Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. N С5-7/УЗ-894 "О Федеральном законе "Об экспортном контроле"

Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ
от 6 августа 1999 г. N С5-7/УЗ-894
"О Федеральном законе "Об экспортном контроле"


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 22 июня 1999 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "Об экспортном контроле" (далее - Закон), который 18 июля 1999 г. подписан Президентом Российской Федерации (N 183-ФЗ), опубликован в "Российской газете" от 29 июля 1999 г. N 146 и вступил в силу со дня его официального опубликования.

Предлагается обратить внимание на следующие положения Закона.

1. Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

2. Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст.1).

3. Согласно статье 7 Закона экспортный контроль осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя: идентификацию контролируемых товаров, разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза контролируемых товаров и технологий из Российской Федерации, валютный контроль, применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.

4. В главе II Закона устанавливаются правовые основы организации экспортного контроля и полномочия соответствующих государственных органов в области экспортного контроля.

5. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями установлены в статье 18.

В частности, в Законе установлено, что внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

6. Законом установлено, что осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями подлежит лицензированию (ст.19).

7. Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Закона распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе.

Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или разрешения, предусмотренных статьями 19 и 20 Закона (ст.21).

8. Согласно пункту 6 статьи 22 лицензия или разрешение могут быть аннулированы без предварительного уведомления либо их действие может быть приостановлено государственным органом, которым указанные документы были выданы, в предусмотренных в этом пункте случаях.

9. В главе VI регулируются вопросы ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Так, в статье 32 предусмотрено, что организации, нарушившие законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля, могут быть подвергнуты штрафу.

За правонарушения, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 30 Закона, налагается штраф в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся непосредственными объектами указанных правонарушений.

За правонарушения, предусмотренные частями четвертой или пятой статьи 30 Закона, налагается штраф в размере стократного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент наложения штрафа.

Взыскание указанных в статье 32 Закона сумм штрафов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

В случае правонарушения, предусмотренного частями первой, второй или третьей статьи 30 Закона, повлекшего за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо совершенного повторно, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.

Решение о лишении организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности принимается Правительством Российской Федерации по представлению межведомственного координационного органа по экспортному контролю.

ГАРАНТ:

Согласно Указу Президента РФ от 29 января 2001 г. N 96 межведомственным координационным органом по экспортному контролю является Комиссия по экспортному контролю РФ


В статье 33 предусмотрено, что решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц при осуществлении экспортного контроля могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.Бойков



Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. N С5-7/УЗ-894 "О Федеральном законе "Об экспортном контроле"


Текст письма опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 10


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.