Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. О признании недействительным постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 1997 г. N 55 "Об утверждении инструкции о порядке формирования и использования средств республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 11-Г01-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А., Василевской В.П.,

рассмотрела в судебном заседании 16 февраля 2001 г. по кассационному протесту прокурора на решение Верховного Суда республики Татарстан от 14 декабря 2000 г. дело по заявлению и.о. прокурора Республики Татарстан о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 1997 года N 55 "Об утверждении инструкции о порядке формирования и использования средств республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" (в редакции постановления KM PT от 29.08.99 N 544) противоречащим федеральному законодательству.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., поддержавшей кассационный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

и.о. прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 1997 года N 55 "Об утверждении инструкции о порядке формирования и использования средств республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" (в редакции постановления KM PT от 29.08.99 N 544), ссылаясь на то, что этим постановлением незаконно установлены отчисления средств во Внебюджетный республиканский фонд общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Статьей 19 Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" средства республиканского фонда НИОКР консолидированы в бюджет, а в ст.39 установлена ставка отчислений в фонд НИОКР и утвержден бюджет фонда на 2000 год.

Оспариваемое постановление, по мнению заявителя, противоречит Конституции Российской Федерации и нормам федерального законодательства, поскольку вводит обязательный платеж налогового характера, не предусмотренный федеральным законодательством.

Законом РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции закона от 8.07.99 г.) установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, в том числе региональных. Этим законом отчисления в фонд НИОКР не предусмотрены. Не предусмотрены они и статьями 12-15 Налогового кодекса РФ, который введен в действие с 1 января 2001 года.

Кроме того, ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.89 Конституции РТ и действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти.

Решением Верховного Суда республики Татарстан от 14 декабря 2000 г. заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.

В кассационном протесте поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В обоснование своего решения суд указал на то, что согласно п.п.4 и 6 ст.76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Внебюджетный республиканский фонд общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (фонд НИОКР) создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 октября 1993 года N 591 в целях обеспечения финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции (работ, услуг) в республике.

Инструкцией, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 1997 года N 55, предусмотрено, что отчисления в фонд НИОКР включаются в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); фонд НИОКР состоит из централизованной и нецентрализованной частей. Согласно п.2.4 Инструкции ставка отчислений установлена в 1,5%, при этом 1% остается в распоряжении организаций в течении календарного года для целевого финансирования собственных работ (нецентрализованная часть), 0,5% перечисляется в централизованную часть фонда.

В соответствии с п.3.1 данной Инструкции средства фонда НИОКР предоставляются юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, расположенным на территории Республики Татарстан, предложившим эффективные инвестиционные проекты по производствам на территории республики, решающие проблемы приоритетных направлений развития экономики республики.

С учетом изложенных положений суд посчитал, что установленные обжалуемым постановлением платежи не являются налогом, так как не обладают всеми установленными ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации признаками, а именно: эти платежи взимаются не в целях финансового обеспечения государства и (или) муниципальных образований, а в целях финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и предоставляются юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы (в том числе, являющимся плательщиками этих отчислений). Суд указал в решении на то, что содержащаяся в п.7.1 данной Инструкции ссылка об ответственности плательщиков сбора в соответствии с действующим налоговым законодательством, не меняет правовую природу данных платежей.

Суд также указал на то, что создание подобных фондов и установление таких платежей не противоречит федеральному законодательству. Согласно п.8 ст.15 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" в федеральных органах исполнительной власти, коммерческих организациях, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Порядок образования и использования внебюджетных фондов органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Включение средств данного Фонда в Республиканский бюджет, по мнению суда, не противоречит и федеральному бюджетному законодательству, поскольку в соответствии с ч.2 ст.2 Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют полномочия государственной власти, в том числе, формируют республиканский бюджет, устанавливают и взимают республиканские налоги.

Решение суда основано на неправильном толковании и применении норм материального права и законным быть признано не может.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Это положение распространяется на все без исключения платежи, независимо от того, на какие цели и в какие фонды эти платежи поступают.

Статья 8 Налогового кодекса РФ предусматривает:

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии со статьей 3 Налогового Кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Вывод суда о том, что установленные Постановлением Кабинета Министров от 22.01.97 N 55 платежи в фонд НИОКР в соответствии со ст.8 НК РФ не являются налогом или сбором в терминах Налогового кодекса РФ, является неправильным. Исходя из положений Инструкции "О порядке формирования и использования средств республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ", установленные ею обязательные отчисления взимаются и используются для решения проблем приоритетных направлений развития экономики республики. Согласно ст.ст.19, 20 Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" средства целевого бюджетного фонда НИОКР консолидированы в бюджете Республики Татарстан и определены в качестве одного из основных источников его формирования, а в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Исходя из этого, правильным является довод протеста о том, что установленные правительством Республики Татарстан обязательные отчисления в фонд НИОКР имеют все признаки налога, установленные ст.8 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом. В настоящее время действует Закон РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.07.99 N 142-ФЗ), которым определен исчерпывающий перечень налогов и сборов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Этим Законом не предусмотрены обязательные отчисления (платежи) в фонд общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Не предусмотрены обязательные сборы (отчисления) в фонд НИОКР и статьями 12-15 Налогового кодекса РФ.

Правильно указано в протесте прокурора и на то, что, в соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.89 Конституции Республики Татарстан и действующим законодательством о налогах и сборах исключается возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти. В силу ст.76 Конституции Российской Федерации органам государственной власти Республики Татарстан предоставлено право устанавливать и взимать республиканские налоги согласно перечню, установленному федеральным налоговым законодательством.

В соответствии со ст.15 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", на который суд сослался в своем решении, в федеральных органах исполнительной власти, коммерческих организациях, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.

Эта норма Федерального закона истолкована судом неправильно, поскольку в ней не предусмотрена возможность установления и взимания обязательных платежей с юридических лиц для формирования средств внешних для предприятия фондов, не принадлежащих предприятию, формируемого не самим предприятием и не для выполнения его собственных исследований и экспериментальных разработок.

Решение суда вынесено с нарушением норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с п.4 ст.305 ГПК РСФСР находит возможным вынести новое решение об удовлетворении требований прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании п.4 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2000 г. отменить и вынести новое решение, которым постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 1997 года N 55 "Об утверждении инструкции о порядке формирования и использования средств республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" (в редакции постановления КМ РТ от 29.08.99 N 544) признать недействительным.


Председательствующий

(подпись)


Судьи

(подпись)


Постановлением Кабинета Министров субъекта РФ была утверждена инструкция, которой определен порядок формирования и использования средств регионального фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Посчитав, что данным постановлением устанавливается налоговый платеж, не предусмотренный федеральным законом, прокурор субъекта РФ обжаловал его в суд. Учитывая, что спорный платеж взимается не в целях финансирования государства, а в целях финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, суд первой инстанции пришел выводу о том, что данный платеж не является налогом, и отказал в удовлетворении требований прокурора.

Данное решение суда послужило основанием для обращения прокурора с кассационным протестом в Верховный Суд РФ.

В комментируемом определении Верховный Суд на основе анализа оспариваемого нормативного правового акта указал, что вышеназванный платеж взимается и направляется на решение задач развития экономики субъекта РФ.

Кроме того, законом о бюджетной системе данного субъекта РФ предусмотрено, что средства фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ консолидированы в бюджете субъекта РФ и являются одним из основных источников его формирования.

Между тем согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Таким образом, спорный платеж направляется на финансирование деятельности субъекта РФ, что, наряду с другими его признаками, свидетельствует о налоговом характере данного платежа.

В то же время ни Закон РФ от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", ни НК РФ названный платеж не предусматривают.

Согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ.

На основании изложенного Верховный Суд отменил решение суда первой инстанции ввиду нарушения им норм материального права и признал оспариваемый нормативный правовой акт недействительным.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 11-Г01-8


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.