Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 10 декабря 1997 г. N 04-06-05 О порядке уплаты подоходного налога представителями РЦСИИ за рубежом

Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 10 декабря 1997 г. N 04-06-05

ГАРАНТ:

С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на доходы физических лиц (подоходного налога) осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

См. справку


Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с действующим российским налоговым законодательством плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане государств, входивших в состав бывшего СССР, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, т.е. являющимся или не являющимся резидентами Российской Федерации.

Доходы физических лиц, не являющихся резидентами России, подлежат налогообложению в России, если только они получены из источников на территории Российской Федерации. При этом доходом, полученным из источников в Российской Федерации, считается любой доход, выплачиваемый предприятием, учреждением, организацией или иным работодателем, находящимся на территории Российской Федерации.

Кроме того, как правило, указанные доходы подлежат налогообложению и в стране постоянного местопребывания на основании принципа резидентства.

Однако, в таких случаях страна постоянного местопребывания, как правило, предоставляет налогоплательщику зачет на сумму налога, удержанного в стране-источнике дохода.

Действующим налоговым законодательством России также предусмотрен отказ или ограничение взимания подоходного налога с граждан, не являющихся налоговыми резидентами России, в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР.

На основании представленных Вами материалов считаем, что средства займа технического содействия осуществлению приватизации, предоставленного в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и ЕБРР от 15 марта 1993 года, направленные на финансирование представителей РЦСИИ за рубежом, являются доходами таких представителей РЦСИИ, полученными из источников в Российской Федерации, независимо от того, с каких счетов осуществлялись переводы. В этой связи РЦСИИ при каждом перечислении платежа должен удерживать соответствующую сумму налога с доходов своих представителей за рубежом.

Доходы представителя РЦСИИ, являющегося резидентом Франции, будут облагаться налогом во Франции в соответствии с положениями статьи 12 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 4 октября 1985 года.

Точно также по месту резидентства будут облагаться доходы, полученные представителем РЦСИИ в Великобритании до 6 апреля 1998 года в соответствии со статьей 19 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 31 июля 1985 года. Те же доходы, которые будут получены представителем РЦСИИ в Великобритании после 6 апреля 1998 года, будут облагаться налогом в Великобритании в соответствии со статьей 15 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994 года.

Доходы, полученные представителем РЦСИИ в Германии, являющимся резидентом Германии, подлежат налогообложению по месту резидентства в соответствии с положениями статьи 17 Соглашения между СССР и ФРГ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 24 ноября 1981 года, если такие доходы получены до 1 января 1997 года. Доходы, которые представитель РЦСИИ в Германии получил после 1 января 1997 года, подлежат налогообложению в Германии в соответствии со статьей 21 Соглашения между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения Соглашения между СССР и ФРГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года.

С учетом того, что предоставление льгот по международным налоговым договорам Российской Федерации не осуществляется автоматически, а регламентируется положениями внутреннего законодательства, лица, получающего указанные доходы, для получения такой льготы должны заполнить заявление в соответствии с Приложением N 5 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 года N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", заверенное компетентным органом договаривающегося государства в том, что заявитель действительно является резидентом этого государства и имеет в соответствии с положениями соглашения право на льготу.

До момента принятия местным налоговым органом решения об освобождении плательщика дохода от удержания налога в Российской Федерации на основании поданного заявления, плательщик дохода в обязательном порядке должен удерживать налог.

Что касается сотрудников представительства РЦСИИ в Италии, то в соответствии с Конвенцией между Правительством СССР и Правительством Италии об избежании двойного налогообложения доходов от 26 февраля 1985 года в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации резидентами Италии, не предусмотрены какие-либо льготы. Таким образом, доходы сотрудников представительства РЦСИИ в Италии подлежат налогообложению как в России, так и в Италии на основе принципа резидентства.

Однако, Италия может предоставить налогоплательщику зачет на сумму налога, удержанного в стране - источнике дохода, в соответствии с национальным налоговым законодательством.

Вышеизложенное применимо в том случае, если представители РЦСИИ за рубежом не являются государственными служащими, выполняющими государственные функции, признанными таковыми в соответствии с российским законодательством, в отношении чего имеются определенные сомнения.

В таком случае, при определении права на налогообложение доходов таких лиц следует руководствоваться специальными положениями вышеупомянутых налоговых соглашений, касающимися доходов от государственной службы.


Руководитель Департамента

А.И. Иванеев



Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 10 декабря 1997 г. N 04-06-05


Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95

Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.