Письмо Президента РФ от 27 июня 1997 г. Об отклонении проекта Федерального закона "О народных художественных промыслах"

Письмо Президента РФ от 27 июня 1997 г.

ГАРАНТ:

Федеральный закон "О народных художественных промыслах" подписан Президентом РФ 6 января 1999 г. N 7-ФЗ


На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О народных художественных промыслах", принятый Государственной Думой 4 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации 11 июня 1997 г.

Анализ Федерального закона свидетельствует, что он лишен какого-либо правового содержания.

Закон состоит из 13 статей. Из них три носят технико-юридический характер (предмет регулирования Федерального закона, правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов, вступление Федерального закона в силу). Еще одна статья посвящена определению понятий.

В оставшихся девяти статьях содержится 16 отсылок к иным нормативным правовым актам уже принятым федеральным законам (шесть), конкретным отраслям законодательства (две), законодательству "вообще" (четыре), законодательству субъектов Российской Федерации (две) и актам Правительства Российской Федерации (две).

Все нормативное содержание Федерального закона сводится в конечном итоге к:

определению понятий;

установлению перечня изделий, которые не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов;

определению полномочий Правительства Российской Федерации по двум вопросам утверждение примерного перечня видов производства и групп изделий художественного промысла и утверждение типового положения о художественно-экспертных советах;

определению полномочий субъектов Российской Федерации по одному вопросу установление "мест традиционного бытования художественных промыслов".

Все эти вопросы не требуют принятия закона и могут быть решены Правительством Российской Федерации в полном объеме.

Кроме того, Федеральный закон входит в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами Российской Федерации.

Например, в пункте 3 статьи 5 Федерального закона устанавливается, что "подготовка мастеров народных художественных промыслов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об образовании".

В данном случае ссылка на Закон Российской Федерации "Об образовании" несостоятельна, так как после внесения в него в январе 1996 г. изменений и дополнений он называется Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (N 12-ФЗ).

Кроме того, в пункте 3 неудачно сформулирована отсылка в части подготовки мастеров народных художественных промыслов.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" не содержит норм и положений, непосредственно устанавливающих порядок подготовки мастеров народных художественных промыслов. По совокупности статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" вводятся лишь общие установочные нормы правового регулирования отношений, возникающих в области образования.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона содержатся положения, посвященные защите прав юридических и физических лиц от недобросовестной конкуренции в области народных художественных промыслов. В этом пункте обозначаются какие-то неясные юридические действия (понятия), которые связаны с "индивидуализацией юридического лица" или "индивидуализацией продукции народных художественных промыслов". Федеральный закон определяет, что названные права защищаются в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Употребление такой правовой конструкции расходится с Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе нет таких понятий, как "индивидуализация юридического лица" и "индивидуализация продукции народных художественных промыслов". Следует отметить, что в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" внесены изменения и дополнения. Например, слово "РСФСР" заменено словами "Российская Федерация" в соответствующем падеже, поэтому он переименован и называется Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (N 83-ФЗ).

В статье 12 Федерального закона вводится ответственность за его нарушение. В настоящее время ни рассматриваемый Федеральный закон, ни иные законодательные акты Российской Федерации не содержат статей, раскрывающих признаки противоправных деяний и устанавливающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о народных художественных промыслах.

Таким образом, Федеральный закон "О народных художественных промыслах" является типичным примером имитации законотворческой деятельности.


Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин


Москва, Кремль

27 июня 1997 года



Письмо Президента РФ от 27 июня 1997 г.


Текст письма опубликован в "Российской газете" от 3 июля 1997 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.