Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661 "О Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации"

Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ
от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661
"О Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации"


1. В пункте 2 статьи 1 предусмотрено, что имущественные отношения возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются названным Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым данным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 33 (п.3) регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

3. Глава VIII Кодекса посвящена договору морской перевозки груза.

Так, в статье 115 (п.1) определено, что по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

В параграфе 8 указанной главы регулируются вопросы ответственности перевозчика, отправителя и фрахтователя.

4. В Кодексе определяются договор морского агентирования (ст.232), договор морского посредничества (ст.240) и договор морского страхования (ст.246).

5. В главе XVIII Кодекса регламентируются вопросы ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью.

5.1. В статье 316, в частности, предусмотрено, что собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных статьями 317 и 318 Кодекса.

5.2. Предусмотрена возможность ограничения ответственности собственника судна по отношению к одному инциденту (ст.320).

При этом установлено, что в целях ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 320 Кодекса собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения, либо, если такой иск не предъявлен, в суде или арбитражном суде, в которых иск может быть предъявлен. Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит суда или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и признаваемых достаточными судом или арбитражным судом (п.1 ст.322).

5.3. В пункте 5 статьи 322 предусмотрено, что в случае, если собственник судна после инцидента создал фонд ограничения ответственности в соответствии со статьей 322 Кодекса и имеет право на ограничение ответственности, то никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, причиненного вследствие данного инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна. Суд или арбитражный суд в данном случае выносит постановление об освобождении судна или иного принадлежащего собственнику судна имущества, на которое наложен арест по требованию возмещения ущерба от загрязнения, причиненного таким инцидентом, и также освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленные для предотвращения такого ареста.

При этом правила, установленные в указанном пункте, применяются в случае, если лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитражном суде, которые распоряжаются фондом ограничения ответственности, и такой фонд может быть действительно использован для удовлетворения требования такого лица (часть 2 п.5 ст.322).

5.4. Согласно статье 325 Кодекса иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна только в соответствии с правилами, установленными главой XVIII Кодекса.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения (п.4 ст.325).

6. Вопросы ответственности за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ регламентируются в главе XIX Кодекса.

6.1. Правила, установленные в данной главе, применяются к требованиям возмещения ущерба, причиненного в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, за исключением требований, вытекающих из договора морской перевозки груза и договора морской перевозки пассажира (п.1 ст.326).

6.2. В статье 331 предусмотрена возможность ограничения ответственности собственника судна.

В этих целях согласно статье 333 собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба, либо, если такой иск не предъявлен, в суде или арбитражном суде, в которых иск может быть предъявлен (п.1).

На таких же условиях может быть создан фонд ограничения ответственности страховщиком или иным предоставившим финансовое обеспечение лицом (п.3).

7. Вопросам спасания судов и другого имущества посвящена глава XX Кодекса.

7.1. Согласно статье 341 право на вознаграждение дают спасательные операции, имевшие полезный результат.

7.2. Критерии установления вознаграждения определены в статье 342. При этом предусмотрено, что суд, арбитражный суд или третейский суд не обязан устанавливать вознаграждение согласно этой статье в размере максимальной спасенной стоимости судна и другого имущества до определения специальной компенсации, подлежащей уплате согласно статье 343 Кодекса.

7.3. В статье 351 Кодекса установлена обязанность предоставить обеспечение требования спасателя.

Так, по просьбе спасателя лицо, ответственное за уплату вознаграждения или специальной компенсации в соответствии с правилами, установленными главой XX, предоставляет надлежащее обеспечение требования спасателя, в том числе проценты и судебные или арбитражные расходы (п.1 ст.351).

7.4. Согласно статье 352 Кодекса суд, арбитражный суд или третейский суд может посредством вынесения промежуточного решения постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том числе при необходимости на условиях обеспечения требования), которые являются справедливыми и разумными исходя из обстоятельств конкретного дела (п.1).

8. Вопросы ограничения ответственности по морским требованиям регулируются в главе XXI Кодекса.

8.1. В статье 354 определен круг лиц, имеющих право на ограничение ответственности, а в статье 355 установлены требования, по которым ответственность может быть установлена.

Определены и пределы ответственности (статьи 359, 360).

8.2. Вопросы создания фонда ограничения ответственности в суде или арбитражном суде решаются в статье 363 Кодекса.

При этом в статье 364 установлено, что все вопросы распределения фонда ограничения ответственности компетентен решать только суд или арбитражный суд, в которых такой фонд создан.

8.3. Препятствия для других исков установлены в статье 365 Кодекса.

9. Вопросы, связанные с морским залогом на судно, ипотекой судна или строящегося судна, решаются в главе XXII Кодекса.

10. Особое место в Кодексе занимает глава XXIII об аресте судна.

10.1. Для целей данной главы арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования, как оно определено в статье 389 Кодекса, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу (п.1 ст.388).

При этом установлено, что судно может быть арестовано только по морскому требованию (п.2 ст.388) и может быть арестовано даже тогда, когда оно готово отплыть (п.3 ст.388).

10.2. Определение морского требования дано в статье 389 Кодекса.

10.3. Судно может быть освобождено от ареста только на основании постановления суда, арбитражного суда или указанного в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейского суда при предоставлении достаточного обеспечения в приемлемой форме (п.1 ст.391).

При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер обеспечения, который не должен превышать стоимости судна (п.2 ст.391).

10.4. В статье 393 Кодекса определены меры защиты владельца арестованного судна.

В частности, предусмотрено, что суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейский суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста судна обязать лицо, требующее ареста судна или продления ареста судна, предоставить обеспечение в размере и на условиях, которые могут быть определены судом, арбитражным судом или указанным в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейским судом, в связи с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате ареста судна, в том числе в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за которые такое лицо может нести ответственность (п.1 ст.393).

11. Глава XXV Кодекса посвящена претензиям и искам, а также исковой давности.

11.1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту (п.1 ст.402).

11.2. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии (п.1 ст.403).

11.3. Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику (п.1 ст.404).

11.4. Порядок предъявления претензии определяется в статье 405 Кодекса.

11.5. Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст.406).

Со дня предъявления такой претензии течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока (п.2 ст.407).

Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее (п.1 ст.407).

11.6. Сроки исковой давности в отношении различных требований и порядок их исчисления определяются в параграфе 2 данной главы.

12. В статье 414 Кодекса определяется право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом.

В главе XXVI Кодекса решаются и другие вопросы, касающиеся применимого права.

13. Согласно статье 429 Кодекса правила, установленные этим Кодексом, применяются к отношениям, возникшим из торгового мореплавания после введения его в действие.

К отношениям, возникшим из торгового мореплавания до введения в действие Кодекса, правила, установленные этим Кодексом, применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.



Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661 "О Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации"


Текст письма опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 7


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.