Письмо Фонда социального страхования РФ от 25 января 1995 г. N 07-30 Ответы на вопросы по обеспечению пособиями по государственному социальному страхованию

Письмо Фонда социального страхования РФ от 25 января 1995 г. N 07-30

С изменениями и дополнениями от:

15 января 2003 г.

ГАРАНТ:

С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку


Направляем для использования в практической работе ответы на вопросы по обеспечению пособиями по государственному социальному страхованию, подготовленные по результатам семинара специалистов по правовой работе /ноябрь 1994 г./.

Приложение: на 11 листах.


Руководитель Департамента правового
обеспечения социального страхования

Н.К.Лысенков


Приложение


Ответы
на вопросы по обеспечению пособиями по государственному социальному страхованию

С изменениями и дополнениями от:

15 января 2003 г.


I. По Типовому положению о комиссии /уполномоченном/
по социальному страхованию


1. Вопрос: Кто в настоящее время назначает пособия по государственному социальному страхованию на предприятиях, в учреждениях, организациях? В каком порядке начисляются и выплачиваются пособия?

Ответ: В соответствии с пунктами 10 и 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации выплата пособий по социальному страхованию работникам осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера, а комиссия по социальному страхованию осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию. Согласно пункту 2.2. Типового положения о комиссии /уполномоченном/ по социальному страхованию* комиссия проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии и рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия. Из названных документов следует, что в настоящее время комиссия /уполномоченный/ по социальному страхованию решений о назначении пособий не принимает.

Порядок начисления и выплаты пособий, предусмотренный соответствующими пунктами Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию /пункты 101, 102, 104, 111, 112, 113 и др./, не изменился. Работники предъявляют больничный листок администрации предприятия. Администрация вносит необходимые отметки в разделы больничного листка "Заполняется табельщиком", "Заполняется отделом кадров" и "Заполняется бухгалтерией /расчетной частью/", а также делает при необходимости отметку об отказе в пособии.

Для усиления контроля за начислением и выплатой пособий администрации предприятия может быть рекомендовано назначать ответственных за организацию этой работы, а также составлять ведомость назначения исчисления пособий или опись предъявляемых к оплате больничных листков.

Больничные листки, как оплаченные, так и не подлежащие оплате, а также все другие документы, представленные для выплаты пособий /справки, акты, обратные талоны к путевкам и др./, хранятся в бухгалтерии предприятия наравне с денежными документами. Больничные листки хранятся отдельно от всех других расходных документов.


2. Вопрос: Кто принимает решение о лишении или отказе в пособии?

Ответ: Решение о лишении или отказе в пособии принимает администрация предприятия /п. 2.2 Типового положения/. Это решение может иметь следующую форму:

1/ при отсутствии у работника права на пособие по данному больничному листку, а также в случаях, когда пособие по временной нетрудоспособности не выдается на основании пункта 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, делается отметка в больничном листке об отказе в пособии с указаниями причины отказа;

2/ при лишении работника пособия по временной нетрудоспособности на основании пункта 28 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию - в соответствии с решением руководителя предприятия, устанавливающим срок, на который работник лишается пособия, делается отметка в больничном листке о лишении пособия, с указанием мотивов и срока лишения пособия.


3. Вопрос: Может ли быть создана комиссия по социальному страхованию на предприятиях, где число работников менее 100 человек?

Ответ: Из содержания Типового положения следует /пункт 1.1/, что комиссия по социальному страхованию может и должна быть создана на каждом предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте. Для предприятий, где число работников менее 100 человек сделано исключение только в той части, что функции комиссии по социальному страхованию может выполнять уполномоченный по социальному страхованию. Это означает, что на указанных предприятиях может функционировать либо комиссия, либо уполномоченный. Решение о целесообразности создания комиссии или возложения ее функций на уполномоченного принимает общее собрание /конференция/ трудового коллектива и закрепляет его в Положении о комиссии /уполномоченном/ по социальному страхованию предприятия.


4. Вопрос: В Типовом положении о комиссии /уполномоченном/ по социальному страхованию об уполномоченном по социальному страхованию говорится только в разделе 1 "Общие положения". Какие функции и права имеет уполномоченный?

Ответ: Поскольку в п. 1.1 Типового положения предусматривается, что уполномоченный по социальному страхованию выполняет функции комиссии по специальному страхованию, а в п. 1.3 после слов "комиссии /уполномоченным/ по социальному страхованию" дана сноска - далее "комиссия", уполномоченный имеет такие же функции и права, как комиссия и члены комиссии /разделы II, III, IY Типового положения/.


5. Вопрос: Может ли уполномоченный по социальному страхованию быть "освобожденным?"

Ответ. В соответствии с п. 1.1 Типового положения уполномоченный по социальному страхованию может избираться только на предприятиях, где число работников менее 100 человек. Поскольку уполномоченный по социальному страхованию решений о назначении пособия по социальному страхованию не принимает, содержание " освобожденного" уполномоченного нецелесообразно.

При этом содержание "освобожденного" уполномоченного или председателя комиссии возможно только за счет средств предприятия.


6. Вопрос: Как будет производиться поощрение членов комиссии по социальному страхованию?

Ответ: Поощрение членов комиссии по социальному страхованию может осуществляться как за счет средств предприятия /п. 1.3 Типового положения/, так и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации /п. 4.6 Типового положения/. Порядок и условия поощрения членов комиссии по социальному страхованию за счет средств предприятия должны быть определены либо в Положении о комиссии по социальному страхованию предприятия, либо в коллективном договоре /соглашении/. Единовременное вознаграждение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации может быть выплачено членам комиссии по решению отделения /филиала отделения/ Фонда.


7. Вопрос: Если члены комиссии по социальному страхованию выполняют свои обязанности в рабочее время, сохраняется ли за ними место работы /должности/ и средний заработок?

Ответ: Сохраняется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением /пункт 4.5 Типового положения/.


II. О применении Инструкции "О порядке выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность"


8. Вопрос: Какие принципиально новые изменения внесены в Инструкцию по сравнению с ранее действующей?

Ответ: Новая Инструкция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и обобщенного Минздравмедпромом России опыта работы по действующей долгие годы прежней Инструкции, утвержденной постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 14 августа 1937 г. В ней закреплено право врача выдавать листок нетрудоспособности единолично сроком до 30 дней, вместо ранее предусмотренных 6 дней. Установлено, что во всех случаях временной нетрудоспособности врач выдает листок нетрудоспособности больному с первого дня заболевания независимо от причины заболевания.

Изменен порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Если согласно прежней Инструкции на МСЭК /бывшая ВТЭК/ врач направлял больного только после 4-х месяцев пребывания на больничном листке, то по новой Инструкции при неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе можно направить больного на экспертизу в более ранние сроки заболевания. И наоборот, при благоприятном трудовом прогнозе может продлевать листок нетрудоспособности без направления на МСЭК до полного восстановления трудоспособности пациента, но на срок до 10 месяцев, а в отдельных случаях - до 12 месяцев. Минздравмедпромом РФ в настоящее время разрабатывается документ, регламентирующий ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах. Инструкцией предусмотрена выдача листка нетрудоспособности женщине при наступлении ее временной нетрудоспособности в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, если она работает на условиях неполного рабочего времени; изменены сроки пребывания на больничном листке по уходу за больным ребенком; закреплено право выдачи листков нетрудоспособности за частно практикующим врачом, имеющим лицензию.


9. Вопрос: Всегда ли оплачивается выданный листок нетрудоспособности?

Ответ: В пункте 1.1 Инструкции отмечено, что назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности производится в соответствии с действующим законодательством, в частности - Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. с последующими изменениями и дополнениями. Таким образом, сохранен прежний порядок оплаты больничных листков. Например, при бытовой травме оплата производится с 6 дня заболевания; при искусственном прерывании беременности - за первые 3 дня нетрудоспособности / за остальные дни лишь при определенных условиях/, а в случаях получения травмы или заболевания вследствие алкогольного опьянения - пособие, как и прежде, выдаваться не будет.


10. Вопрос: Производится ли оплата листка нетрудоспособности российским гражданам, если они заболели в период пребывания за границей, в том числе в странах СНГ?

Ответ: Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения от 26.05.93 /п. 4/ Содружества Независимых Государств предусмотрена выдача справок, удостоверяющих нетрудоспособность граждан, получивших медицинскую помощь в странах СНГ.

В справке указывается название учреждения, оказавшего медпомощь, диагноз заболевания, дата начала и окончания нетрудоспособности. Справка заверяется печатью учреждения и подписью главного врача.

Согласно п.1.10 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, указанные справки, выдаваемые российским гражданам, подлежат замене на листок нетрудоспособности в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства гражданина, оплата которого производится на общих основаниях в соответствии с действующим Положением.


11. Вопрос: В каких случаях выплачивается пособие гражданам, если нетрудоспособность у них наступила в течение месяца со дня увольнения /п. 1.2.2 Инструкции/?

Ответ: Выплата пособия по государственному социальному страхованию производится в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 723 при условии, что временная нетрудоспособность длилась свыше одного календарного месяца. При заболевании, длящемся менее одного месяца, пособие, как и ранее, в данном случае не выплачивается.


12. Вопрос: Учитывается ли при выдаче листков нетрудоспособности период очередных отпусков гражданам, направленным на лечение в клиники реабилитации НИИ курортологии и физиотерапии, расположенные в курортной зоне?

Ответ: Согласно п.4.7 Инструкции листок нетрудоспособности выдается на весь срок лечения и проезда в клиники реабилитации научно-исследовательских институтов курортологии и физиотерапии Минздравмедпрома РФ независимо от места их расположения.


III. Об обеспечении пособиями отдельных категорий работников


13. Вопрос: В каком размере выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

Ответ: В соответствии со ст. ст. 4, 24 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" выплата пособий по временной нетрудоспособности, в том числе и по уходу за больным ребенком, производится из средств государственного социального страхования в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за весь период нетрудоспособности. Этот же порядок распространяется на случаи, когда работник в период временной нетрудоспособности не находится в указанных районах и местностях, а также когда нетрудоспособность наступила в период пребывания вне этих районов /в отпуске, командировке и др./.


14. Вопрос: Имеются ли особенности при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам медицинским и фармацевтическим работникам?

Ответ: Да, имеются. Пособие исчисляется из заработка за фактическую нагрузку /по медицинским и фармацевтическим должностям/ по всем местам работы без ограничения двойным окладом или двойной ставкой /п. 84 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и постановление Правления Фонда социального страхования РФ от 02.03.93 N 24/.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Фонда социального страхования РФ от 5 сентября 1997 г. N 71 указанное постановление отменено

Об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам см. письмо Фонда социального страхования РФ от 11 июля 1995 г. N 07-425


15. Вопрос: Каков порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности адвокатам?

ГАРАНТ:

Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 15 января 2003 г. N 02-18/05-204 ответ на вопрос 15 настоящего обзора не подлежит применению


Ответ: Адвокатам пособия по временной нетрудоспособности, в том числе при трудовых увечьях, профзаболеваниях, а также по беременности и родам исчисляются по правилам, установленным пунктами 91, 74 и 76 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и постановлением Правления Фонда социального страхования РФ от 02.03.94 N 24, т.е. на условиях для работников со сдельной оплатой труда и без каких-либо ограничений.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Фонда социального страхования РФ от 5 сентября 1997 г. N 71 указанное постановление отменено


16. Вопрос: В каком порядке обеспечиваются пособиями по государственному социальному страхованию нотариусы, занимающиеся частной практикой?

ГАРАНТ:

Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 15 января 2003 г. N 02-18/05-204 ответ на вопрос 16 настоящего обзора не подлежит применению


Ответ: В соответствии со ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариусы пользуются услугами системы государственного социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поскольку нотариусы, занимающиеся частной практикой, осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, страховые взносы ими в Фонд социального страхования РФ уплачиваются на добровольных началах. В случае регистрации нотариуса в качестве плательщика страховых взносов пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляется в том же порядке, как и гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью.

При наличии наемных работников нотариус, будучи работодателем, обязан уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования РФ за этих работников.


17. Вопрос: Как определяется заработок при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам страховым агентам?

