Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 11-Г01-21 Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий закона республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 11-Г01-21


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе

председательствующего В.П.Кнышева

судей В.И.Нечаева и Б.А.Горохова

рассмотрела в судебном заседании 6 марта 2001 г. кассационный протест старшего прокурора отдела прокуратуры республики Татарстан Галиуллиной Р.Ш., участвующей в рассмотрении дела судом первой инстанции, на решение Верховного суда республики Татарстан от 9 января 2001 г., которым отказано в удовлетворении заявления и.о. республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий закона республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления".

Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснения представителей Государственного Совета республики Татарстан Сафроновой А.Ю. и Логинова В.П., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей оставить решение суда без изменения, протест без удовлетворения, исследовав материалы дела, коллегия установила:

Государственный Совет республики Татарстан принял закон республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" от 30 ноября 1994 г., который действует в редакции от 25 мая 1995 г. Этим законом установлены в районах, городах республиканского подчинения представительные органы государственной власти - Советы народных депутатов, а также исполнительно-распорядительные органы государственной власти - администрации административно-территориальных единиц. И.о. прокурора республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании данного закона противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий, считая, что на уровне городов и районов должны создаваться муниципальные образования; федеральным законодательством не предусмотрены органы государственной власти на уровне городов и районов.

Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационном протесте старший прокурор отдела прокуратуры республики Татарстан Галиуллина Р.Ш., участвующая в рассмотрении дела судом первой инстанции, просит отменить решение суда. Кассационный протест обоснован теми же мотивами, что и заявление, предъявленное в суд первой инстанции. Обсудив доводы кассационного протеста, коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции коллегия проверяет в пределах кассационного протеста.

Согласно ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения (подп."л" п.2 ст.5 Федерального закона).

ГАРАНТ:

См. также Обзор судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.


По смыслу приведенных правовых норм, в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут входить представительные и исполнительные органы государственной власти таких административно-территориальных образований субъекта Российской Федерации как, в частности, районов и городов. Установление районов и городов в качестве административно-территориальных устройств субъекта Российской Федерации осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Что касается доводов по поводу местного самоуправления, то в соответствии с п.1 ст.131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.11 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Таким образом, создание в республике Татарстан органов государственной власти на уровне районов и городов не противоречит федеральному законодательству. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти республики Татарстан, в том числе администрации районов и городов образуют, по п.3 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Более того, районы включают в себя сельские поселения, а также другие территории, поэтому наделение районов правами местного самоуправления (доводы в заявлении и кассационном протесте) означало бы, что сельские поселения, а также и другие территории в нарушение п.1 ст.131 Конституции Российской Федерации лишались бы прав муниципального образования и становились подразделениями районного муниципального образования.

Дело рассматривалось судом первой инстанции в пределах оснований и предмета, указанных и.о. прокурора республики Татарстан в заявлении, поданном в суд.

Руководствуясь ст.ст.304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:

оставить решение Верховного суда республики Татарстан от 9 января 2001 г. без изменения, кассационный протест старшего прокурора отдела прокуратуры республики Татарстан Галиуллиной Р.Ш. без удовлетворения.


Председательствующий:
Судьи:





Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 11-г01-21


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.