Статья 33. Порядок реализации инициативы проведения референдума

Статья 33. Порядок реализации инициативы проведения референдума

1. Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек для проведения местного референдума. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Федеральном законе требованиям, соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

6. Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции, устава, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

7. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 13 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

8. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации принять решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, не позднее чем через 5 дней со дня поступления в указанный орган в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

9. В случае признания органом, указанным в пункте 7 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 13 настоящего Федерального закона орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в орган, указанный в пункте 7 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов.

10. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе предложить органу, признавшему вопрос, выносимый на референдум, отвечающим требованиям статьи 13 настоящего Федерального закона, создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 9 настоящей статьи, приостанавливается.

11. В случае признания органом, указанным в пункте 7 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 13 настоящего Федерального закона орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

12. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.

13. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

14. При отсутствии избирательной комиссии (комиссии референдума) соответствующего уровня орган, зарегистрировавший инициативную группу по проведению референдума, в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) соответствующую комиссию референдума в порядке, определенном статьей 23 настоящего Федерального закона.

15. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

16. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке и количестве, определяемых федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать 2 процента от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, на референдуме субъекта Российской Федерации и 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, на местном референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.

17. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

18. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в отдельных частях территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования не допускается.

19. Установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 30 дней на референдуме субъекта Российской Федерации, не менее 20 дней на местном референдуме.

20. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей избирателей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию (комиссию референдума), выдавшую регистрационное свидетельство.

21. Избирательная комиссия (комиссия референдума) проверяет соблюдение требований федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным пунктом 3 статьи 32 настоящего Федерального закона, и принимает по результатам проверки постановление. В случае обнаружения нарушения указанных требований избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.

22. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования избирательная комиссия (комиссия референдума) в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в пункте 20 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума. Копия постановления избирательной комиссии (комиссии референдума) направляется также инициативной группе.

23. В случае возникновения спора о компетенции в связи с назначением референдума субъекта Российской Федерации данный спор разрешается в Конституционным Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.

Актуальный текст документа