАО "ДСК", ОАО "КСОТ", ОАО "Стройдеталь") на общую сумму 7,3 млн. рублей.

В нарушение указаний МНС России от 06.12.1999 N АС-6-10/970 в 2000 г. и п.20 Правил по применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации задолженности, утвержденных приказом МНС России от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, при отсутствии документов, подтверждающих фактический отзыв платежных документов. Инспекциями МНС России по Центральному и Свердловскому районам, Межрайонной ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам по 8 предприятиям приняты решения о реструктуризации платежей, списанных с расчетных счетов, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета, на общую сумму 14,3 млн. рублей.

В нарушение п.3 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699, Межрайонной ИМНС России N 10 предоставлено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам ГУП ДРСУ-10 на сумму 6325,4 тыс. руб. и ОАО "Минусинский Гортоп" на сумму 484,6 тыс. руб. при неполной уплате текущих платежей по ЕСН. По состоянию на 01.04.2002 РУО администрации Минусинского района не обеспечено выполнение условия уплаты текущих платежей по ЕСН в сумме 0,4 млн. руб., однако решение об отмене ранее принятого решения от 26.12.2001 о реструктуризации на сумму 1,7 млн. руб. инспекцией не принято.

В нарушение п.2 данного Порядка Межрайонной ИМНС России N 10 в январе 2002 г. предоставлено Ателье "Молодежная мода" право на реструктуризацию задолженности в ПФР на сумму 0,3 млн. руб. при наличии задолженности по ФОМС и фонду занятости.

В нарушение п.7 ст.78 Налогового кодекса ИМНС России по Свердловскому району ООО "Монт ЭП" и Межрайонной ИМНС России N 10 МУ "МГ служба заказчика" произведены возвраты на расчетные счета в сумме 1,8 млн. руб. при наличии недоимки по налогам в размере 14,8 тыс. рублей.

В нарушение п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 Межрайонной ИМНС России N 10 в 2002 г. приняты решения по 3 предприятиям на общую сумму 0,1 млн. руб. о признании безнадежной к взысканию задолженности с включением в нее задолженности в Государственный фонд занятости.

Управлением не обеспечен надлежащий контроль за работой нижестоящих налоговых органов с "зависшими" платежами.

Восемью территориальными инспекциями допущены искажения по различным строкам отчета по форме N 1-КО за I кв. 2003 г. на общую сумму 62,8 млн. рублей. На достоверность представляемой в МНС России отчетности повлияли также несоответствующее указаниям МНС России от 18.10.2002 N ШС-6-24/1589@ исключения платежей на сумму 5,9 млн. руб. из Журнала "учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов", который в нарушение п.1.2 приказа МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 на бумажном носителе данными инспекциями не велся.

Инспекцией МНС России по Советскому району в нарушение указаний МНС России от 09.10.2000 N ВП-6-18/788 при наличии признаков, подтверждающих недобросовестность налогоплательщика и банка, не направлялись материалы в правоохранительные органы по ООО "КраМЗ-Альянс", ОАО Банк "Металэкс", ОАО "Завод напорных труб"; Инспекцией МНС России по Ленинскому району не направлялись материалы по фактам проведения региональным филиалом КБ "Мосбизнесбанк" платежей после отзыва в июле 1999 г. у банка лицензии.

Данной Инспекцией в нарушение приказа МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 не обеспечено взыскание задолженности по платежам ОАО "Завод напорных груб" в размере 1,1 млн. руб., "зависшим" в КБ "Резон-банк", ОАО "Фирма КПД" в размере 1,6 млн. руб., "зависшим" в КБ "Академстройбанк".

Непоследовательность в применении налоговыми органами мер принудительного взыскания, несвоевременность в принятии решений и направлении требований привели к увеличению в регионе исков налогоплательщиков, рассматривающихся судами как действия, не соответствующие Налоговому кодексу. Так, в связи с отсутствием оснований для восстановления не взысканной в установленном порядке недоимки прошлых лет, признано недействительным требование Межрайонной ИМНС России N 1 от 22.05.2002 на сумму 6,7 млн. руб., направленное ОАО "Красноярскэнерго", по аналогичному основанию отменено решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств на сумму 4 млн. руб. Межрайонной ИМНС России N 9 от 26.07.2002 по ЗАО "Лесосибирский ЛДК N 1".

Управлением в недостаточной степени контролировалась организация правового обеспечения деятельности налоговых органов.

Проведенный анализ судебно-арбитражной практики (всего 278 дел) показал, что основной причиной удовлетворения исковых требований налогоплательщиков являются: невыполнение требований, а также неправильное применение налоговыми органами положений Налогового кодекса и законодательства о налогах и сборах (59%), отсутствие состава налогового правонарушения или объекта налогообложения (22,6%), неправильное применение норм материального права при вынесении решений о привлечении к ответственности за нарушения налогового законодательства (14%).

Так, вследствие отсутствия полноты доказательной базы по спорам, связанным с возмещением экспортного НДС, (11 дел) в 2000-2002 гг. удовлетворены иски налогоплательщиков ОАО "Металлургический завод "Сибэлектросталь" на сумму 7,8 млн. руб., ОАО "Красноярский судоремонтный завод" - на сумму 2,7 млн. рублей.

В связи с непредставлением налоговыми органами необходимых и достаточных доказательств в соответствии со ст.ст. 53, 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (15 дел) не поступившая в бюджет сумма составила 48,9 млн. руб.. в т.ч. по иску ОАО "Норильскгазпром" к ИМНС России по г. Норильску в 2001 г. в сумме 44,2 млн. рублей.

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ст. 68 АПК РФ


Выборочной проверкой соблюдения шестимесячного срока взыскания санкций, предусмотренного ст.115 Налогового кодекса, за проверяемый период установлено, что непосредственно Управлением, Инспекциями МНС России по Октябрьскому, Центральному районам и г. Дивногорску не переданы для взыскания в судебном порядке материалы на общую сумму 2,9 млн. рублей.

Инспекцией МНС России по Октябрьскому району по причине нарушения требований ст.101 Налогового кодекса при вынесении решений по результатам рассмотрения материалов проверок по 3 делам сумма, не поступившая в бюджет, составила 1,1 млн. рублей.

Также Инспекциями МНС России по Кировскому и по Центральному районам в нарушение п.3 ст.48 Налогового кодекса в 2001-2002 гг. не переданы 12,2 тыс. материалов для взыскания в судебном порядке налога на имущество физических лиц, земельного налога с граждан, налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, единого социального налога с индивидуальных предпринимателей на общую сумму 3,7 млн. рублей.

Проверкой 210 дел об административном правонарушении в 151 случае (72%) установлены нарушения налоговыми органами статей 235, 236.1, 247 КоАП РСФСР и части 4 ст.28.2 КоАП РФ.

Проверкой 59 материалов по жалобам налогоплательщиков, нарушения (сроков и процедуры рассмотрения жалоб, неприглашение для рассмотрения жалоб представителей налогоплательщиков, отсутствие ссылки на п.2 ст.140 Налогового кодекса, в соответствии с которым выносилось решение) установлены в 22 (37%) случаях.

Налоговыми органами края не выполнено решение Коллегии МНС России от 27.12.2000. В проверяемом периоде из 972 решений, вынесенных не в пользу налоговых органов, в апелляционную инстанции не обжаловано 348 (36%) решений, в кассационную - 373 (38 процентов).

В целях устранения отмеченных недостатков и нарушений в деятельности Управления и недопущения подобных нарушений в системе налоговых органов по результатам комплексной проверки издан приказ МНС России, в соответствии с которым заместители руководителя Управления привлечены к дисциплинарной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации необходимо на основе всестороннего анализа и критической оценки фактического положения дел усилить контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и повысить ответственность должностных лиц налоговых органов за принимаемые решения.



Г.И. Букаев



Письмо МНС РФ от 18 июля 2003 г. N БГ-6-12/797@ "О результатах комплексной проверки работы Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам по осуществлению налогового администрирования"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение