Определение СК Верховного Суда РФ от 12 ноября 1999 г. N 5-В99-29 Военнослужащие, проходившие военную службу на территории стран СНГ и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст.15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

Определение СК Верховного Суда РФ от 12 ноября 1999 г. N 5-В99-29


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

     председательствующего -                                Кнышева В.П.,
     судей -                                               Горохова Б.А.,
                                                         Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 12 ноября 1999 г. по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Жуйкова на решение Чертановского межмуниципального суда г.Москвы от 9 октября 1998 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 1998 г. и постановление президиума Московского городского суда от 2 сентября 1999 г. дело по заявлению Разина Вячеслава Николаевича обязании жилищный комитет Южного административного округа г.Москвы поставить его на учет для обеспечения жилым помещением.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения Разина В.Н. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., согласившейся с протестом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

подполковник Разин В.Н. проходил военную службу на территории Таджикской ССР и 17 августа 1992 г.был уволен с действительной военной службы в запас по сокращению штатов.

В ноябре 1992 г. занимаемую в г.Душанбе трехкомнатную квартиру Разин В.Н. сдал квартирным органам Министерства обороны Республики Таджикистан и по предписанию Октябрьского райвоенкомата г.Душанбе от 5 ноября 1992 г. был направлен в г.Москву к избранному месту жительства.

С ноября 1992 г. Разин В.Н. проживает в г.Москве и с 1 декабря 1992 г. получает военную пенсию.

В связи с тем, что квартира в г.Москве по линии Министерства обороны Российской Федерации его семье предоставлена не была, 15 марта 1995 г. Разин В.Н. купил однокомнатную квартиру N 107 в д.3 корп.6 по ул.Харьковской в г.Москве, в которой проживает с женой, сыном 1972 г. рождения и дочерью 1983 г. рождения.

В связи с отказом жилищного комитета Южного административного округа г.Москвы поставить его и членов его семьи на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий Разин В.Н. обратился в суд с заявлением об обязании жилищный комитет Южного административного округа г.Москвы поставить его на учет для обеспечения жилым помещением, ссылаясь на то, что право военнослужащего по своему усмотрению после увольнения с военной службы выбрать место жительства и право на получение по новому месту жительства квартиры из государственного или муниципального жилого фонда закреплено в Законе Российской Федерации "О статусе военнослужащего", но реализовать свои права он не может, поскольку жилищные органы при постановке на учет руководствуются не федеральным законодательством, а местными нормативными правовыми актами, которые не предусматривают возможности предоставления квартиры военнослужащим, не проживавшим до призыва на военную службу в г.Москве и не призванными на службу из г.Москвы.

Решением Чертановского межмуниципального суда г.Москвы от 9 октября 1998 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 1998 г. заявление Разина В.Н. было оставлено без удовлетворения.

Постановлением президиума Московского городского суда от 2 сентября 1999 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на указанные судебные постановления был оставлен без удовлетворения.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М.Жуйкова поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решение суда мотивировано тем, что Разин В.Н. проходил военную службу в вооруженных силах Республики Таджикистан, до 1993 г. являлся гражданином этой республики, после увольнения с военной службы выбрал место жительства в г.Душанбе, где был обеспечен жильем, в связи с чем Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих", введенный в действие с 1 января 1993 г., на него не распространяется; в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с государствами участниками СНГ жилье Разину В.Н. в г.Москве должны были заблаговременно приобрести соответствующие органы Республики Таджикистан, которым заявитель сдал квартиру в г.Душанбе.

Между тем, данных о том, что Разин В.Н. являлся военнослужащим национальных вооруженных сил Республики Таджикистан, принял таджикское гражданство и после увольнения с военной службы выбрал место жительства в г.Душанбе, в деле нет, в связи с чем решение в этой части не может быть признано соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела. Выводы же суда о том, что Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" на заявителя не распространяется, и что в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с государствами участниками СНГ жилье Разину В.Н. в Российской Федерации должны были заблаговременно приобрести соответствующие органы Республики Таджикистан, противоречат нормам материального права.

В соответствии со ст.1 "Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", заключенного в г.Минске 14 февраля 1992 года и введенного в действие с момента подписания, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Статья 2 Соглашения предусматривает обязанность государств Содружества своим законодательством установить и обеспечить всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе право получать пенсию и право после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства.

В ст.3 Соглашения предусмотрено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.

Из материалов дела усматривается, что при увольнении из вооруженных сил Разину В.Н. было выдано удостоверение о праве на льготы, в том числе о праве на обеспечение жильем в соответствии с ранее действовавшими нормативно-правовыми актами СССР (л.д.7).

Право военнослужащих на получение квартиры по избранному после увольнения со службы месту жительства было подтверждено с принятием Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в ч.6 ст.15 которого предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Каких бы то ни было ограничений в применении названного Закона в отношении лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах СССР на территории бывших союзных республик и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, ни в самом Законе, ни в иных нормативных правовых актах, включая международные соглашения Российской Федерации, не имеется. Напротив, в ст.62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2288, Федеральных законов от 03.12.94 N 55-ФЗ, от 29.04.95 N 69-ФЗ, от 09.05.96 N 42-ФЗ) было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.

Переходный период согласно п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г.N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. постановлений ВС Российской Федерации от 19.05.93 N 4983-1, от 21.07.93 N 5481/1-1) был установлен до 31 декабря 1994 г.

Указанный переходный период в связи с подписанием Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был продлен двухсторонними соглашениями Российской Федерации с Республикой Таджикистан на пять лет (Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области, подписанный в Москве 25 мая 1993 г., ратифицированный Постановлением ВС Российской Федерации от 15.07.93 N 5444-1 и вступивший в силу 17 ноября 1993 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе воинских формирований вооруженных сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, подписанное в Москве 25 мая 1993 г., ратифицированное Постановлением ВС Российской Федерации от 15.07.93 N 5445-1 и вступившее в силу 17 ноября 1993 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о финансовом обеспечении воинских формирований вооруженных сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, на переходный период, подписанное в Москве 25 мая 1993 г. и ратифицированное Постановлением ВС Российской Федерации от 15.07.93 N 5446-1).

В настоящее время действует Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с п.14 ст.15 которого военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

После увольнения из вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями Разин В.Н., имевший общую продолжительность военной службы более 10 лет, с семьей прибыл в г.Москву для постоянного проживания, сдав ранее имевшееся у него жилое помещение жилищным органам Республики Таджикистан. Пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации и Московский городской военкомат подтвердили статус Разина В.Н., как военнослужащего, на которого распространяется Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащего" и выплачивают ему военную пенсию (л.д. 79). Таким образом, на заявителя в полном объеме распространялись нормы ранее действовавшего Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащего" и нормы действующего в настоящее время Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе нормы о праве на получение жилья по избранному им месту жительства в г.Москве.

Нормы иных правовых актов ниже федеральных законов, ограничивающие право военнослужащих на свободный выбор места жительства после увольнения с военной службы, в силу ст.76 Конституции Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела судом применены быть не могли.

Ссылка суда на то, что "Соглашением между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли; при этом государство-участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства-участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства), является необоснованной.

В подписанном в Минске 14 февраля 1992 г. Соглашении такой нормы нет.

Эта норма содержится в ст.4 подписанного в г.Москве 28 марта 1997 года "Соглашении об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств". Однако, до настоящего времени это Соглашение не вступило в силу, в связи с чем применение судом его положений является неправомерным.

Порядок признания военнослужащих, уволенных с военной службы, нуждающимися в улучшении жилищных условий в настоящее время регулируется "Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054. Эти правила не содержат положений, препятствующих признанию Разина В.Н. нуждающимся в получении жилого помещения на момент его обращения с ходатайством о постановке на учет в октябре 1996 г.

Фактические обстоятельства дела судом установлены правильно, в связи с чем в соответствии с п.5 ст.329 Гражданского процессуального кодекса РСФСР у Судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации имеется возможность вынести по делу новое решение об удовлетворении жалобы Разина В.Н.

На основании п.5 ст.329, п.п.1 и 2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Чертановского межмуниципального суда г.Москвы от 9 октября 1998 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 1998 г. и постановление президиума Московского городского суда от 2 сентября 1999 г.отменить и вынести новое решение об удовлетворении жалобы Разина Вячеслава Николаевича.

Признать отказ жилищного комитета Южного административного округа г.Москвы поставить Разина Вячеслава Николаевича в октябре 1996 г. на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в г.Москве незаконным.

Обязать жилищный комитет Южного административного округа г.Москвы поставить Разина Вячеслава Николаевича и членов его семьи: жену Разину Елену Николаевну, сына Разина Виктора Вячеславовича и дочь Разину Валерию Вячеславовну, - проживающих по адресу: г.Москва, ул. Харьковская, д.3/6, кв.107, - на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечить их жилым помещением в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

ГАРАНТ:

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2000 г. N 5-Г00-117, оставленным без изменения Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 111пв-01пр, разъяснено, что жилищный комитет Южного административного округа г. Москвы обязан в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставить семье Р.В.Н. из 4 человек в трёхмесячный срок жилое помещение по нормам, установленным "Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Москве", независимо от финансирования расходов на эти цели из федерального бюджета



Определение СК Верховного Суда РФ от 12 ноября 1999 г. N 5-В99-29


Текст определения размещен на сервере Верховного суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение