Письмо Минфина РФ от 15 июля 1997 г. N 04-02-11/2 О концепции амортизационной политики

Письмо Минфина РФ от 15 июля 1997 г. N 04-02-11/2

ГАРАНТ:

С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ

Об амортизации имущества для целей налогообложения см. главу 25 Налогового кодекса РФ

Об амортизации имущества для целей бухгалтерского учета см. справку


Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело протокол заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам от 17 июня 1997 г. N 7 (раздел II "О проекте концепции амортизационной политики"), и сообщает следующее.

По п.2 Амортизация не может рассматриваться как не облагаемая налогом часть дохода организации, так как амортизационные отчисления по своей экономической сущности являются частью переносимых затрат соответствующей доли стоимости основных средств на производимую продукцию и подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) и тем самым уменьшают прибыль (финансовый результат) организации.

Смешение амортизации как элемента издержек производства с доходом предприятия приведет к искажению существа налоговой политики, которая базируется на чистом экономическом содержании различных понятий. Для проведения эффективной налоговой политики в качестве базы налогообложения может приниматься полученный предприятием доход как разница между выручкой и реально произведенными затратами. Что касается налоговой политики, то она исходит из реальных финансовых результатов на макроэкономическом уровне. Включение в эти результаты износа (как доли списания имущества) приведет к искусственному искажению показателей прироста общественного благосостояния (а также доходов на душу населения). Такой показатель не имеет экономического смысла.

Что касается вопроса о централизованных фондах, то по нашему мнению, декларирование государством в какой-либо форме порядка хранения предприятиями сумм амортизационных отчислений (в частности, создание централизованных фондов) следует рассматривать как нарушение или ограничение прав собственности предприятий.

В части предоставления права организациям самостоятельно выбирать методы начисления амортизации и определять направления использования амортизационных средств следует иметь в виду, что в подготовленном Министерством финансов Российской Федерации проекте "Общего положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" предусматривается установление порядка начисления амортизации и списания ее на издержки производства (обращения) в течение срока использования основных средств. Тем самым организации будут самостоятельно определять размер амортизационных отчислений с соответствующим отражением в бухгалтерском учете.

Одновременно проектом Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается установление конкретных норм амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств. Тем самым предполагается формирование механизма корректировки балансовой прибыли для нужд налогообложения.

В части нецелесообразности проведения в дальнейшем централизованных переоценок основных фондов организаций следует учесть, что проектом "Общего положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" предусматривается возможность изменения первоначальной стоимости основных средств путем проведения коммерческими организациями не чаще одного раза в три года переоценки материальных объектов длительного пользования до восстановительной стоимости. Такой порядок соответствует мировой практике и принципам, заложенным в Международных стандартах финансовой отчетности.

Министерство финансов Российской Федерации не поддерживает также предложение об отмене норм действующих правовых актов, согласно которым дополнительно начисленная за счет ускоренной амортизации сумма амортизационных отчислений подлежит налогообложению в случае нецелевого использования, так как амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств исходя из своей сущности должны рассматриваться как источник финансирования, предназначенный для восстановления указанных средств и нецелевое их использование должно выявляться через систему включения в состав налогооблагаемой базы.

Вместе с тем, представляется целесообразным, установить порядок целевого использования амортизационных отчислений по основным средствам, полученным безвозмездно от органов государственной власти и местного самоуправления; средствам целевого бюджетного финансирования; льготируемым основным средствам. По основным средствам унитарных предприятий решения об использовании амортизационных отчислений должны приниматься государственными органами или органами местного самоуправления.


С.Д.Шаталов



Письмо Минфина РФ от 15 июля 1997 г. N 04-02-11/2


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.