Решение Арбитражного суда Пензенской области от 7 декабря 2007 г. N А49-6269/2007 Суд обязал налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии

Решение Арбитражного суда Пензенской области
от 7 декабря 2007 г. N А49-6269/2007

ГАРАНТ:

Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2007 г.

В полном объеме решение изготовлено 7 декабря 2007 г.

Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения центра образования N 1 г. Пензы (440031 г. Пенза, ул. Воронова, 16) к ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы (440052 г. Пенза, ул. Куйбышева, 13а); 3 лицо: ГУ - УПФ России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 14а) о признании недействительным решения, установил:

 

муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования N 1 г. Пензы (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы об отказе в зачете неправильно перечисленной денежной суммы в размере 69499 руб. 39 коп. и обязании ответчика произвести зачет страховых взносов.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным решение ИФНС России по Первомайскому району от 28.02.2007 г. N КЛВ-09-05/02-3306 и обязать ответчика произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированных платежей в сумме 69499 руб. 39 коп., зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии. При этом заявитель сослался на то, что оспариваемое решение не соответствует Федеральным законам от 15.12.2001 N 167-ФЗ, от 15.08.1996 N 115-ФЗ, Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права учреждения. О нарушении прав оспариваемым решением учреждению стало известно после получения письма ГУ-УПФ России по Первомайскому району г. Пензы от 21.09.2007 г. N 6301.

Уточнение предмета заявленных требований судом принято на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании требования отклонил, указывая, что страховые взносы не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Третье лицо в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании просило удовлетворить требования заявителя, считая их законными и обоснованными, подтвердив при этом факт излишней уплаты учреждением страховых взносов в виде фиксированных платежей в сумме 69499 руб. 39 коп., зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что учреждение платежным поручением N 376 от 02.11.2006 г. ошибочно уплатило страховые взносы в виде фиксированных платежей в сумме 69499 руб. 39 коп., зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

26 февраля 2007 г. учреждением в адрес налоговой инспекции направлено заявление с просьбой о зачете излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированных платежей в сумме 69499 руб. 39 коп., зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Решением от 28.02.2007 г. N КЛВ-09-05/02-3306 налоговая инспекция отказала заявителю в осуществлении зачета страховых взносов, ссылаясь на то, что страховые взносы не отвечают понятию налога, в связи с чем, действие Налогового кодекса РФ не распространяется на данные платежи.

Не согласившись с названным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Названной нормой закона также предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 7 указанного закона он вступает в силу с 01.01.07.

Таким образом, с 01.01.07 при решении вопроса о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется не налоговое, а бюджетное законодательство. Как следует из содержания федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации, относятся к доходам бюджетов Российской Федерации.

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, которые осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" и приложению N 11.1 к указанному закону администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации средств, уплачиваемых в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба. Таким образом, поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, и ниже перечисленные полномочия не переданы иному органу или учреждению, именно она принимает решения о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), которым определены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему российской# Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Имеющимися в материалах дела платежным поручением, выписками из лицевого счета заявителя, протоколом к ведомости уплаты страховых взносов от 25.01.2007 г., письменным отзывом Управления Пенсионного Фонда подтверждается наличие у общества переплаты страховых взносов в виде фиксированных платежей в сумме 69499 руб. 39 коп., зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии. Данный факт налоговой инспекцией не оспаривается.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение налогового органа не соответствует вышеназванному законодательству и нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Доводы налогового органа, изложенные в письменном отзыве на заявление, подлежат отклонению судом как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные заявителем при подаче заявления, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

 

признать проверенное на соответствие Федеральным законам от 15.12.2001 N 167-ФЗ, от 15.08.1996 N 115-ФЗ, Бюджетному и Налоговому кодексу Российской Федерации недействительным решение ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы от 28.02.2007 г. N КЛВ-09-05/02-3306.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Пензы в 15-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести зачет излишне уплаченных муниципальным вечерним (сменным) общеобразовательным учреждением центр образования N 1 г. Пензы страховых взносов в виде фиксированных платежей в сумме 69499 руб. 39 коп., зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Пензы в пользу муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения центра образования N 1 г. Пензы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Возвратить муниципальному вечернему (сменному) общеобразовательному учреждению центру образования N 1 г. Пензы из федерального бюджета государственную пошлину в размере 585 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 7 декабря 2007 г. N А49-6269/2007


Текст Решения предоставлен Арбитражным судом Пензенской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве