Определение СК Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 11-ГО1-20 Об отказе в удовлетворении заявления о признании закона республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству недействительным и не порождающим правовых последствий

Определение СК Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 11-ГО1-20


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе

председательствующего                                       В.П.Кнышева
судей                                                       В.И.Нечаева и
                                                            Б.А.Горохова

рассмотрела в судебном заседании 6 марта 2001 г. кассационный протест старшего прокурора отдела прокуратуры республики Татарстан Галиуллиной Р.Ш., участвующей в рассмотрении дела судом первой инстанции, на решение Верховного суда республики Татарстан от 9 января 2001 г., которым отказано в удовлетворении заявления и.о. республики Татарстан о признании закона республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий.

Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснение представителей Государственного Совета республики Татарстан Сафроновой А.Ю. и Логинова В.П., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей оставить решение суда без изменения, протест без удовлетворения, исследовав материалы дела, коллегии установила.

И.о. прокурора республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании закона республики Татарстан "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов республики Татарстан" от 30 ноября 1994 г., в редакции от 21 июля 1999 г. и 21 января 2000 г., противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий. Заявление обосновано тем, что этот закон противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационном протесте старший прокурор отдела прокуратуры республики Татарстан Галиуллина Р.Ш., участвующая в рассмотрении дела судом первой инстанции, просит отменить решение суда, считая ошибочным вывод суда о том, что местные Советы народных депутатов входят в систему представительных органов государственной власти Республики Татарстан и не являются органами местного самоуправления. В протесте утверждается также, что органы государственной власти устанавливаются лишь на уровне субъекта Российской Федерации. Обсудив доводы кассационного протеста, коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции коллегия проверяет в пределах кассационного протеста.

Согласно ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения (подп. "л" п.2 ст.5 Федерального закона).

По смыслу приведенных правовых норм, в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут входить представительные органы государственной власти таких административно-территориальных образований субъекта Российской Федерации как, в частности, районов и городов. Установление районов и городов в качестве административно-территориальных устройств субъекта Российской Федерации осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

По содержанию оспариваемый закон в его связи с законом республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" от 30 ноября 1994 г., в редакции от 25 мая 1995 г., регулирует выборы в представительные органы государственной власти на уровне районов и городов республики Татарстан. К выборам в органы местного самоуправления оспариваемый закон отношения не имеет и поэтому нельзя говорить о его противоречии Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления".

Дело рассматривалось судом первой инстанции в пределах оснований и предмета, указанных и.о. прокурора республики Татарстан в заявлении, поданном в суд. В связи с этим и изложенными обстоятельствами оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила

оставить решение Верховного суда республики Татарстан от 9 января 2001 г. без изменения, кассационный протест старшего прокурора отдела прокуратуры республики Татарстан Галиуллиной Р.Ш. без удовлетворения.


Председательствующий:
Судьи:





Определение СК Верховного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 11-ГО1-20


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.