Коллегия Министерства образования Российской Федерации, рассмотрев на расширенном заседании с участием руководителей органов управления образованием, ведущих образовательных и научно-исследовательских учреждений, представителей педагогической, научной, родительской общественности итоги работы системы образования России в 2000 году, полагает необходимым отметить, что минувший год стал определяющим в формировании концептуальных основ развития российского образования на долгосрочную перспективу.
Деятельность Министерства образования Российской Федерации, региональных органов управления образованием, руководящих органов ассоциативных объединений ректоров высших, директоров средних специальных и профессиональных учебных заведений, поддержанная участниками состоявшегося в Кремле 14-15 января 2000 года Всероссийского совещания работников образования, была направлена на выработку скоординированных мер, учитывающих принципиальные позиции таких основополагающих для системы образования документов, как Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", рассчитанной на выполнение в 2000-2005 годах; "Национальная доктрина образования в Российской Федерации", одобренная Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 г., определяющая цели воспитания и обучения, пути их достижения на период до 2025 года; План действий и основные мероприятия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы (раздел "Реформирование образования").
Все эти документы пронизаны общей идеей вывода российского образования на новый качественный уровень, отвечающий задачам, выдвигаемым перед системой образования современным обществом, признанием необходимости приоритета образования в государственной политике, обеспечения конституционных прав граждан на доступное, бесплатное образование.
Глубина и масштабность намечаемых преобразований, далеко не однозначно воспринимаемых широкой педагогической и родительской общественностью, требует от работников образования и, прежде всего, от Минобразования России большого такта, выдержки, осторожности в их проведении, исключении неоправданной поспешности в сочетании с последовательностью и решительностью в реализации намеченного. Именно таким подходом к проблемам перестройки системы объясняется не имеющий за последние десятилетия аналогов размах экспериментальной работы, имеющей своей целью тщательную отработку и апробацию любых шагов, касающихся структуры и содержания общего образования, введения единого государственного экзамена, независимой системы аттестации и контроля качества образования, экономических механизмов, обеспечивающих опережающее развитие системы и т.п.
Однако результативность всей этой работы в значительной степени будет зависеть от преодоления ряда негативных факторов, среди которых следует выделить проявившуюся в последние годы тенденцию к снижению общедоступности качественного образования - как общего, так и профессионального, порождающую рост социального и территориального неравенства граждан в сфере образования; бесконтрольному и необоснованному расширению сферы платных услуг, фактам злоупотреблений, проявлению формализма и непрофессионализма в педагогической среде.
Серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность мер по преодолению таких негативных явлений, как молодежная и подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество и безнадзорность, продолжающийся рост социального сиротства.
Не способствует укреплению социальной стабильности и растущее число молодых людей, не трудоустроенных после окончания профессиональных образовательных учреждений разного уровня, деятельность которых не подкрепляется созданием соответствующих рабочих мест. Плохо решаются и многие другие вопросы социального и бытового характера, касающиеся молодежи, что говорит о необходимости разработки полномасштабной Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации.
Масштаб решаемых, а тем более предстоящих задач требует от аппарата министерства, органов управления образованием, всех руководителей образовательных учреждений качественно нового подхода к организации своей работы, создания атмосферы нетерпимости к фактам нарушения исполнительской дисциплины, отступления от установленных сроков реализации документов и поручений.
Обсудив доклад министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова и представленные материалы, коллегия решила:
1. Поддержать выводы и оценки состояния системы образования, содержащиеся в докладе, а также сформулированные в нем приоритетные направления работы министерства, органов управления и учреждений образования в 2001 году.
Утвердить основные направления деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2001 году (приложение).
2. Рассматривая намечаемые и реализуемые Минобразованием России меры в контексте основных направлений модернизации образования, реализация которых потребует достаточно длительного, по некоторым позициям - семи-, восьмилетнего, переходного периода, считать главной задачей в 2001 году работу по созданию современной нормативной базы, включая внесение проектов соответствующих документов в Правительство Российской Федерации, обеспечивающей условия проведения намечаемых преобразований, а также осуществление мер по организации широкомасштабной экспериментальной работы в рамках намеченных проектов.
3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием, образовательных, научно-исследовательских и других учреждений сферы образования скорректировать планы своей деятельности с учетом задач, поставленных настоящим решением, в целях эффективного проведения совместной экспериментальной работы, реализации намеченных программ, организации широкой разъяснительной работы в педагогических коллективах, среди родительской общественности по актуальным проблемам реформирования системы образования, принять меры по координации действий с органами по делам молодежи исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Заместителям министра, Управлению региональной образовательной политики (Г.А. Бредихину), руководителям других структурных подразделений министерства обсуждение мероприятий, намеченных к реализации, на зональных совещаниях в марте-апреле 2001 г. в 7 федеральных округах в контексте Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики, приняв за основу материалы настоящей коллегии. В срок до 15 мая 2001 г. представить руководству министерства информацию об итогах зональных совещаний и предложениях их участников, требующих рассмотрения в Министерстве образования Российской Федерации.
5. Отделу баз данных и документальной связи (И.Е.Быстрову), пресс-службе (С.В. Омельченко) организовать информирование заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, а также широкой общественности о результатах работы коллегии.
6. Первым заместителям министра Г.А.Балыхину, В.М.Жураковскому, А.Ф. Киселеву в срок до 5 марта 2001 г. подготовить приказ по реализации решения коллегии.
Председатель коллегии |
В.М. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 5 "Об итогах работы системы образования России в 2000 году и основных направлениях деятельности Минобразования России в 2001 году"
Текст решения (без приложения) опубликован в Межведомственном информационном бюллетене "ОВД" 2001 г., N 9