Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 19 февраля 1998 г. N 04-03-01 О финансовых и экономических последствиях отмены НДС, взимаемого при ввозе на таможенную территорию РФ товаров, происходящих с таможенной территории Украины

Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 19 февраля 1998 г. N 04-03-01

ГАРАНТ:

С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку


Минфин России, рассмотрев обращение Председателя Государственной Думы с просьбой о предоставлении информации о финансовых и экономических последствиях отмены налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, происходящих с таможенной территории Украины, сообщает следующее.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1216 "Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на территорию Российской Федерации" указанные товары при ввозе на территорию Российской Федерации с сентября 1996 года до февраля 1998 года облагались налогом на добавленную стоимость.

По данным ГТК России в соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации с 1 января 1997 года по 1 ноября 1997 года таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории Украины, 2133 млн. руб. (в среднем за месяц - свыше 213 млн. руб.) в масштабе цен 1998 года.

В соответствии с достигнутой в ходе переговоров правительственных делегаций Российской Федерации и Украины договоренностью Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным подписан Указ от 31 декабря 1997 года N 1392 "О признании утратившим силу Указа от 18 августа 1996 г. N 1216 "Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", предусматривающий невзимание с 1 февраля 1998 года налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих с таможенной территории Украины, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" у предприятий (за исключением предприятий розничной торговли и общественного питания) оборот, облагаемый этим налогом, определяется на основе стоимости реализуемых товаров (готовой продукции), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость. Таким образом, при реализации предприятиями готовой продукции, изготовленной из украинского сырья, и украинских товаров, ввозимых для перепродажи на территории Российской Федерации, оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, будет определяться на основе всей стоимости реализуемой готовой продукции, изготовленной из украинского сырья, и украинских товаров, ввезенных для перепродажи. Поэтому налог на добавленную стоимость, начисленный при продаже этой продукции и товаров, поступит, в конечном итоге, в бюджеты всех уровней, но только после реализации продукции и товаров.

Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации налог на добавленную стоимость, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на российскую территорию, полностью поступает в федеральный бюджет Российской Федерации, а при реализации товаров на территории Российской Федерации 25 процентов доходов от налога на добавленную стоимость зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим, прямые потери федерального бюджета от перераспределения доходов от налога на добавленную стоимость по украинским товарам составят 53 млн. руб. в месяц.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предприятия розничной торговли (и общественного питания) при реализации товаров определяют оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. В связи с этим при реализации украинских товаров предприятиями розничной торговли из-за отмены налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе этих товаров на территорию Российской Федерации, потери бюджетов всех уровней по ориентировочным данным в расчете на месяц составят 85 млн.руб. (Стоимость украинских товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации - 1065 млн.руб.; в том числе, закупаемые розничными предприятиями (40%) - 426 млн.руб. Потери налога в розничной торговле 426 х 20% = 85 млн.руб. в месяц.)

Кроме того, при отмене налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе на территорию Российской Федерации украинских товаров, эти товары и, прежде всего машиностроительная, продовольственная и алкогольная продукция, будут на 20 процентов дешевле аналогичной российской продукции, что может сделать ее менее конкурентноспособной на внутреннем рынке и приведет к дополнительным потерям налоговых поступлений.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 05.01.98 г. "О реализации Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о свободной торговле" таможенное оформление товаров, происходящих с таможенной территории Российской Федерации, с 1 февраля 1998 года осуществляется без взимания налога на добавленную стоимость. Однако, учитывая, что ввоз товаров "критического импорта" на территорию Украины (большая часть продукции, ввозимая из Российской Федерации) до 1 февраля 1998 года осуществлялся также без взимания налога на добавленную стоимость, увеличение рынка сбыта российской продукции после отмены налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами Украины по российским товарам, не предполагается.


Руководитель Департамента

налоговой политики - член

Коллегии

А.И.Иванеев



Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 19 февраля 1998 г. N 04-03-01


Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95

Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.