Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 5 июня 1997 г. N 01-10/04-2062 "О налогообложении российских товаров, ввозимых на территорию Украины"

Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 5 июня 1997 г. N 01-10/04-2062
"О налогообложении российских товаров,
ввозимых на территорию Украины"

ГАРАНТ:

С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку


В связи с поставленным вопросом о двойном налогообложении российских товаров, реализуемых на Украину, Минфин России по согласованию с Госналогслужбой России докладывает следующее. Согласно действующему в Российской Федерации порядку применения налога на добавленную стоимость и акцизов товары, реализуемые хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, а также Украины, от этих налогов не освобождаются. В соответствии с действующим украинским налоговым законодательством хозяйствующие субъекты Украины осуществляют расчеты за реализуемые в Российскую Федерацию товары по ценам без увеличения их на сумму налога на добавленную стоимость и акцизов с одновременным взиманием налогов при ввозе товаров на территорию Украины. Однако, при ввозе на территорию Украины товаров предприятиями для собственных производственных нужд налог на добавленную стоимость и акцизы не взимаются. Кроме того, налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе на Украину российских товаров, предназначенных для перепродажи, принимается там к зачету. Таким образом, паритетные условия налогообложения российских и украинских товаров, по мнению Минфина России и Госналогслужбы России, соблюдаются. Принятие решения об освобождении от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок товаров хозяйствующим субъектам Украины создаст прецедент для постановки аналогичного вопроса при поставках товаров хозяйствующим субъектам других государств-участников СНГ. Однако, освобождение от налога на добавленную стоимость товаров, произведенных российскими предприятиями для покупателей, находящихся на территории государств-участников СНГ, почти в два раза снизит возможные доходы российского бюджета по этим операциям. Так, на основании действующего порядка применения налога на добавленную стоимость в торговле между Российской Федерацией и государствами-участниками СНГ (по принципу места происхождения товаров) по расчетным данным за 1996 год в бюджет Российской Федерации поступило свыше 2,0 млрд. долларов США. В случае перехода на общепринятый в международной практике порядок применения налога на добавленную стоимость при поставках товаров (работ, услуг) между странами (по принципу места назначения товаров, предусматривающему освобождение от налогов товар в, экспортируемых в другие страны, с одновременным взиманием налогов при ввозе товаров на территорию этих стран) в условиях 1996 года в бюджет Российской Федерации было бы получено менее 0,9 млрд. долларов США. Такие потери обусловлены, прежде всего, большим удельным весом поставок из государств-участников СНГ продовольственных товаров, по которым при ввозе на территорию Российской Федерации будет применяться пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, а также технологического оборудования и транспорта общественного пользования, освобождаемых в настоящее время от налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении. Кроме того, проверки налоговых и таможенных органов продолжают выявлять массовые факты фиктивного экспорта товаров (работ, услуг). Фиктивный экспорт товаров стал одним из способов уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, а также незаконного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за материальные ресурсы, использованные при производстве экспортируемых товаров. По данным Госналогслужбы России в расчете на 1996 год предоставление налогоплательщикам необоснованных налоговых льгот по экспорту товаров (работ, услуг) оценивается в размере около 4 млрд. долларов. Принятие решения об освобождении от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок российских товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ создаст условия для массового уклонения от уплаты этих налогов в российский бюджет при расчетах за товары между российскими предприятиями путем заключения фиктивных контрактов с организациями-посредниками стран Содружества, что очень сложно проконтролировать в условиях "прозрачности" таможенных границ, и, следовательно, приведет к еще большим потерям федерального бюджета. Таким образом, осуществить переход на новую систему налогообложения в рамках внешнеторговых операций с государствами-участниками СНГ, исключающий потери доходов бюджета Российской Федерации, не представляется возможным. С учетом изложенного освобождать от налога на добавленную стоимость и акцизов товары, реализуемые на территорию Украины, считаем нецелесообразным. Одновременно сообщается, что в проект специальной части Налогового кодекса включено положение, предусматривающее с 2000 года освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок российских товаров хозяйствующим субъектам всех государств участников СНГ, в том числе Украины.


С.Д.Шаталов



Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 5 июня 1997 г. N 01-10/04-2062 "О налогообложении российских товаров, ввозимых на территорию Украины"


Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95

Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговым инспекциями


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.