Ответ: Порядок исчисления пособий по социальному страхованию агентам Госстраха Российской Федерации регулировался Временными правилами назначения и выплаты пособий по социальному страхованию, утвержденными постановлением ЦК профсоюза работников госучреждений. В эти Правила периодически, по согласованию с Фондом, вносились изменения исходя из условий и оплаты труда страховых агентов. В частности, с 1 января 1992 г. /постановление президиума ЦК профсоюза от 21.01.92 N 10/ пособие по социальному страхованию исчислялось страховым агентам по п.п. 74, 76 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, а среднедневной заработок определялся путем деления фактического заработка на число календарных дней в учитываемом периоде и ограничивался среднедневным заработком, исчисленным за период с января 1992 г. до месяца наступления временной нетрудоспособности.

С принятием постановления Правления Фонда социального страхования РФ от 02.03.93 г. N 24 "Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности" данные Правила в части ограничения заработка при исчислении пособий страховым агентам утратили силу /постановление ЦК профсоюза работников госучреждений от 20.04.93 г. N 15/. Следовательно, в настоящее время страховым агентам пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам исчисляются исходя из их среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Фонда социального страхования РФ от 5 сентября 1997 г. N 71 указанное постановление отменено


Среднедневной заработок определяется путем деления фактического заработка, начисленного в указанном выше периоде, на число календарных дней данного периода. При этом в число дней, на которое делится заработок, не включаются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, основного и дополнительных отпусков, а также дни освобождения от работы в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Пособие выплачивается им за все календарные дни периода нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.


IV. О начислении страховых взносов


18. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер /работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и др./?

Ответ: Нет, не начисляются в соответствии с Перечнем видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 г. N 358/16-28.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765 с 1 июля 1999 г. введен в действие новый перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ


19. Вопрос: Какие должны быть основания для освобождения от уплаты страховых взносов предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов?

ГАРАНТ:

Об освобождении от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ общественных организаций инвалидов см. письмо Фонда социального страхования РФ от 20 мая 1997 г. N 051/158-97


Ответ: В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1 /см. письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.08.94 N 343 ЮЯ/ для освобождения предприятий, объединений и учреждений от уплаты взносов в Фонд социального страхования РФ необходимо два условия: во-первых, чтобы они находились в собственности общественных организаций инвалидов; во-вторых, чтобы они были созданы для осуществления уставных целей общественных организаций инвалидов. Количество инвалидов, работающих на таких предприятиях, в данном случае значения не имеет.

С целью выявления вышеуказанных обстоятельств необходимо проанализировать учредительные документы юридического лица /учредитель договор, устав или положение/, сравнить эти документы с Уставом общественной организации инвалидов, а также проверить фактическую реализацию соответствующих положений учредительных документов. В случае если будет установлено отсутствие хотя бы одного из двух условий или невыполнение их на практике, отделение Фонда вправе отказать предприятию в предоставлении льготы по уплате взносов.

Согласно части первой Гражданского кодекса Российской Федерации /глава 4, статья 48/, введенной в действие Федеральным законом от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, к юридическим лицам, на имущество которых учредители имеют право собственности, относятся только государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Как следует из статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", создание юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса /8 декабря 1994 года/ осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 Кодекса. Таким образом, юридические лица, созданная после 8 декабря 1994 года, могут находиться в собственности общественных организаций инвалидов лишь в том случае, если они являются учреждениями, т.е. организациями, созданными собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемыми им полностью или частично /статья 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации/.

Предприятия, созданные общественными организациями инвалидов до официального опубликования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации /статья 5 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ/. С момента преобразования предприятий утрачивается одно из условий для освобождения их от уплаты страховых взносов /о нахождении предприятия в собственность общественных организаций инвалидов/ и они обязаны уплачивать взносы на государственное социальное страхование на общих основаниях.

Расходы на цели социального страхования работников предприятий и учреждений, освобожденных от уплаты взносов в Фонд, производятся за счет средств региональных отделений Фонда /постановление Правления Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.04.92 N 25/.

При этом расходы на выплату пособий возмещаются в полном объеме /по факту/, а на санаторно-курортное лечение и оздоровление - в пределах норматива, рассчитанного исходя из условной суммы страховых взносов.


------------------------------------------------------------

* - далее "Типовое положение".



Письмо Фонда социального страхования РФ от 25 января 1995 г. N 07-30


Текст письма официально опубликован не был


Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 15 января 2003 г. N 02-18/05-204 ответы на вопросы N 15 и N 16 обзора, направленного настоящим письмом, не подлежит применению

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.