Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 26 марта 1998 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" (N 42-ФЗ), который опубликован в "Российской газете" от 31.03.98 N 61, от 01.04.98 N 62 и от 02.04.98 N 63-64.
При этом предлагается обратить внимание на некоторые положения названного Федерального закона.
1. В целях обеспечения поступления доходов в федеральный бюджет установлено, что впредь до внесения в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации к первой и второй очередности (статья 17).
2. В соответствии со статьей 19 Федерального закона федеральные суды и органы прокуратуры освобождены в 1998 году от уплаты страховых взносов с заработной платы судей, прокуроров и следователей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
3. В статье 23 Федерального закона предусмотрена возможность отсрочки и (или) рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет и установлены основания, на которых они могут быть предоставлены.
При этом Правительству Российской Федерации и уполномоченным им органам исполнительной власти предписано провести в 1998 году реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1998 года, путем предоставления юридическим лицам отсрочки и (или) рассрочки по уплате указанной задолженности но пеням и штрафам до десяти лет (часть первая статьи 24). Определены и некоторые условия предоставления отсрочки и (или) рассрочки по уплате задолженности и, в частности, установлено, что проценты за отсроченные и (или) рассроченные суммы платежей взимаются в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты этих процентов (часть третья статьи 24).
Предусмотрено также, что не начисляются в 1998 году пени за просроченные платежи в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, возникающие по причине неплатежеспособности предприятий и организаций - исполнителей государственного оборонного заказа (работ) по заключенным государственным контрактам (договорам), при подтверждении государственными заказчиками наличия соответствующей задолженности, вызванной несвоевременной оплатой продукции (работ) (часть пятая статьи 24).
Установлено, что за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть шестая статьи 24).
4. В статье 25 Федерального закона предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
5. Федеральным законом установлено, что в ходе исполнения федерального бюджета на 1998 год Правительство Российской Федерации имеет право вносить изменения в ведомственную структуру расходов федерального бюджета в связи с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов с последующим внесением изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" и Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" (статья 34).
6. Нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, служит основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; за просрочку уплаты основной суммы долга, а также процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взимается пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. При этом установлено, что возврат предоставленных на возвратной основе предприятиям и организациям средств федерального бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравнивается к платежам в федеральный бюджет (статья 56).
7. В статье 94 Федерального закона установлено, что свободные средства Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере не менее 70 процентов размещаются в установленном порядке в государственные ценные бумаги Российской Федерации со сроком обращения не менее одного года.
8. В Федеральном законе предусмотрено, что в случае отклонения совокупных поступлений доходов в федеральный бюджет от объемов, предусмотренных данным Федеральным законом, расходы федерального бюджета на 1998 год финансируются Правительством Российской Федерации строго пропорционально годовому назначению с учетом фактически полученных доходов федерального бюджета. При этом допускаются отклонения от пропорционального финансирования по статьям за каждый квартал не более чем на 5 процентов (за исключением платежей сезонного и единовременного характера), если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случае введения указанного режима Правительство Российской Федерации в течение трех дней сообщает об этом получателям бюджетных средств, Федеральному Собранию Российской Федерации и средствам массовой информации (статья 102).
11. Названный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
О.В.Бойков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1998 г. N С5-7/УЗ-310 "О Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 год"
Текст письма официально опубликован не был