Письмо Минобразования РФ от 10 июня 2003 г. N 21-55-145ин/03 "О результатах контрольно-ревизионной работы в 2002 году"

Письмо Минобразования РФ от 10 июня 2003 г. N 21-55-145ин/03
"О результатах контрольно-ревизионной работы в 2002 году"


В 2002 году Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля Министерства образования РФ, региональными органами Департамента государственного финансового контроля и Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, другими контрольными органами проведены ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности 170 образовательных и научных учреждений Минобразования России.

Письмом министерства от 01.07.2002 N 21-55-133ин/03 "О результатах контрольно-ревизионной работы в 2001 году"*, направленном руководителям образовательных учреждений и организаций, органам управления образованием субъектов РФ, предлагалось принять меры по укреплению государственной и финансово-хозяйственной дисциплины, по обеспечению целевого использования денежных средств и сохранности материальных ценностей, а также сообщить о принятых мерах в министерство до 01.09.2002.

Как следует из представленной информации и результатов проведенных в 2002 году ревизий, во многих образовательных учреждениях сделаны правильные выводы и приняты конкретные меры, о чем свидетельствуют акты 65 ревизий (проверок) с отсутствием нарушений вообще или с незначительным их количеством.

Следует однако отметить, что к установленному сроку получена информация о результатах рассмотрения указанного письма министерства лишь от 113 учреждений и организаций из 1271, что свидетельствует о низкой исполнительской дисциплине в учреждениях и организациях.

В то же время рядом учреждений представлена информация о значительной проделанной работе с принятием планов мероприятий в целях предотвращения нарушений, подобных изложенным в письме Министерства.

Тем не менее информация Минобразования России во многих учреждениях и организациях должным образом не рассматривается, не доводится до работников бухгалтерий и планово-финансовых служб; руководители учебных заведений и организаций не оценивают в полной мере информацию министерства, не делают из нее необходимых выводов и не принимают управленческих решений.

В связи с отсутствием профилактических мероприятий, в результате недостаточного контроля руководителей за деятельностью экономических служб и бухгалтерией, из-за слабой профессиональной подготовки работников, прямого невыполнения законодательных и инструктивных требований при осуществлении практической финансово-хозяйственной деятельности в 2002 году были выявлены многие нарушения действующего законодательства и финансово-хозяйственной дисциплины.

В нарушение Бюджетного кодекса РФ было допущено нецелевое расходование бюджетных средств в следующих учреждениях:

Красноярской государственной академии цветных металлов и золота в сумме 309,1 тыс. рублей;

Тверском машиностроительном колледже в сумме 133,4 тыс. рублей;

Дагестанском государственном университете в сумме 111,9 тыс. рублей;

Барнаульском химико-технологическом техникуме в сумме 102,3 тыс. рублей;

Институте проблем развития среднего профессионального образования в сумме 30,3 тыс. рублей.

Имели место установление работникам завышенных относительно Единой тарифной сетки разрядов по оплате труда и необоснованные выплаты денежных средств:

в Самарском государственном педагогическом университете в сумме 120,2 тыс. рублей;

в Саратовском государственном университете в сумме 89,2 тыс. рублей;

в Вятском государственном гуманитарном университете в сумме 55,3 тыс. рублей;

в Северном международном университете в сумме 52,8 тыс. рублей;

в Кунгурском государственном художественно-промышленном колледже в сумме 50,8 тыс. рублей;

в Кудымкарском лесотехническом техникуме в сумме 43,5 тыс. рублей;

в Рефтинском специальном профессиональном училище N 1 закрытого типа в сумме 39,6 тыс. рублей;

в Самарском государственном техническом университете в сумме 39,1 тыс. рублей;

в Череповецком лесомеханическом техникуме в сумме 21,8 тыс. рублей.

Не в полном объеме выполнялись требования действующего "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации". Производились выплаты по кассовым документам, не подписанным руководителем и главным бухгалтером. Денежные средства в подотчет выдавались без заявлений подотчетных лиц, без указания цели расходования. Неиспользованные остатки авансов месяцами не сдавались в кассу, принимались авансовые отчеты без подписей подотчетных лиц, без правильного оформления командировочных удостоверений, без кассовых и товарных чеков. Списывались деньги по подотчету без представления оправдательных документов, не обеспечивались требования по оборудованию помещений касс и др.

В Саратовском вечернем химическом техникуме помещение кассы не было изолировано, не укреплено металлической дверью и металлическими решетками окно и окошко выдачи денег. Без разделения на бюджетные и внебюджетные средства велись кассовая книга за период с 19.07.2001 по 23.04.2002, мемориальный ордер N 1 "Накопительная ведомость по кассовым операциям", книга "Журнал-главная" по субсчету 120 "Касса".

В Чернушинском государственном политехническом колледже кассовые книги за период с 13.09.2000 по 13.11.2000 и с 28.05.2002 по 29.09.2002 не были скреплены печатью. Журнал регистрации расходных и приходных кассовых ордеров не был пронумерован и прошнурован. Отсутствовал дубликат ключа от сейфа кассира. В ведомостях на выдачу стипендии отсутствовала подпись главного бухгалтера. В платежных ведомостях дописывались фамилии, сумма к выдаче не указывалась. По истечении сроков оплаты невыданные суммы не депонировались. Стипендии студентам выдавали мастера производственного обучения без заключения с ними договоров о материальной ответственности, без отражения в книге учета выданных раздатчикам сумм.

В Вятском государственном гуманитарном университете без должного оформления были выплачены государственные социальные стипендии на сумму 541,3 тыс. рублей.

В Саратовском государственном университете в 2001 и 2002 годах без первичных документов были списаны по кассе денежные средства в сумме 278,4 тыс. рублей на проезд студентов для прохождения практики.

Допущено превышение установленного лимита остатка денежных средств в кассах Чебоксарского электромеханического колледжа в 5 случаях на общую сумму 44,5 тыс. рублей, Нижегородского государственного лингвистического университета в 8 случаях на общую сумму 38,4 тыс. рублей, дубликат ключа от сейфа кассира хранился у главного бухгалтера, Каменск-Уральского радиотехникума на общую сумму 25,8 тыс. рублей.

В Пермском промышленно-экономическом колледже ревизией установлен факт несвоевременного оприходования денежных средств за подготовительные курсы в сумме 5,5 тыс. рублей, которые в ходе ревизии, спустя полтора года, оприходованы и сданы в банк.

В Кимрском механико-технологическом техникуме не были оприходованы в кассу 17,6 тыс. рублей, полученные за подготовительные курсы.

В Якутском государственном университете в некоторых приходных и расходных кассовых ордерах отсутствовали подписи руководителя, главного бухгалтера, кассира и даже получателей денег, т.е. имелись фактические недостачи денежных средств.

В Нижегородском государственном лингвистическом университете на платежных ведомостях отсутствовали дата и номер приложенного к ним расходного кассового ордера, по которому произведено списание денег по кассе. Имелись случаи выдачи заработной платы и стипендии свыше 3 дней.

В образовательных учреждениях не выполнялись в полном объеме требования Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. В частности, допускалось расходование бюджетных и внебюджетных средств при отсутствии оправдательных документов, списание основных средств и материалов без указания конкретных объектов, норм расхода, составления актов на замену узлов; не обеспечивались необходимые условия для хранения материальных ценностей и оборудования.

В Ульяновском электромеханическом колледже одни и те же кассовые операции и расчеты с дебиторами и кредиторами велись в двух кассовых книгах и двух мемориальных ордерах N 6. Кассовые расходы за электроэнергию и отопление на сумму 286 тыс. рублей произведены по подложным счетам-фактурам, которые в документах бухгалтерского учета поставщиков отсутствовали.

В Сокольском лесопромышленном политехническом техникуме перечислены средства федерального бюджета в сумме 218 тыс. рублей без подтверждающих документов.

В Иркутском государственном техническом университете допущено искажение учетных и отчетных данных на общую сумму 3717,8 тыс. рублей в результате занижения или завышения фактических расходов.

В Сибирской аэрокосмической академии не велся аналитический учет фактических расходов, не велись оборотные ведомости по расчетам за платное обучение студентов, аналитический учет указанных средств велся в произвольной форме без выведения остатков в разрезе каждого студента.

В Томском политехническом техникуме не велся аналитический учет фактических расходов по кодам бюджетной классификации. При наличии кассы прием денежных средств осуществлялся в помещении бухгалтерии.

В Конском политехническом колледже начислялся районный коэффициент к заработной плате 30% вместо установленного постановлением Правительства РФ 20%, в результате чего излишне выплачено 269,4 тыс. рублей и перечислено в государственные внебюджетные фонды 96,5 тыс. рублей.

Завышенный коэффициент применялся и в Свирском электромеханическом техникуме - излишне выплачено 46,7 тыс. рублей.

В Самарском государственном педагогическом университете списаны на расходы материальные ценности без оприходования на соответствующие счета на сумму 307,5 тыс. рублей.

В отдельных учреждениях оплата коммунальных расходов за счет средств федерального бюджета и средств от предпринимательской деятельности производилась непропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме средств (включая бюджетные). В результате сумма завышения кассовых расходов, произведенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета на оплату коммунальных услуг, составила за 2000 - 2001 годы 4537 тыс. рублей в Вологодском государственном техническом университете и 216,3 тыс. рублей в Вологодском машиностроительном техникуме.

Продолжают иметь место серьезные нарушения в оформлении договоров аренды, в осуществлении контроля за своевременным и полным перечислением арендных платежей, оплатой коммунальных услуг и за использованием оборудования, оплаты коммунальных услуг за арендаторов, отсутствие актов взаиморасчетов, недостоверный аналитический учет расчетов с арендаторами.

В Балтийском государственном техническом университете "Военмех" практически не осуществлялся контроль за состоянием договорных отношений с арендаторами, за перечислением арендной платы и оплаты коммунальных услуг, в результате чего дебиторская задолженность по аренде по состоянию на 01.10.2002 составляла 584,7 тыс. рублей; произведена оплата коммунальных услуг за арендаторов, в том числе за потребленную электроэнергию в сумме 762,7 тыс. рублей. По бухгалтерскому учету не были отражены перечисления на расчетный счет ЗАО "ЦСТ" в сумме 705,5 тыс. рублей, результаты взаимозачета в сумме 527,1 тыс. рублей и дебиторская задолженность в сумме 432,7 тыс. рублей. По акту сверки расчетов с АО "Ленэнерго" задолженность университета составляла 1048,5 тыс. рублей, в то время как по данным аналитического учета отражена в сумме 318,1 тыс. рублей. По другому акту сверки задолженность университета составляла 2174,3 тыс. рублей, в то время как по данным бухгалтерского учета задолженность отсутствовала.

В Омском государственном педагогическом университете предоставление сторонним организациям закрепленного за университетом федерального имущества осуществлялось без надлежащего документального оформления. Не на все помещения, предоставленные сторонним организациям, имелись договоры или другие документы. Договорами аренды или отдельными договорами оплата коммунальных услуг не предусматривалась, а производилась за счет средств университета. Учет поступления арендных платежей в разрезе арендаторов не велся. В регистрах бухгалтерского учета задолженность арендаторов по коммунальным платежам не отражалась. Не осуществлялся перерасчет суммы арендной платы.

В Карачаево-Черкесском государственном технологическом институте не все договоры аренды на передаваемые институтом помещения были зарегистрированы в Министерстве имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, по двум договорам арендная плата не выплачивалась. По состоянию на 01.10.2002 задолженность по аренде составляла 243 тыс. рублей.

В Тверском государственном техническом университете недополучено с арендатора 313,7 тыс. рублей в результате предоставления помещений вуза без заключения договора на аренду с оплатой коммунальных услуг.

В Самарском государственном техническом университете задолженность на 01.01.2002 составляла 3457,3 тыс. рублей.

Во Владимирском государственном педагогическом университете задолженность на 01.01.2002 составляла 576,6 тыс. рублей.

В Вологодском государственном педагогическом университете на 01.05.2002 задолженность составляла 261,4 тыс. рублей.

В Краснокаменском целлюлозно-бумажном техникуме задолженность составляла 164 тыс. рублей, недоначислено 125 тыс. рублей.

В Нижегородском государственном лингвистическом университете учет расчетов с арендаторами в 2001 году не велся, начисление арендной платы за пользование федеральным имуществом не производилось. Общая сумма недополученного в федеральный бюджет дохода за 2001 год составила 147,4 тыс. рублей. Договоры на сдачу в аренду помещений вуза заключены без учета возмещения арендаторами стоимости коммунальных услуг. По состоянию на 04.04.2002 университет оплатил 28,9 тыс. рублей за отопление помещений, занимаемых арендаторами.

В договорах подряда на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту и актах выполненных работ отсутствовали необходимые сведения о выполнении работ, их объемах, нормах расхода материалов, расценках. Завышались объемы выполненных работ, излишне и без оправдательных документов списывались строительные материалы.

В Казанской государственной архитектурно-строительной академии списаны без оправдательных документов средства в сумме 163,7 тыс. рублей, а также материальные ценности на сумму 586,4 тыс. рублей.

В Балтийском государственном техническом университете "Военмех" необоснованно без подтверждающих первичных документов списаны на фактические расходы средства в сумме 92,7 тыс. рублей, перечисленные в декабре 2001 г. в качестве аванса за выполнение ремонтных работ. Из отчетных данных за 2002 год следует, что без подтверждающих документов списана на фактические расходы задолженность трех подрядных организаций, проавансированных на сумму 125,7 тыс. рублей за выполнение ремонтных работ, что привело к искажению учетных и отчетных данных за первое полугодие 2002 года.

В Саратовском государственном университете производились оплаты на выполнение работ работникам, с которыми договоры подряда не заключались; за счет завышения объемов выполненных работ оплачено подрядным организациям 42 тыс. рублей и излишне списано материалов на 397,2 тыс. рублей.

В Омском государственном педагогическом университете стоимость выполненных работ по ремонту общежития завышена на общую сумму 165,7 тыс. рублей, акт выполненных работ недооформлен.

В Вятском государственном гуманитарном университете в результате необоснованного завышения величины сметной прибыли излишне выплачено подрядчикам 146 тыс. рублей.

В Нижегородском авиационном техническом колледже за счет завышения площади кровли излишне выплачено 28,7 тыс. рублей.

Руководством Северного международного университета с нарушением действующих требований проведен частичный демонтаж незавершенного строительного объекта "Колледж гуманитарных знаний" (кроме фундамента) стоимостью 25571,5 тыс. рублей. Пригодные от демонтажа строительные конструкции и материалы общей стоимостью 6330 тыс. рублей в бухгалтерском учете вуза не оприходованы.

Отсутствовал должный контроль за работой автотранспорта и списанием горюче-смазочных материалов.

В Научно-исследовательском институте высшего образования списано 4702 литра бензина на сумму 37,3 тыс. рублей при отсутствии путевых листов.

В Нижегородском авиационном техническом колледже необоснованно списано 3899,6 л бензина на сумму 23,4 тыс. рублей в результате несоответствия показаний спидометра километражу, указанному в путевом листе.

В Сызранском политехническом техникуме в путевых листах не указывались маршрут движения, показания спидометра, допускались исправления дат, отсутствовали подписи лиц, использовавших автотранспорт.

В отдельных образовательных учреждениях установленный приказами руководителей размер оплаты за проживание студентов в общежитии значительно превышал действующие нормативы. Имела место оплата студентами бюджетных групп коммунальных услуг. Так, в Орехово-Зуевском бизнес-колледже оплата за проживание составляла 120 и 150 рублей при нормативе 3% размера стипендии, взималась оплата за коммунальные услуги в размере 25 рублей в месяц (за 2001 - 2002 гг. собрано 166,4 тыс. рублей).

В Чебоксарском электромеханическом колледже студентами вносился целевой взнос на оплату за коммунальные услуги в размере 300 - 500 рублей.

В результате отсутствия должного учета проживающих в общежитии и контроля за своевременным внесением платы за проживание имелась задолженность в Самарском государственном педагогическом университете в сумме 404,9 тыс. рублей и в Тверском машиностроительном колледже в сумме 176,1 тыс. рублей.

В отдельных вузах отсутствовали документы по обучению иностранных граждан, достоверный учет обучающихся и оплата за обучение; отражение доходов и расходов велось с нарушением действующих требований.

В Московском государственном университете сервиса положение об обучении иностранных граждан не было разработано. Личные дела студентов должным образом не были оформлены, в частности отсутствовали документы об эквивалентности образования, полученного на предыдущем уровне; не приложены документы о сданных контрольных мероприятиях и дипломных работах; документы, подтверждающие выполнение учебных программ, обоснованность выдачи дипломов; отсутствовали вызовы студентов на сессии, расписание занятий, аттестационные ведомости. В отчетных данных вуза не были указаны доходы от ведения платной образовательной деятельности на территории Германии на общую сумму 279,2 тыс. рублей.

За период с сентября 1999 г. по март 2002 г. в регистрах бухгалтерского учета задолженность за обучение студентов в сумме 1186,1 тыс. рублей не отражена; по состоянию на 01.10.2002 года дебиторская задолженность университету сторонних организаций составляла 16024,5 тыс. рублей, в том числе ООО "Окна РОСТА Дмитров" 1887,6 тыс. рублей, кредиторская задолженность - 3133,4 тыс. рублей.

С нарушением действующих требований была внесена в перечень объектов, закрепленных за вузом на правах оперативного управления, квартира, которая учитывалась в составе основных средств вуза до июня 2002 года, в то время как с 1996 года квартира была оформлена на правах собственности за ректором университета Ю.П.Свириденко. Таким образом, была необоснованно списана с баланса университета в июне 2002 года 2-комнатная квартира, значащаяся в реестре федеральной собственности, без получения разрешения собственника, что противоречит требованиям ст.298 Гражданского кодекса РФ.

Без заключения договора на выполнение работ были оплачены ООО "Компания "Элит Строй" 610,4 тыс. рублей за вывоз строительного мусора.

В нарушение Налогового кодекса РФ (ст.23, ст.83) четыре института университета осуществляли образовательную деятельность без постановки на учет в налоговых органах и не были зарегистрированы в органах управления внебюджетных фондов.

Значительная задолженность по оплате за обучение студентов имелась:

в Дагестанском государственном университете на 01.03.2002 в сумме 14870 тыс. рублей;

во Владимирском государственном педагогическом университете на 01.02.2002 в сумме 1478,9 тыс. рублей;

в Самарском государственном педагогическом университете на 01.04.2002 в сумме 1281,9 тыс. рублей.

В ряде образовательных учреждений установлены недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств и излишки товарных ценностей, в том числе:

в Саратовском государственном университете - недостача товарно-материальных ценностей на 96,8 тыс. рублей и излишки на 10,2 тыс. рублей;

в Самарском государственном педагогическом университете - недостача товарно-материальных ценностей на 27 тыс. рублей и излишки на 3 тыс. рублей;

в Якутском государственном университете - недостача денежных средств в сумме 10,9 тыс. рублей;

во Владивостокском судостроительном техникуме - недостача товарно-материальных ценностей на 6,1 тыс. рублей;

в Орловском специальном профессиональном училище N 1 закрытого типа - недостача товарно-материальных ценностей на 3,5 тыс. рублей и излишки на 160,5 тыс. рублей;

в Рефтинском специальном профессиональном училище N 1 закрытого типа - недостача продуктов на 3,4 тыс. рублей.

По результатам ревизии Балтийского государственного технического университета "Военмех" издан приказ Минобразования России с рекомендацией об освобождении от занимаемой должности проректора вуза по экономической и финансовой деятельности Ю.Н.Пономарева**.

Приказами руководителей образовательных учреждений освобождены от занимаемых должностей 12 руководящих работников, объявлено 120 дисциплинарных взысканий, 7 работников привлечено к материальной ответственности.

По результатам трех ревизий материалы переданы в следственные органы.

Учитывая изложенное, министерство предлагает:

- обсудить данное письмо на расширенных совещаниях руководства, принять необходимые меры по укреплению государственной и финансово-хозяйственной дисциплины, по обеспечению целевого использования бюджетных средств, сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- ежеквартально рассматривать с участием руководителей бухгалтерий, планово-финансовых, хозяйственных и юридических служб вопросы формирования и исполнения смет бюджетных и внебюджетных средств, эффективности использования финансовых и материальных ресурсов. О результатах рассмотрения информировать коллективы учебных заведений;

- обеспечить повышение личной ответственности руководителей планово-финансовых, бухгалтерских и юридических служб за целевым использованием бюджетных средств, целесообразностью использования внебюджетных средств и материальных ресурсов;

- установить персональный контроль за законностью оформления всех видов договоров о предпринимательской и хозяйственной деятельности учебных заведений и организаций, обеспечить своевременное выполнение договорных отношений;

- о принятых мерах сообщить в министерство до 01.09.2003.


Первый заместитель министра

Г.А.Балыхин


_____________________________

* См.: ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2002. N 19. С.66 - 74.

** См.: ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2003. N 7. С. 54 - 57.



Письмо Минобразования РФ от 10 июня 2003 г. N 21-55-145ин/03 "О результатах контрольно-ревизионной работы в 2002 году"


Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", август 2003 г., N 24, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2003 г., N 22


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.