Письмо ПФР от 7 июля 1995 г. N ЧЛ-16-11/3966-ИН "О некоторых вопросах контрольной работы, осуществляемой органами пенсионного фонда Российской Федерации"

Письмо ПФР от 7 июля 1995 г. N ЧЛ-16-11/3966-ИН
"О некоторых вопросах контрольной работы, осуществляемой
органами пенсионного фонда Российской Федерации"

ГАРАНТ:

О правах и обязанностях органов ПФР при осуществлении полномочий по налоговому контролю см. письмо ПФР от 15 августа 2000 г. N М3-09-25/7298

С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку


Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает, что по результатам плановых проверок работы региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации специалистами Главного контрольно-ревизионного управления ПФР установлены нарушения порядка начисления пени и применения финансовых санкций, а также учета контрольной работы с плательщиками, осуществляемой уполномоченными Пенсионного фонда.

Учитывая изложенное, Пенсионный фонд Российской Федерации направляет разъяснение по недопущению наиболее характерных ошибок.

ГАРАНТ:

Письмом ПФР от 4 сентября 1997 г. N ЕВ-16-11/6508-ИН пункты 1 и 2 настоящего письма признаны утратившими силу


1. В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, с последующими изменениями и дополнениями, при несвоевременном перечислении плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах:

- по страховым взносам адвокатов, которые уплачиваются коллегиями адвокатов, - 1 процент;

- по страховым взносам крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе работников по найму, - 1 процент;

- по страховым взносам индивидуальных предпринимателей, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, аудиторов (далее - индивидуальные предприниматели) - 0,5 процента; по страховым взносам за нанимаемых ими работников - 1 процент;

- по страховым взносам лиц, нанятых гражданами для обслуживания личного хозяйства, - 0,5 процента.

Плательщики обязаны самостоятельно начислять и уплачивать в ПФР пени за несвоевременную уплату страховых взносов. Эту сумму следует учитывать при составлении актов камеральных проверок и документальных проверок плательщиков - работодателей и отражать в ежеквартальной форме отчетности о деятельности уполномоченных Пенсионного фонда.

2. Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в сроки, определенные для этой категории граждан Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20.03.92 N 8 "По применению Закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями и дополнениями. Пеня за несвоевременную уплату индивидуальными предпринимателями страховых взносов рассчитывается в порядке, установленном для начисления пени за несвоевременную уплату подоходного налога с физических лиц.

Уплата страховых взносов индивидуальным предпринимателем, впервые привлекаемого к уплате, производится по предполагаемому доходу за текущий год. На сумму предполагаемого дохода начисляются страховые взносы в размере 5 процентов. Полученная сумма страховых взносов делится на три равные части и уплачивается предпринимателем в установленные сроки - к 15 июля, к 15 августа, к 15 ноября текущего года.

В случае, если индивидуальный предприниматель зарегистрировал свою деятельность не с начала года (после 15 июля), он уплачивает страховые взносы в два оставшихся срока (к 15 августа и к 15 ноября) по одной второй суммы страховых взносов, подлежащих уплате.

В случае, если у индивидуального предпринимателя с момента регистрации до конца года остался один срок уплаты, он уплачивает страховые взносы, исчисленные с предполагаемого дохода, равными долями к 15 ноября и к 15 декабря.

В указанных случаях пеня начисляется соответственно с 16 июля, с 16 августа, 16 ноября и 16 декабря на день уплаты включительно.

В случае, если индивидуальный предприниматель зарегистрировал свою деятельность после 15 ноября, то уплата им страховых взносов, исчисленных по предполагаемому доходу, производится в полном объеме по истечении месяца со дня представления в налоговый орган декларации о предполагаемом доходе. При этом пеня начисляется с последующего дня по истечении месяца со дня представления в налоговый орган декларации о предполагаемом доходе.

В случае, если по истечении года или при прекращении предпринимательской деятельности фактический доход получен больше или меньше предполагаемого производится перерасчет страховых взносов, сумма причитающихся к уплате пени не корректируется (перерасчет не производится).

Разница между суммой страховых взносов, уплаченной за отчетный год, и суммой, начисленной по фактическому доходу, подлежит взысканию с плательщика или возврату ему не позднее 15 июля, а при прекращении предпринимательской деятельности - в 15-дневный срок.

Перерасчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год, по которому производится начисление страховых взносов, заканчивается налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

В случае, если индивидуальный плательщик не производил в течение отчетного года в установленные сроки уплату страховых взносов, исчисленных с предполагаемого дохода, пеня начисляется исходя из фактического дохода.

Индивидуальный предприниматель, осуществлявший свою деятельность в годы, предшествующие отчетному, производит уплату страховых взносов, исчисленных по фактическому доходу за предыдущие годы равными долями в два срока: через месяц после регистрации в отделении ПФР и через месяц после установленного первого срока уплаты.

3. В случае, если плательщик взносов до дня проверки органами ПФР самостоятельно выявил не учтенную ранее сумму оплаты труда, на которую начисляются страховые взносы (об этом имеется исправительная запись в бухгалтерских документах), начислил страховые взносы, то независимо от срока, когда эта сумма будет перечислена, финансовая санкция за сокрытие или занижение суммы оплаты труда не применяется.

В этом случае начисляется пеня за несвоевременное перечисление страховых взносов.

При применении штрафных санкций за повторное сокрытие (занижение) сумм оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы, необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с частью третьей статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения, а при отсутствии такого законодательства исходит из общих начал и смысла закона.

Согласно нормам, регулирующим порядок наложения административных взысканий за нарушение налогового законодательства, повторным признается нарушение, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.94 N С1-7/ОП-370).

Следовательно при выявлении факта повторного нарушения порядка начисления страховых взносов в Пенсионный фонд необходимо руководствоваться нормами административной ответственности.

При этом не принимаются во внимание виды выплат, за счет которых произведено сокрытие (занижение) сумм оплаты труда.

4. Одним из видов контроля за своевременным и полным перечислением плательщиками страховых взносов является проведение уполномоченными ПФР документальных проверок плательщиков работодателей, т.е. проверок документов бухгалтерского учета, финансовых, банковских и других документов. При этом определяется достоверность суммы оплаты труда, на которую плательщиком начислены страховые взносы в Пенсионный фонд.

Документальные проверки доходов индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, на которые должны начисляться страховые взносы, уполномоченными ПФР не проводятся. Полнота начисления страховых взносов определяется уполномоченными на основании сведений об их доходах, полученных от налоговых органов из соответствующих форм отчетности.

Контроль за достоверностью представляемых сведений о доходах указанных категорий плательщиков (документальные проверки) осуществляется налоговыми органами.

На основании полученных сведений о доходах уполномоченными ПФР производится начисление подлежащих уплате страховых взносов и пени при нарушении сроков уплаты. При этом составляются камеральные акты, которые не включаются в число документальных проверок.


Заместитель Председателя

Правления ПФР

Л.Чумаков



Письмо ПФР от 7 июля 1995 г. N ЧЛ-16-11/3966-ИН "О некоторых вопросах контрольной работы, осуществляемой органами пенсионного фонда Российской Федерации"


Текст письма официально опубликован не был


Письмом ПФР от 4 сентября 1997 г. N ЕВ-16-11/6508-ИН пункты 1 и 2 настоящего письма признаны утратившими силу


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.