Письмо Департамента общего образования Минобразования РФ от 22 мая 2003 г. N 13-51-109/13 "Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования"

Письмо Департамента общего образования Минобразования РФ
от 22 мая 2003 г. N 13-51-109/13
"Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования"


В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в начальной школе со второго класса. В 2003 году условия эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи с реализацией программ информатизации образования. В школы страны поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных материалов, школы подключаются к Интернету, формируются образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении информатике в начальной школе.

Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств ИКТ.

Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной деятельности: сбор информации, организация информации, поиск информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться манипулятором "мышь", узнали о видах информационных объектов. При этом не требовалось регулярное использование средств ИКТ на уроках информатики, большую часть занятий составляли задания, использующие технические средства обучения (ТСО), инструменты исследовательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно было использовать по мере необходимости.

Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.

В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и бескомпьютерных инструментов при обучении информатике в следующих видах информационной деятельности:


1. Сбор, запись информации, презентация.

Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.

Перечисленное оборудование предназначено для записи информации из окружающего мира и коммуникации, записи процесса и результата деятельности учащихся.


2. Поиск информации, организация информации.

Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.

Перечисленное оборудование позволяет организовать информацию, представить ее структурно, схематично, познакомить учащихся с различными формами представления информации.


3. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.

Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры; микроскоп; датчики; конструкторы, в том числе Лего, простейшие чертежные инструменты и материалы для художественного творчества (пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для папье-маше, ножницы и клей, веревки и нити); музыкальные инструменты и синтезаторы звука.

Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная - на формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ.


Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:


- Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения. Иллюстрации. Аудио и видеозаписи.

- Источники информации. Наблюдения. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.

- Организация информации. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение. Каталог. Справочники.

- Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема поиска информации. План поиска. Анализ информации.

- Применение информации. Создание новых информационных объектов. Обмен информацией.

- Представление информации. Описание предметов. Описание действий. Алгоритм и его исполнение.

- Схемы. Таблицы. Графы.

- Алфавит логики. Рассуждения.


Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:


- Технические средства приема, передачи, хранения и обработки информации. Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение, телефон, компьютер.

- Компьютер и его составные части. Правила поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере.

- Приемы работы с клавиатурой.

- Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации на компакт-дисках.

- Создание на компьютере информационных объектов (текстов, изображений).

В третьем классе значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для осуществления баланса между бескомпьютерной и компьютерной составляющими обучения информатике рекомендуется в третьем классе реализовать содержание курса как на уроках информатики (1 раз в неделю), так и в качестве отдельных блоков содержания курса информатики в других учебных предметах.

Урок информатики в третьем классе, представленный как отдельный урок для всего класса без деления на группы в бескомпьютерном варианте (с возможным использованием одного компьютера на рабочем месте учителя), может проводиться учителем начальных классов или учителем информатики.

Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1 - 3 минуты).

В случае если содержание курса информатики изучается отдельными блоками на других предметах, рекомендуется использовать проектную форму работы. Целесообразно проводить такие занятия в кабинете, где установлены не менее трех компьютеров.

Проектное задание должно быть связано с содержанием курса учебного предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока содержания курса информатики. Вставки в урок рекомендуется осуществлять не чаще двух раз в неделю. Такой урок рекомендуется проводить учителю начальных классов, имеющему соответствующую подготовку.

Первую часть такого занятия учащиеся обучаются всем классом, для чего предусмотрено рабочее пространство в классе. Для практической работы класс делится на бригады, для чего предусмотрены рабочие места, оборудованные компьютерами, а также устройствами, подключаемыми к компьютеру. Рекомендуется в состав бригады, за которой закрепляется один компьютер, включать не более 3-х человек. Практическая работа (до 15 минут) в бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной деятельности и предназначена для выполнения заданий проекта и обсуждения результатов. Каждый учащийся должен иметь индивидуальную часть задания как бескомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную (около 5 минут). Бескомпьютерная часть задания может включать в себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с материалами художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с устройствами для записи информации, в том числе дополнительными устройствами, подключаемыми к компьютеру. Компьютерная часть задания может включать в себя работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми соответствующей тематики.

В общеобразовательных учреждениях, имеющих возможность использовать для обучения информатике в начальной школе компьютерный кабинет, рекомендуется организовать проведение компьютерной части урока по информатике в таком кабинете. Для этого класс делится на две группы. Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока. Проведение таких уроков возможно, если в общеобразовательном учреждении предусмотрена оплата двух учителей, работающих в рамках одного урока.

Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1 - 2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней работы - использовать полученные знания и умения информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).

Для использования средств ИКТ в обучении информатике рекомендуется заранее выбрать такую организацию обучения информатике, которая наиболее подходит для образовательного учреждения в соответствии с комплектацией школы средствами ИКТ.


Урок в классной комнате.

В ней целесообразно установить один компьютер с возможностью подключения к нему переносного мультимедийного проектора или телевизора.

Желательно оборудовать компьютерное рабочее место принтером, графическим планшетом, звуковыми колонками.

Использование на занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры позволит расширить возможности использования наглядности в обучении.

Создание компьютерных видеоколлекций детских работ, фрагментов занятий, школьной жизни, позволит создавать коллекции по ознакомлению окружающему миру.


Урок в читальном зале библиотеки.

В нем можно организовать проектное обучение информатике и занятия по обучению различным предметам с компьютерной поддержкой, если снабдить читальный зал 3 - 5 компьютерами, в том числе объединенными в локальную сеть школы.

Наличие телевизора с видеомагнитофоном, возможность подключения к телевизору компьютера или подключения к компьютеру мультимедийного проектора позволит организовать лектории, обсуждение коллективных проектов учащихся, их индивидуальных сообщений. При этом необходимо предусмотреть в помещении наличие рабочих столов, позволяющих учащимся, не занятым в данный момент работой за компьютером, выполнять бескомпьютерную часть задания, проводить групповое обсуждение учебных проблем с учителем.

В читальном зале целесообразно предусмотреть размещение школьной медиатеки, видеоматериалов, в том числе созданных педагогическим коллективом школы.

Читальный зал библиотеки при таком оснащении становится и методическим кабинетом для учителей, что позволяет организовать регулярные консультации по вопросам использования ИКТ в обучении, применения медиатеки и видеотеки школы в учебном процессе.

Желательно снабдить компьютеры, размещенные в читальном зале школьной библиотеки, выходом в Интернет для ознакомления с простейшими формами телекоммуникационной деятельности - электронной почтой. В рамках проектных работ на уроке возможно организовать переписку учащихся между городами, выход на образовательные и познавательные сайты.


Урок в актовом зале школы.

При наличии актового зала в школе или видеозала целесообразно оборудовать его как компьютерный лекторий (компьютер, звуковая система, переносной или стационарно установленный мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон) для проведения учебных занятий: видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и занятий воспитательного характера.


Урок в компьютерном кабинете.

Для проведения уроков информатики и занятий по другим предметам в компьютерном кабинете возможно привлекать дополнительное оборудование:

- мультимедийный проектор;

- цветной струйный принтер;

- сканер;

- колонки компьютерные;

- графический планшет для рисования;

- цифровой фотоаппарат или видеокамера;

- музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного ввода и преобразования мелодий.

Желательно иметь инструменты для создания и редактирования текстов:

- магнитные карточки, доски и другие системы набора;

- штампы, трафареты;

- ручки, фломастеры;

- текстовые компьютерные редакторы с программой проверки правописания;

- клавиатурные тренажеры.

Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвертом классе при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.


Руководитель Департамента

А.В.Баранников


Приложение


Примерное тематическое планирование


Тематическое планирование учебного материала по программе
"Информатика" авторов А.Л.Семенова и др. 3 класс


1 полугодие (17 часов)


