Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 10 декабря 1996 г. N 04-01-12 О применении п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ

Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 10 декабря 1996 г. N 04-01-12


Департамент налоговых реформ сообщает следующее.

Действующее налоговое законодательство (статья 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") предусматривает первоочередность уплаты налогов и отчислений в государственные внебюджетные фонды по сравнению с выплатой заработной платы, и означает, что как в случае достаточности средств на расчетном счете так и недостаточности таких средств, поручения на уплату налогов и неналоговых платежей исполняются в первую очередь. Это не противоречило положениям действующего Гражданского Кодекса Российской Федерации, до внесения поправок в него Федеральным законом от 12 августа 1996 года N 110-ФЗ, которым очередность уплаты налогов была установлена после направления средств на выплату заработной платы.

Совместное письмо Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России от 22 августа 1996 г. N 76, ВГ-6-09/597, 318, не противоречит действующему налоговому законодательству и не устанавливает новой нормы, а является по существу актом ведомственного толкования коллизий налогового и гражданского законодательства.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 10 декабря 1996 г. упомянутое выше совместное письмо признано незаконным и недействующим с 10 декабря 1996 г.

Письмом Верховного Суда РФ от 26 декабря 1996 г. N ГКПИ96-325-339 действие указанного решения приостановлено


Кроме того, его соответствие законодательству Российской Федерации подтверждено государственной регистрацией в Минюсте России. В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" данное письмо прошло правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации и государственную регистрацию в Минюсте России.

Что касается Гражданского кодекса Российской Федерации, то по мнению Министерства юстиции Российской Федерации, его положения не могут отменять нормы налогового и финансового законодательства или пользоваться преимущественной юридической силой по сравнению с ними. Гражданское законодательство регулирует гражданские правоотношения, отличительным признаком которых является равенство сторон. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

Принятие Федерального закона от 12 августа 1996 года N 110-ФЗ, в условиях когда Гражданский кодекс Российской Федерации с учетом поправок внесенных в него Федеральным законом от 12 августа 1996 года N 110-ФЗ, предусматривает, что поручения на уплату налогов исполняются после удовлетворения требований по заработной плате, может привести практически к полному приостановлению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней со всеми вытекающими из этого катастрофическими для государства последствиями.

Сегодня в народном хозяйстве ( не считая бюджетной сферы) уже имеется задолженность по выплате заработной платы в сумме около 40 трлн.рублей. Причем, большая часть такой задолженности имеется у предприятий, являющихся одновременно и задолжниками бюджета. И это в ситуации, когда общая задолженность предприятий и организаций по налоговым платежам только в Федеральный бюджет уже превысила 50 трлн.рублей.

Поэтому реализация данного Закона может привести практически к полному приостановлению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Причем, приостановление налоговых платежей в условиях отсутствия каких-либо экономических механизмов ограничения расходов на оплату труда может продолжаться сколь угодно долго, поскольку одновременно с погашением старой задолженности по выплате заработной платы своим работникам предприятиями начисляется новая заработная плата с соответствующим восстановлением задолженности.

Прогнозный расчет предполагаемых последствий сокращения доходов бюджетной системы Российской Федерации в 1996 году в связи с принятием представленного проекта закона составит 137,5 трлн.рублей потерь по консолидированному бюджету, в том числе 71,1 трлн.рублей по федеральному бюджету. Предварительные прогнозные расчеты на 1997 год показывают, что потери доходов в случае принятия представленного проекта закона в бюджеты всех уровней еще более возрастут.

Однако, понимая сложившуюся ситуацию с выплатой заработной платы на предприятиях, имеющих одновременно задолженность по платежам в бюджет и в целях урегулирования этого вопроса во взаимоувязке с очередностью уплаты налогов в бюджет, на правительственном уровне создается комиссия, которой будет прорабатываться также вопрос о резервировании части средств, направляемых на выплату заработной платы.


Начальник Департамента

А.И.Иванеев




Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 10 декабря 1996 г. N 04-01-12


Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95

Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговым инспекциями


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение