В настоящее время, в соответствии с Планом мероприятий по организации ввода информации в автоматизированную систему налогах# органов (приказ МНС России от 06.08.2002 N БГ-3-06/414) Министерством Российской Федерации по налогам и сборам проводится работа по внедрению системы представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде. Во исполнение указанного Плана были утверждены Основные этапы работ по реализации положений Плана мероприятий по организации ввода информации в автоматизированную систему налогах# органов (приказ МНС России от 05.02.2003 N БГ-3-06/50), согласно которым управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации было поручено провести ряд мероприятий по организации ввода информации в АИС "Налог".
По результатам анализа информации за I полугодие 2003 года, представленной управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации во исполнение письма МНС России от 03.07.2003 N ВГ-6-06/729@ "О представлении отчета о выполнении мероприятий по вводу информации в АИС "Налог", установлено следующее.
До настоящего момента большая часть налогоплательщиков (85,3%) представляет налоговые декларации, иные документы, служащие для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерскую отчетность (далее - отчетность) на бумажных носителях. По состоянию на 01.07.2003 года отчетность в электронном виде представляли 292,2 тысяч налогоплательщиков - юридических лиц, что составило 14,7% от общего количества налогоплательщиков - юридических лиц, состоящих на учете и представляющих отчетность. При этом, из них: 276,4 тысяч налогоплательщиков представляют отчетность самостоятельно на электронных носителях, 5,3 тысячи - через специализированных операторов связи и 10,5 тысяч - через представителей (третьих лиц) на электронных носителях. В том числе, из 5143 крупнейших налогоплательщиков в электронном виде представляют отчетность 1883 налогоплательщика (36,6%), из них на электронных носителях самостоятельно - 1258 (24,5%) через специализированных операторов связи - 61 (11,9%) и через представителей (третьих лиц) на электронных носителях - 13 (0,25%). Из 16506 основных налогоплательщиков местного уровня в электронном виде представляют отчетность 6855 налогоплательщика (41,5%), из них: на электронных носителях самостоятельно - 6105 (37%), через специализированных операторов связи - 641 (3,8%) и через представителей (третьих лиц) на электронных носителях - 109 (0,7%). Представление отчетности через специализированных операторов связи организовано в 18 управлениях МНС России (по Республикам Коми и Татарстан, Краснодарскому и Ставропольскому краям, Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Кировской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Челябинской и Ярославской областям, Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, г.Москве).
При этом необходимо отметить, что в 16 управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации представляют отчетность в электронном виде крайне незначительное (менее 1%) количество налогоплательщиков, либо в электронном виде отчетность не представляется (по Республикам Дагестан, Ингушской, Калмыкия, Саха, Северная Осетия - Алания, Тыва и Хакасия, Хабаровскому краю, Амурской, Калужской, Курганской, Мурманской, Рязанской и Сахалинской областям, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Камчатской области и Корякскому автономному округу). Вышеперечисленным управлениям направлено письмо с поручением представить в МНС России объяснения причин, обусловивших неудовлетворительные результаты работы по привлечению налогоплательщиков для представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде, для обсуждения на заседании рабочей группы МНС России по организации и осуществлению основных мероприятий по вводу информации в АИС "Налог".
Кроме того, был проведен анализ отчетов управлений МНС России по субъектам Российской Федерации о результатах исполнения Основных этапов работ по реализации положений Плана мероприятий по организации ввода информации в автоматизированную систему налогах# органов (приказ МНС России от 05.02.2003 N БГ-3-06/50), в результате которого установлено следующее.
В целом, управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации поручения и работы в соответствии с названным приказом исполняются в полном объеме и в установленные сроки. Однако в работе имеется ряд недостатков. В частности, полностью завершить процесс заключения (перезаключения) соглашений с органами государственной власти, местного самоуправления и другими организациями с целью организации процессов плановой передачи от них информации в электронном виде, не удалось ни в одном регионе. Основной причиной этого явился отказ вышеназванных органов перезаключать соглашения, со ссылкой на отсутствие необходимой техники и программных комплексов. При этом необходимо отметить, что отдельными управлениями (УМНС по Калужской области, Ханты-Мансийскому автономному округу) работа в данном направлении не проводилась. Налоговыми органами (кроме УМНС по Республике Адыгея) ведется активная индивидуальная работа с налогоплательщиками по переходу на технологию представления отчетности в электронном виде, как на магнитных носителях, так и по телекоммуникационным каналам связи. Однако, несмотря на то, что работы по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде систематически проводятся, большая часть налогоплательщиков предпочитает представлять в налоговые органы отчетность на бумажных носителях. Основной причиной этого является отсутствие законодательно установленной обязанности налогоплательщиков представлять в налоговые органы отчетность в электронном виде, в связи с чем, по данному вопросу МНС России подготовлены предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
По итогам I квартала 2003 года только 40% управлений МНС России по субъектам Российской Федерации заключены договора со специализированными операторами связи по организации системы представления отчетности и иных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В 7 субъектах Российской Федерации (в т.ч. в Республиках Адыгея, Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской и Тыва) данная работа не налажена ввиду отсутствия специализированных операторов связи или иных организаций, изъявивших желание стать таковыми. В управлениях МНС России по Республике Ингушетия, Калининградской области, Ханты-Мансийскому автономному округу работа по заключению договоров со специализированными операторами связи до настоящего времени не проведена. Одной из основных причин нежелания организаций выступать в качестве специализированных операторов связи является малое прогнозируемое количество налогоплательщиков, желающих представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи.
Вместе с тем, в I полугодии 2003 года МНС России проведены тематические проверки управлений МНС России по Республике Коми, Брянской, Мурманской, Нижегородской и Смоленской областям по вопросу организации ввода информации в автоматизированную информационную систему налоговых органов.
Основным недостатком, выявленным в ходе проверок явилось неисполнение сроков ввода информации, установленных Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65. Помимо случаев, когда данные налоговых деклараций по отдельным видам налогов в АИС "Налог" вообще не вводились, имеются случаи просрочки сроков ввода данных налоговых деклараций в АИС "Налог" до 25 дней, а по основным и крупнейшим налогоплательщикам - до 5 дней (Управление МНС России по Смоленской области). Кроме того, имеют место случаи доведения управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации до нижестоящих налоговых органов нормативных документов и методических указаний МНС России в срок до 15 дней (Управление МНС России по Мурманской области).
В связи с изложенным, поручаю руководителям управлений МНС России по субъектам Российской Федерации:
безотлагательно принять меры по надлежащей организации процесса ввода информации в АИС "Налог";
при проведении комплексных и тематических проверок нижестоящих налоговых органов обращать особое внимание на исполнение положений Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65.
См. новый Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденный приказом МНС РФ от 4 февраля 2004 г. N БГ-3-06/76
Главный государственный |
В.В. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 22 августа 2003 г. N ВГ-6-06/911@ "Об организации в управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации работ по вводу информации в АИС "Налог"
Текст письма официально опубликован не был