 Урок 1.      Дерево.  Следующие  бусины.  Листья.  Предыдущие   бусины.
              Корневые бусины. Стр. 3-7.
 Уроки 2-3.   Уровни дерева. Стр. 8-13.
 Урок 4.      Таблицы для мешка. Стр. 14-17.
 Урок 5.      Проект "Одинаковые мешки".
 Урок 6.      Длина цепочки. Длина цепочек. Стр. 18-22.
 Уроки 7-8.   Робот. Команды для  робота.  Программа  для  робота.  Стр.
              23-29.
 Уроки 9-10.  Перед каждой бусиной, после каждой бусины. Стр. 30-35.
 Урок 11.     Знаки препинания. Дефис и апостроф. Стр. 36-39.
 Урок 12.     Проект "Лексикографический порядок".
 Урок 13.     Задачи на лексикографический порядок. Стр. 40-43.
 Уроки 14-15. Склеивание цепочки цепочек. Стр. 44-51.
 Урок 16.     Контрольная работа. Варианты 1, 2. Вкладыш.
 Урок 17.     Выравнивание, дополнительные и трудные задачи. Стр. 52-55.

2 полугодие (17 часов)


 Уроки 18-19.   Путь дерева. Стр. 3-8
 Уроки 20-21.   Все пути дерева. Стр. 9-14.
 Урок 22.       Проект "Генеалогическое дерево".
 Урок 23.       Задачи на генеалогические деревья. Стр. 15-18.
 Уроки 24-25.   Робот. Конструкция повторения. Стр. 19-26.
 Уроки 26-27    Проект "Сортировка слиянием".
 Урок 28.       Цепочка мешков. Раскрытие цепочки мешков. Стр. 27-31.
 Уроки 29-30.   Дерево раскрытия цепочки мешков. Стр. 32-39.
 Урок 31.       Проект "Турниры и соревнования".
 Урок 32        Индуктивное построение цепочек. Лингвистические  задачи.
                Стр. 40-44.
 Урок 33        Контрольная работа. Варианты 1, 2. Вкладыш.
 Урок 34        Выравнивание. Трудные задачи. Стр. 45-51.

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А.В.Горячева, 3 класс


N Тема урока


1. Алгоритм. (Делай - раз, делай - два)

2. Схема алгоритма. (Стрелки вместо номеров)

3. Ветвление в алгоритме. (Стрелка "ДА" или стрелка "НЕТ")

4. Цикл в алгоритме. (Повтори еще раз)

5. Алгоритмы с ветвлениями и циклами

6. Подготовка к контрольной работе

7. Контрольная работа N 1

8. Повторение

9. Повторение

10. Состав и действия объектов. (Из чего состоит? Что умеет?)

11. Группа объектов. Общее название. (Что такое? Кто такой?)

12. Общие свойства объектов группы. (Что у любого есть? Что любой умеет?). Особенные свойства объектов группы. (Что еще есть? Что еще умеют?)

13. Единичное имя объекта. (Имя для всех и имя для каждого)

14. Подготовка к контрольной работе

15. Контрольная работа N 2

16. Повторение

17. Повторение

18. Множество. Число элементов множества. (Остров для множеств). Подмножество (На острове страна, в стране город)

19. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. (Слова "НЕ", "И", "ИЛИ" на карте множеств)

20. Пересечение и объединение множеств. (Слова "НЕ", "И", "ИЛИ" на карте множеств)

21. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом "НЕ". ("ДА" или "НЕТ")

22. Истинность высказываний со словами "И", "ИЛИ"

23. Граф. Вершины и ребра. (Какие точки соединить?)

24. Граф с направленными ребрами. (Когда помогут стрелки?)

25. Подготовка к контрольной работе

26. Контрольная работа N 3

27. Повторение

28. Повторение

29. Аналогия. (На что похоже?)

30. Закономерность. (По какому правилу?)

31. Аналогичная закономерность. (Такое же или похожее правило)

32. Аналогичная закономерность

33. Подготовка к контрольной работе

34. Контрольная работа N 4

35. Выигрышная стратегия. (Кто выигрывает?)

36. Выигрышная стратегия.


При обучении информатике возможно использовать электронную поддержку курса:

1. "Путешествие в информатику". Изд-во "Баласс", 2003.

2. "КИД - Малыш". Изд-во "Баласс", 2003.

3 "Роботландия". С системой заказов продукции "Роботландия" можно ознакомиться на сайте по адресу: http://come.to/robotland.



Письмо Департамента общего образования Минобразования РФ от 22 мая 2003 г. N 13-51-109/13 "Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2003 г., N 14, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2003 г., N 23


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.