Письмо Минобразования РФ от 16 июня 2003 г. N 13-51-129/13 "О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2003 году"

Письмо Минобразования РФ от 16 июня 2003 г. N 13-51-129/13
"О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2003 году"


Министерство образования Российской Федерации предлагает на августовских педагогических совещаниях работников образования в 2003 году обсудить следующие документы и актуальные проблемы.

1. Федеральные документы:

программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России от 01.04.03 N 1313 "О программе модернизации педагогического образования");

концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.02 N 2783);

Положение о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.02 N 1306) (для регионов, не участвующих в эксперименте по проведению единого государственного экзамена);

приказ Минобразования России от 29 октября 2002 г. N 3767 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год";

План работы Министерства образования Российской Федерации на 2003/04 учебный год;

Итоговый документ выездных совещаний руководителей органов управления образованием и по делам молодежи и руководителей образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в федеральных округах (распоряжение Минобразования России от 22.05.03 N 615-22);

проект положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Пути развития региональных систем образования:

информатизация региональных систем образования;

перспективы и проблемы введения эксперимента по проведению единого государственного экзамена; достижение целей введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) с точки зрения повышения доступности профессионального образования;

результаты мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и определение пути его развития в новом учебном году;

межведомственное взаимодействие в решении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних, не посещающих или пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения обязательного основного общего образования (в том числе - по результатам проведенного в 2002 году единовременного учета детей 7 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях);

разработка и реализация региональных программ развития воспитания в системе образования;

образование как фактор регионального развития;

региональные программы развития сельской школы;

системы управления образованием; государственно-общественное управление образованием;

организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

3. Опыт работы муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений по следующим направлениям:

эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях;

эксперимент по реструктурированию сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

создание попечительских советов общеобразовательных учреждений;

воспитательная работа в образовательных учреждениях, поиск современных форм взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями, создание в образовательных учреждениях структур самоуправления учащихся, детских и молодежных организаций;

использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

развитие новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольном общеобразовательном учреждении (ДОУ);

опыт организации повышения квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений;

вопросы введения новых предметов в начальной школе;

система оценивания знаний обучающихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе;

организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказании им помощи в воспитании детей;

организация деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека (попечительство), приемные, патронатные семьи и т.д.) (в соответствии с решением коллегии от 21.01.03 N 1);

содержание, деятельность и формы организации службы практической психологии в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;

социальное партнерство, сотрудничество и инвестиции в сфере образования; способы взаимодействия государственных и муниципальных управленческих структур сферы образования с общественными, промышленными и финансовыми институтами;

проектирование развития дополнительного образования детей в образовательной системе региона (муниципалитета);

проблемы становления и развития региональной системы дополнительного образования детей (управленческий аспект);

новые подходы к содержанию и организации непрерывного образования;

проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей;

повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении;

предоставление дополнительных платных образовательных услуг;

создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства, воспитательного пространства микрорайона, малых городов, сельской местности на основе взаимодействия с другими социальными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами;

совершенствование физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует в рамках августовских педагогических совещаний организовать круглые столы, консультативные пункты по нормативно-правовой базе функционирования системы общего образования:

государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений;

перспективы использования результатов ЕГЭ в мониторинге общего и профессионального образования, возможности использования подходов ЕГЭ для системы аттестации образовательных учреждений;

результаты опросов общественного мнения и общественного наблюдения по проведению ЕГЭ;

совершенствование технологии проведения ЕГЭ, структуры и содержания контрольных измерительных материалов; организационное и нормативно-правовое регулирование проведения ЕГЭ;

аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений;

аттестация педагогических работников образовательных учреждений;

правовые основы создания внебюджетных фондов развития образования;

правовые основы функционирования попечительских советов общеобразовательных учреждений;

основы законодательства о защите прав потребителей;

правовые основы функционирования общеобразовательных учреждений;

проблемы социальной защиты работников образования;

обсуждение нового Трудового кодекса Российской Федерации;

соблюдение законодательства Российской Федерации в части защиты прав участников образовательного процесса;

соблюдение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях# несовершеннолетних";

изменения в нормативно-правовой базе законодательства Российской Федерации в области образования за 2002 - 2003 годы;

проблемы взаимодействия и преемственности общего среднего, дополнительного и профессионального образования.

Важнейшими задачами органов управления образованием при проведении августовских педагогических совещаний являются организация встреч представителей органов исполнительной и законодательной власти соответствующего уровня с педагогическими работниками, взаимодействие с вышестоящими органами управления образованием, с учреждениями повышения квалификации педагогических работников, методическими службами, привлечение к освещению работы педагогических совещаний и конференций средств массовой информации.

Дополнительно Минобразование России направляет возможную тематику августовских педагогических совещаний для обсуждения на предметных секциях и заседаниях методических объединений.


Министр

В.М.Филиппов


Приложение

к письму Минобразования РФ

от 16 июня 2003 г. N 13-51-129/13


Тематика августовских педагогических совещаний


Общие проблемы развития образования


Актуализация содержания внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях различных видов.

Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях.

Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.

Социально-педагогические основы самоуправления в образовательных учреждениях. Повышение роли школьных библиотек в духовно-нравственном становлении личности обучающихся.

Практика взаимодействия классного руководителя, классного воспитателя, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностного развития.

Автономность образовательных учреждений и реализация руководством образовательных учреждений и органов управления образованием контрольных функций за качеством образования.

Актуальные направления модернизации педагогического образования.

Развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением.

О повышении роли воспитания в процессе образования (в плане реализации решения коллегии от 25.12.01 N 19/2 "Об итогах развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002 - 2004 годы" и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года).

Создание условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях на основе традиционного опыта воспитания, этнопедагогики. Участие во II Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений.

О деятельности классного руководителя в современных условиях.

О развитии различных форм родительского всеобуча в образовательных учреждениях.

О роли дополнительного образования детей в развитии творческих способностей ребенка.

Развитие системы дополнительного образования детей на основе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей в России на 2001 - 2005 годы.

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной среды образовательного учреждения.

Организация каникулярного времени обучающихся в целях их воспитания, развития и социализации.

Итоги и проблемы организации летнего отдыха детей и подростков.

Традиции православной педагогики и педагогика других конфессий России.

Влияние проведения ЕГЭ - новой формы государственной (итоговой) аттестации и организации приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования на совершенствование учебного процесса и содержание общего и профессионального образования.


Рекомендации для методических объединений


Дошкольное образование


Модернизация дошкольного образования в контексте реализации Концепции модернизации российского образования.

Повышение доступности дошкольного образования, адресная поддержка малообеспеченных семей. Развитие новых, экономически эффективных форм дошкольного образования.

Достижение нового современного качества дошкольного образования:

системный подход в формировании здоровья и развития ребенка; оптимизация социально-оздоровительных технологий для различных видов ДОУ;

приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников; к национальным традициям, позитивно влияющим на этнокультурные отношения народов России;

организация жизнедеятельности детей раннего возраста в условиях общественного воспитания;

организация и содержание коррекционно-педагогической помощи общественного воспитания;

организация и содержание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам ДОУ;

обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Внедрение новых образовательных программ непрерывного образования;

игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек.

Совершенствование структуры и механизмов финансирования дошкольного образования.

Состояние предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Пути ее совершенствования.

Формирование педагогического корпуса дошкольной ступени образования, соответствующего современным запросам населения. Система методической работы с кадрами, обеспечивающая формирование новой позиции педагога в работе с детьми и их родителями.

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ с семьей, социальным окружением: функционирование семейных игротек, библиотек, фонотек, школ молодых родителей и др.


Начальное образование


Основные направления модернизации начального образования.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы.

Личностно ориентированное обучение как одно из средств устранения перегрузки младших школьников.

Проблемы преемственности между начальной и основной школой в условиях вариативности систем образования.

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

Организация формы построения 35-минутного урока в начальной школе.

Единая "оценочная политика" общеобразовательного учреждения в условиях безотметочного обучения в начальной школе (из опыта работы).

Организация информационной среды при обучении информатике в начальной школе (с использованием и без использования компьютера) как перспективное направление модернизации начального образования.

Изучение иностранного языка как одно из приоритетных возможностей развития личности младшего школьника и формирования готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника.

Воспитание младших школьников средствами учебных предметов.


Основное и среднее (полное) общее образование


Оценка качества подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.

Качество подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы (по результатам эксперимента по единому государственному экзамену).

Опыт использования учебных компьютерных программ.

Психолого-педагогический аспект личностно ориентированного обучения.

Проблемы адаптации обучающихся при переходе на ступень основного и среднего (полного) общего образования.

Основные особенности проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

О сопряжении федерального и регионального (национально-регионального) компонентов в содержании общего образования.

Воспитательный потенциал содержания учебных предметов.

Опыт использования новых учебно-методических комплектов.

Анализ результатов экспериментального преподавания учебных дисциплин в профильных классах в 2002/03 учебном году.


Русский язык


Новое содержание образования по русскому языку, проблемы создания программ и учебников для основной и старшей школы.

Проблема повышения грамотности школьников в современных условиях.

Усиление речевой направленности курса русского языка.

Особенности преподавания русского языка детям беженцев и вынужденных переселенцев.

Опыт преподавания риторики и словесности в школе.

Роль родного языка в развитии и воспитании личности.

Лингвистическое краеведение в школе: опыт работы.

Развитие видов речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания) на уроках русского языка.


Литература


Современные подходы к преподаванию литературы,

Проблема проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов по литературе.

Изучение современной литературы в школе.

Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения.


Иностранный язык


Развитие умений и навыков письма и речи на иностранном языке.

Использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка.

Компетентностный подход при обучении иностранным языкам.

Организация контроля знаний и умений учащихся с использованием "Языкового портфеля".


История и обществознание


Использование информационных технологий в историческом образовании.

Проблемно-теоретический подход в изучении истории в старшей школе.

Дискуссии как методический прием в преподавании истории.

Новые учебники по новейшей отечественной истории (новые концептуальные подходы, методический аппарат).

Современные подходы к изучению истории Великой Отечественной войны в курсе истории.

Формирование ключевых социальных компетенций в курсах граждановедения и обществоведения.

Усиление роли социально-экономического и правового образования в общеобразовательных учреждениях.

Организация воспитательной деятельности по ознакомлению с государственной символикой.

Система гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.


Экономика


Роль экономического образования в социализации учащихся.

Усиление практической направленности в изучении курса экономики: организация практикумов, деловых и компьютерных игр, конкурсов, олимпиад.

Учебно-методическое обеспечение преподавания курса экономики на старшей ступени общего образования (социально-экономический профиль).


География


Комплексно-страноведческий подход к изучению школьного курса географии: проблемы и перспективы.

Региональный компонент в школьном курсе географии как обязательное условие формирования геоэкологической культуры обучающихся.

Деятельностный подход в обучении географии: его значение в формировании прикладной направленности предмета.


Искусство


Современные подходы к преподаванию искусства как важного средства формирования личности школьника.

Опыт преподавания МХК в современной школе.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки, изобразительного искусства.


Основы безопасности жизнедеятельности


Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ.

Патриотическое воспитание, военно-профессиональная ориентация на уроках ОБЖ - составная часть подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к военной службе.

Профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних на уроках ОБЖ.

Формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


Физическая культура


О роли физической культуры в формировании здорового образа жизни обучающихся общеобразовательных учреждений.

О задачах общеобразовательных учреждений по увеличению оздоровительно-спортивной двигательной активности учащихся.

О создании условий для введения третьего (дополнительного) урока по физической культуре для всех ступеней общеобразовательной школы.

Особенности организации физической культуры для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.


Математика


Применение информационных и коммуникационных технологий в преподавании математики.

Изучение вероятностно-статистического материала как средства социализации учащихся и адаптации к реальной жизни. Из опыта преподавания вероятности и статистики в основной школе.

Современный взгляд на роль вычислений в курсе математики основной и старшей школы.

Организация исследовательской деятельности при обучении математике в основной и старшей школе.


Информатика


Модели обучения информатике в начальной школе.

Формирование компетенции учащихся в области информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания информатики в основной и старшей школе.

Опыт использования электронных учебных пособий, учебных материалов Интернет при обучении информатике.


Естественно-научные дисциплины


Усиление практической направленности в процессе обучения химии, физике, биологии.

Формирование научной картины мира при обучении предметам естественно-научного цикла.

Роль естественно-научных дисциплин в экологическом воспитании и образовании учащихся.


Технология


Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях.

Преподавание предметов образовательной области "Технология" на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий. Обеспеченность образовательной области "Технология" программно-методическими материалами.

Роль межшкольных учебных комбинатов в создании условий для преподавания "Технологии", организации профессиональной ориентации молодежи.


Библиотеки общеобразовательных учреждений


Развитие информационной системы учебного книгоиздания.

Совершенствование инфраструктуры учебного книгообеспечения в условиях модернизации образования.

Проблемы комплектования школьных библиотек и медиатек общеобразовательных учреждений.

Диагностика обеспечения образовательного процесса учебно-методической литературой.

Взаимодействие библиотек образовательных учреждений и библиотек других ведомств.

Система обеспечения общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебными изданиями.

Положение о библиотеке общеобразовательных учреждений: обсуждение проектов.

Задачи и функции современной школьной библиотеки (информационная, образовательная, развивающая, досуговая).

Роль школьной библиотеки в обеспечении образовательного процесса школы и ее ресурсы.


Социально-педагогическая поддержка детей и реабилитационная работа


О мерах по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях.

О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

Организация работы по предупреждению злоупотребления наркотиками и иными психоактивными веществами, их незаконного оборота в образовательных учреждениях (в соответствии с приказом Минобразования России от 05.02.02 N 330 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.02 N 1").

Совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных школ-интернатов, кадетских школ (кадетских школ-интернатов).

О деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, мерах по развитию сети указанных учреждений, межведомственном взаимодействии в решении вопросов комплектования специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (в соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации по вопросу "О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними" от 24.09.01 N 3).

Создание системы постинтернатной адаптации выпускников образовательных интернатных учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из воспитательных колоний.


Специальное образование


Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья - главная составляющая их социальной адаптации.

Формы организации и методика интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Организация обучения детей со сложной структурой дефекта.

Психологические индивидуально-ориентированные профилактические и коррекционно-развивающие программы и технологии в образовании.

Организация и управление деятельностью службы практической психологии образования на современном этапе.

Программно-целевой подход в решении проблем сохранения здоровья обучающихся, воспитанников.

Взаимодействие органов и управлений образования и здравоохранения по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.

Среда образовательного учреждения - состояние здоровья обучающихся.


Начальное профессиональное образование


Укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений начального профессионального образования.

Обеспечение качественных изменений во взаимодействии регионов и Минобразования России в вопросах функционирования и развития начального профессионального образования.

Оптимизация Перечня профессий начального профессионального образования, по которым осуществляется подготовка кадров.

Информатизация образования и оптимизация методов обучения.

Обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем начального профессионального образования.

Формирование условий для непрерывного профессионального роста педагогических кадров.

Реформирование системы управления начальным профессиональным образованием.

Личностно-деятельный подход как основа организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.

Практические и организационно-методические основы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы.


Дополнительное образование детей


Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.

Развитие образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Обновление программно-методического обеспечения Опыт создания дополнительных образовательных программ различной направленности.

Оценка результативности и качества деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Организация дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении - эффективный путь повышения воспитывающего потенциала образовательного учреждения.

Взаимодействие органов и учреждений образования с заинтересованными ведомствами и организациями (культуры, науки, спорта и др.): совместные программы и проекты в области воспитания и дополнительного образования детей.

Развитие творческого потенциала ребенка в системе дополнительного образования детей. Создание условий для личностного развития детей.

Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательных учреждениях.

Проблема подготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования детей. Пути ее решения.

Создание региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений дополнительного образования детей.

Опыт введения образовательными учреждениями должностей: педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, классный воспитатель.

Опыт участия учреждений дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации во всероссийских мероприятиях.

Организация работы учреждений дополнительного образования детей в условиях многоканального финансирования.

Формирование здорового образа жизни - основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся.



Письмо Минобразования РФ от 16 июня 2003 г. N 13-51-129/13 "О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2003 году"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2003 г., N 13, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", июль 2003 г., N 21


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение