Протест прокурора г. Москвы от 18 февраля 1999 г. N 8-2011-98 Об отмене судебных постановлений по делу о взыскании денежной компенсации на строительство жилья и возмещении морального вреда

Протест прокурора г. Москвы от 18 февраля 1999 г. N 8-2011-98

ГАРАНТ:

По этому делу см. также постановление Президиума Московского городского суда от 4 марта 1999 г. по делу N 44г-347


Тихонов Н.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании денежной компенсации на строительство жилья и возмещении морального вреда, указав, что он является пенсионером Министерства обороны РФ, имеет статус вынужденного переселенца, однако с 1989 года его семья не обеспечена жильем. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 604 от 26.06.95 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" и Законом РФ "О статусе военнослужащих" он имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство жилья, однако администрация г.Брянска не может выделить причитающуюся ему сумму, в связи с непоступлением средств из Федерального бюджета на эти цели.

Решением Басманного межмуниципального суда от 22.05.98, оставленным без изменения определением судебной коллегии Мосгорсуда от 02.09.98, в иске отказано, поскольку безвозмездная финансовая помощь гражданам, уволенным с военной службы, оказывается органами исполнительной власти субъектов федерации в избранном гражданином месте жительства, поэтому Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу, истцу не принадлежит право требования об обязании выделения денег ответчиком городской администрации.

Судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.

Согласно п.6 ст.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела и надзорной жалобы усматривается, что истец, 1941 г.р., является инвалидом II группы, подполковник в отставке, состоявший на военной службе более 26 лет, имеет на иждивении тяжело больную дочь. Семья состоит на учете для получения жилья в г.Брянске с 30.09.93, при предоставлении удостоверения вынужденного переселенца - в льготной очереди с 11.02.94. (л.д.14).

Тихонов Н.И. с женой и дочерью в течение 10 лет проживают в комнате размером 11 кв.м. общежития фабрики.

В связи с принятием Правительством РФ постановлений N 604 от 26.06.95 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы", N 937 от 03.08.96 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (л.д.45-47), Тихонов Н.И. обратился в администрацию Советского района г.Брянска с заявлением о предоставлении субсидии на строительство жилья. Комиссией по предоставлению гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездный субсидий на строительство или приобретение жилья, администрацией Советского района г.Брянска 31.08.95 он был поставлен на учет и определен расчет получаемой субсидии по социальной норме площади для семьи, состоящей из трех человек (л.д.23 - 24).

На основании п.3 Положения "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы", утвержденным постановлением Правительства РФ N 604 от 26.06.95, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают безвозмездную финансовую помощь в избранном постоянном месте жительства гражданам, уволенным с военной службы ... при общей продолжительности военной службы 10 лет и более за счет и в пределах средств, выделяемых указанным органам из федерального бюджета на строительство жилья для этой категории граждан.

Между тем, до настоящего времени субсидия истцом не получена, чем нарушается его конституционное право на жилище.

По сообщениям Финансового управления Администрации Брянской области на неоднократные обращения Тихонова Н.И., в течение 1996-1998 годов по программе "Жилище" для военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, средства для строительства жилья и предоставления субсидий из федерального бюджета в область не направлялись (л.д. 25, 42, 43).

Необходимо отметить то обстоятельство, что в 1995 году Тихонов Н.И. приступил к строительству дома на собственные средства, которое не завершено. Миграционной службой Брянской области, ГП "Брянскжилстрой" выданы ссуды и приобретены строительные материалы, задолженность им не ликвидирована (л.д.48, 60, 61). Учитывая возраст, состояние здоровья, нуждаемость в получении жилья и материальное положение Администрацией г.Брянска в феврале 1998 г. в порядке исключения истцу выделена субсидия в сумме 30 тыс.руб. на окончание строительства частного жилого дома за счет средств внебюджетного фонда, с последующей компенсацией из федерального бюджета (л.д.41).

В соответствии с вышеназванными Постановлениями Правительства РФ обязанность по выплате безвозмездных субсидий возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а источником финансирования является федеральный бюджет.

Отказывая в удовлетворении иска, суд в решении указал, что Министерство финансов РФ не может являться надлежащим ответчиком по требованиям истца и последний вправе обратиться в суд по месту своего жительства.

Однако распорядителем бюджета является Министерство финансов РФ и обязанность государства по предоставлению субсидии должна быть исполнена данным министерством. Поскольку выплата денежных сумм производится через местные органы власти, суду надлежало привлечь их к участию в деле.

В связи с вышеизложенным, судебные постановления нельзя признать обоснованными.

Руководствуясь ст.ст.320, 324 ГПК РСФСР, прошу:

Решение Басманного межмуниципального суда от 22.05.98 и определение судебной коллегии Мосгорсуда от 02.09.98 отменить, дело направить в суд I инстанции на новое рассмотрение.

Приложение: гр. дело 2-147/98 в 1 т., жалоба с документами на 10 л.


И.о. прокурора города

Синельников



Протест прокурора г. Москвы от 18 февраля 1999 г. N 8-2011-98


Текст документа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение