Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 мая 1999 г. N С5-7/УЗ-496 "О Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации"

Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ
от 6 мая 1999 г. N С5-7/УЗ-496
"О Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации"


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 12 марта 1999 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон), который подписан Президентом Российской Федерации 31 марта 1999 г. (N 69-ФЗ) и вступил в силу со дня его официального опубликования. Опубликован в "Российской газете" от 8 апреля 1999 г. N 67.

При этом предлагается обратить внимание на некоторые положения названного Закона.

1. В главе II Закона определены основы государственного регулирования газоснабжения в Российской Федерации.

В частности, в статье 5 установлено, что для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 8 Закона определены полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения. При этом предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению, а также устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

2. Особое место в Законе занимают правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения (гл.IV).

В частности, в статье 14 закреплена неделимость Единой системы газоснабжения. При этом установлено, что ликвидация организации-собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

Кроме того, установлено, что организация-собственник присоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией-собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.

В статье 15 определены особенности обращения акций организации-собственника Единой системы газоснабжения. Так, предусмотрено, что при купле-продаже акций этой организации, а также при проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственника указанных акций, доля акций иностранных граждан или организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных акций. Установлено также, что при проведении конкретных сделок доля акций организации-собственника Единой системы газоснабжения, которые принадлежат государству и могут быть реализованы иностранным гражданам или организациям, определяется Правительством Российской Федерации и во всех случаях, в том числе в случаях повторных эмиссий акций, не менее 35 процентов общего количества обыкновенных акций организации-собственника Единой системы газоснабжения находится в собственности Российской Федерации. Продажа указанных акций или отчуждение их иным способом могут быть осуществлены на основании федерального закона.

3. В Законе предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

При этом установлено, что по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.21).

4. В статье 22 определены основы установления акциза на природный газ. Предусмотрено, что предельная ставка акциза на природный газ устанавливается Федеральным законом "Об акцизах". При этом Правительство Российской Федерации может снижать ставку акциза на природный газ в зависимости от условий производства газа и конъюнктуры его рынка, а также ставку акциза на природный газ, поставляемый в рамках важных для Российской Федерации экспортных поставок.

В этой же статье определены случаи, когда акцизы на природный газ не устанавливаются.

5. В Законе установлено, что организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство (ст.26).

6. В главе VIII Закона определены правовые основы взаимоотношений организаций-собственников систем газоснабжения и организаций иных отраслей экономики. В частности, в статье 28 регулируется землепользование при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения, а в статье 29 устанавливаются правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем электроснабжения.

7. Правовые основы промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации закреплены в главе IX Закона. При этом особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения установлены в статье 32. В ней предусмотрено, в частности, что материальный ущерб, нанесенный организации-собственнику системы газоснабжения в результате умышленного ее блокирования или повреждения либо иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в установленном порядке виновными лицами или принявшими противоправные решения лицами. Материальный же ущерб, нанесенный организации-собственнику системы газоснабжения вследствие непреодолимой силы, возмещается за счет средств обязательного страхования.


Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

О.В. Бойков



Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 мая 1999 г. N С5-7/УЗ-496 "О Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации"


Текст письма опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 7


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.