Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 февраля 2001 г. N 1166-III ГД "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О состоянии российской группировки метеорологических спутников"

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 21 февраля 2001 г. N 1166-III ГД
"О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О состоянии российской группировки метеорологических спутников"


В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О состоянии российской группировки метеорологических спутников".

2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову.

3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос для официального опубликования в "Парламентской газете".

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Первый заместитель Председателя
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Л.К.Слиска


Москва

21 февраля 2001 г.

N 1166-III ГД


Парламентский запрос Председателю Правительства РФ М.М.Касьянову
"О состоянии российской группировки метеорологических спутников"
(принят постановлением Государственной Думы от 21 февраля 2001 г. N 1166-III ГД)


Уважаемый Михаил Михайлович!


Депутаты Государственной Думы обеспокоены состоянием российской группировки метеорологических спутников. Общеизвестна важнейшая роль спутниковых данных для своевременного прогнозирования гидрометеорологических явлений и проведения мониторинга последствий техногенных катастроф. Российские метеорологические спутники (более 30 спутников), выведенные на околоземную орбиту еще в 70 - 80-е годы XX века, способствовали интенсивному развитию метеорологической деятельности в Российской Федерации и за ее пределами. Однако в настоящее время российская группировка метеорологических спутников фактически прекращает свое существование. В 90-е годы XX века приостановились разработка и создание космических метеорологических приборов и на околоземную орбиту не было выведено ни одного метеорологического спутника, созданного в этот период.

Оперативное космическое обеспечение гидрометеорологической службы ведется в настоящее время на основе использования преимущественно данных иностранных спутников, в основном американских спутников, а данные, поступающие с российских метеорологических спутников, созданных несколько десятилетий назад, не соответствуют по качеству, объему и форматам представления информации требованиям Всемирной метеорологической организации. Становится очевидным отставание Российской Федерации в данной области не только от Соединенных Штатов Америки и государств Европы, но даже от Индии и Китая. Так, за время подготовки к запуску на околоземную орбиту (с 1997 года по настоящее время) российский спутник "Метеор-ЗМ" N 1 стремительно утрачивает свои потребительские качества. Очередной срок запуска этого спутника - в апреле 2001 года - снова переносится. При этом не принимается во внимание то, что каждый метеорологический спутник является неотъемлемым элементом международной метеорологической космической системы и должен по своим качествам соответствовать международным стандартам.

Таким образом, последовательное ухудшение состояния российской группировки метеорологических спутников привело к информационной зависимости в этой области Российской Федерации от государств Запада, что не соответствует стратегическим и оборонным интересам нашего государства и подрывает международный авторитет Российской Федерации - в прошлом первой космической державы.

Кроме экономических причин имеются организационные причины тяжелого положения в данной области. В начале 90-х годов XX века функции заказчика создания метеорологических спутников были переданы от специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях Российскому космическому агентству, которое монополизировало это направление деятельности, что привело к дублированию функций федеральных органов исполнительной власти по организации получения и обработки информации и сокращению объема соответствующих работ под предлогом отсутствия надлежащего финансирования.

Таким образом, по мнению депутатов Государственной Думы, первоочередной мерой по восстановлению российской группировки метеорологических спутников должно быть возвращение функций заказчика Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды как главному потребителю такой информационной продукции.

Авторитет российского ракетно-космического комплекса по-прежнему высок, поэтому возможно более тесное сотрудничество с иностранными производителями космической техники в целях создания бортовой аппаратуры спутников и доведения качества российских метеорологических спутников до международных стандартов, что позволит Российской Федерации быть равноправным участником единой международной космической метеорологической системы и экономить финансовые средства за счет уменьшения количества запусков на околоземную орбиту российских метеорологических спутников.

Поскольку проблема не является ведомственной и касается Федеральной службы геодезии и картографии России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Российской академии наук и других потребителей информации дистанционного зондирования Земли из космоса, представляется необходимым создание Межведомственной комиссии по дистанционному зондированию Земли из космоса для межведомственной координации развития российского сегмента международной системы метеорологических, океанографических и природоресурсных спутников.

Просим Вас, уважаемый Михаил Михайлович, принять необходимые меры и о результатах проинформировать Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.



Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 февраля 2001 г. N 1166-III ГД "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О состоянии российской группировки метеорологических спутников"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 марта 2001 г., N 10, ст. 922


Текст парламентского запроса опубликован в "Парламентской газете" от 3 марта 2001 г. N 42

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение