Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2000 г. N 7821/99 ЗАО обратилось в суд с иском к Комитету по управлению имуществом города о понуждении заключить договор купли-продажи нежилого помещения. В удовлетворении иска отказано. В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 23 мая 2000 г. N 7821/99

ГАРАНТ:

См. также постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2000 г. N 3255/99, N 7822/99, N 7820/99, N 3259/99, N 3257/99, N 7867/99, N 7865/99, N 7864/99, N 7861/99, N 7859/99, N 3256/99, N 7858/99, N 7819/99, N 7823/99


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 20.01.99 и постановление апелляционной инстанции от 19.04.99 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-34/98-15.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество "Оренбургфармация" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Комитету по управлению имуществом города Оренбурга о понуждении заключить договор купли-продажи нежилого помещения площадью 107,9 кв. метра, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Дружбы, д.3.

Решением от 20.01.99 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.04.99 решение отменено, исковое требование удовлетворено.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, товарищество с ограниченной ответственностью "Оренбургфармация" (правопреемник - ЗАО "Оренбургфармация") выкупило основные и оборотные средства областного производственного объединения "Фармация" на основании договора аренды от 26.06.91 с правом выкупа, заключенного с Российским объединением "Росфармация", и дополнительного соглашения от 19.11.96 к этому договору, заключенному с Комитетом по управлению государственным имуществом Оренбургской области.

Спорное помещение истец занимает на основании договора аренды от 27.02.98 N 4-47p-134/2216, заключенного с Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга.

Апелляционная инстанция на основании пунктов 4.2 и 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 (далее - Основные положения), обязала Комитет по управлению имуществом города Оренбурга заключить договор купли-продажи, исходя из того, что право на выкуп помещения возникло у истца в силу законодательства о приватизации.

Цена помещения принята в редакции покупателя в соответствии с пунктом 4.9 Основных положений, которым установлено, что при выкупе арендованных нежилых помещений лицами, приватизировавшими имущество государственных (муниципальных) предприятий, цена выкупаемых помещений исчисляется по методике, утвержденной органами местного самоуправления, и не может превышать суммы годовой арендной платы, умноженной на соответствующий коэффициент.

Однако суд не учел, что заявка на выкуп нежилого помещения была подана после введения в действие Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Пунктом 2 статьи 4 названного Федерального закона порядок оценки стоимости приватизируемого муниципального имущества не отнесен к вопросам, регулируемым государственной программой приватизации государственного имущества в Российской Федерации.

Статья 26 Федерального закона регулирует порядок выкупа государственного или муниципального имущества, сданного в аренду. Однако пункт 3 этой статьи не относит к предмету ведения государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества.

Данный Федеральный закон не содержит ограничений для органов местного самоуправления в установлении порядка определения цены выкупаемого муниципального имущества. Поэтому к правоотношениям, возникшим после его введения в действие, не применим порядок определения стоимости выкупаемых помещений, предусмотренный пунктом 4.9 Основных положений.

Нельзя признать также законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в иске по мотиву отсутствия доказательств, подтверждающих право муниципальной собственности на нежилое помещение.

В деле имеется выписка из реестра объектов муниципальной собственности, в котором указаны спорные помещения.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение для уточнения выкупной цены помещения применительно к методике, утвержденной органом местного самоуправления.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 20.01.99 и постановление апелляционной инстанции от 19.04.99 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-34/98-15 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области.


И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.Юков




Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2000 г. N 7821/99


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.