Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 1997 г. N С5-7/ОЗ-703 "О Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 1997 г. N С5-7/ОЗ-703
"О Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации"


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 10 сентября 1997 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", подписанный Президентом Российской Федерации 25 сентября 1997 г. (N 126-ФЗ).

Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 30 сентября 1997 г. N 189.

1. Названный Федеральный закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления (Преамбула).

2. Определения основных понятий, используемых в Федеральном законе, содержатся в статье 1, в частности понятия местного бюджета, местной казны, местных налогов и сборов, субвенций, муниципального заказа. Под муниципальным заказом, например, понимается соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета.

3. В статье 2 Федерального закона определяются состав местных финансов, принципы их формирования и использования. При этом предусмотрено, что права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (п.3).

4. Порядок участия органов государственной власти в решении вопросов организации местных финансов установлен статьей 4 Федерального закона. В частности, предусмотрено, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий (п.2).

Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения (п.3).

5. В статье 7 Федерального закона определяется состав собственных доходов местных бюджетов и местных налогов и сборов.

Так, к собственным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель; не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций); другие доходы.

6. Статьей 8 Федерального закона предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов. В частности, эти органы вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

7. Статьей 12 Федерального закона регулируются вопросы расходной части местных бюджетов. Так, пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

8. Статьей 13 Федерального закона определены правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями. При этом установлено, что органы местного самоуправления не вправе передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные фонды (капиталы) банков и других кредитных организаций.

9. Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными органами Государственной налоговой службы Российской Федерации и Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации установлено статьей 14 Федерального закона.

Предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.

Деятельность органов муниципальной налоговой службы осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" в части, относящейся к предметам ведения местного самоуправления.

В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета (п.5).

10. Статьей 15 Федерального закона регулируются отношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями. В частности, установлено, что органы местного самоуправления через территориальные органы Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с заключенным договором вправе возложить на уполномоченный банк функции, перечисленные в пункте 1 названной статьи.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на условиях, устанавливаемых договором.

11. Статьей 16 Федерального закона предусмотрено право выпуска органом местного самоуправления муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов (п.3). Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством Российской Федерации (п.4). Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства (п.5).

12. Положения данного Федерального закона распространяются на все муниципальные образования. В отношении закрытых административно-территориальных образований данный Федеральный закон действует в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (п.2 ст.3).

13. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.Бойков



Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 1997 г. N С5-7/ОЗ-703 "О Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.