Определение СК Верховного Суда РФ от 23 февраля 2001 г. N 58-Г01-6 О признании недействительными, недействующими и не подлежащими применению абзацев третьего, четвертого и пятого пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. N 78 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" и п. 11.2 "Положения о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", утвержденного постановлением Главы администрации Хабаровского края от 3 июля 2000 г. N 238

Определение СК Верховного Суда РФ от 23 февраля 2001 г. N 58-Г01-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:


     председательствующего                                  Нечаева В.И.,
     судей                                                 Горохова Б.А.,
                                                         Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании 23 февраля 2001 г. по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края и Администрации Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2000 г. дело по заявлениям Чуева Н.В., Петухова К.В., Литовской Н.В. и ООО "Диора" о признании недействительными, недействующими и не подлежащими применению абзацев третьего, четвертого и пятого пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 25.11.98 г. N 78 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" и п. 11.2 "Положения о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", утвержденного постановлением Главы администрации Хабаровского края от 3.07.2000 г. N 238.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителей Чуева Н.В. Гущиной О.Ю. (доверенность N 9322 от 7.09.2000 г.) и Теньковой Ю.А. (доверенность N 545 от 16.02.2001 г.), представителя Литовской Н.В. Белянковой М.Г. (доверенность N 5608 от 20.11.2000 г.), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

заявлениям Чуев Н.В., Петухов К.В., Литовской Н.В. и ООО "Диора" обратились в суд с заявлениями о признании недействительными, недействующими и не подлежащими применению абзацев третьего, четвертого и пятого пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 25.11.98 г. N 78 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" и п. 11.2 "Положения о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", утвержденного постановлением Главы администрации Хабаровского края от 3.07.2000 г. N 238, ссылаясь на то, что эти нормы краевого законодательства противоречат федеральному налоговому законодательству.

Решением Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2000 г. требования заявителей были удовлетворены в полном объеме.

В кассационных жалобах Законодательной Думы Хабаровского края и Администрации Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела следует, что 25 ноября 1998 г. был принят Закон Хабаровского края N 78 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", действующий в редакции Законов Хабаровского края от 17.12.98 N 80, от 27.01.99 N 94, от 23.02.99 N 98, от 02.03.99 N 99, от 30.03.99 N 104, от 24.05.99 N 122, от 7.07.99 N 143, от 26.01.2000 N 181, от 05.04.2000 N 197, от 26.04.2000 N 218, от 04.07.2000 N 224 , от 25.07.2000 N 232, от 28.11.2000 N 261 и от 28.11.2000 N 267.

Пунктом 7 статьи 3 этого краевого закона предусмотрено, что розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, за исключением торговли продукцией собственного производства на ярмарках, выставках, проводимых по решениям органов государственной власти и местного самоуправления, продолжительностью не более пяти дней.

В целях настоящего закона к розничной торговле приравнивается продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам - учреждениям социального назначения, определяемым главами муниципальных образований (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.), за наличный и по безналичному расчету из розничной торговой сети для организации питания обслуживаемых ими категорий населения.

Не подпадают под действие настоящего закона в течение следующего календарного года налогоплательщики в части налогообложения единым налогом деятельности торгового заведения (магазины, палатки, павильоны, ларьки и другие места торговли) в сфере розничной торговли, если в течение 12 месяцев, предшествующих кварталу, в котором представляется расчет единого налога на следующий календарный год, совокупный размер валовой выручки по розничной торговле данного торгового заведения превысил 7 миллионов рублей.

Не подпадают под действие настоящего закона в течение следующего календарного года налогоплательщики в части налогообложения единым налогом деятельности торгового заведения (магазины, палатки, павильоны, ларьки и другие места торговли) в сфере розничной торговли, осуществляемой менее 12 месяцев, если среднемесячный размер валовой выручки от розничной торговли данного торгового заведения за период осуществления деятельности, предшествующий месяцу представления расчета единого налога на следующий календарный год, превысил 583 тысяч рублей.

Не подпадают под действие настоящего закона налогоплательщики в течение первого календарного года осуществления деятельности в сфере розничной торговли, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором представляется расчет единого налога на очередной период, в части налогообложения единым налогом деятельности торгового заведения (магазины, палатки, павильоны, ларьки и другие места торговли) в сфере розничной торговли, если в течение периода осуществления деятельности, предшествующего месяцу представления расчета единого налога, среднемесячный размер валовой выручки от розничной торговли данного торгового заведения превысил 583 тысяч рублей.

Не являются плательщиками единого налога налогоплательщики - юридические лица в части уплаты за деятельность аптек и аптечных пунктов, одновременно осуществляющих реализацию лекарственных средств групп А и Б, отпуск лекарственных форм по льготным рецептам, изготовление лекарственных форм и ведущих рецептурный учет наряду с безрецептурным отпуском лекарств.

Не являются плательщиками единого налога организации почтовой связи в части уплаты единого налога за отделения связи, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли товарами (по перечню, утвержденному главой администрации края), обеспечивающие процесс предоставления услуг основной деятельности.

Не являются плательщиками единого налога организации почтовой связи в части уплаты единого налога за розничную торговлю товарами повседневного спроса (по перечню, утвержденному главой администрации края), осуществляемую отделениями связи, расположенными в населенных пунктах, отнесенных в соответствии с приложением 2 к настоящему закону к категории "прочие населенные пункты", с применением корректирующего коэффициента (Е) = 0,36, и осуществляющими деятельность в соответствии с приложением 3 к настоящему закону на территориях в границах сельской и поселковой черты, с применением корректирующего коэффициента (F) = 1,1. (п. 7 в ред. Законов Хабаровского края от 26.01.2000 N 181 и от 05.04.2000 N 197).

Вывод суда о том, что абзацы 3, 4 и 5 данного пункта статьи 3 закона Хабаровского края противоречат Федеральному закону от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 31.03.99 N 63-ФЗ), является правильным.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В силу пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, причем в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанным федеральным законом.

В ч. 2 ст. 1 Федерального закона приведен перечень элементов налогообложения, определение которых относится к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим перечнем нормативными правовыми актами законодательным (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются:

1) сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 данного Федерального закона;

2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;

3) налоговые льготы;

4) порядок и сроки уплаты единого налога;

5) иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законами Хабаровского края N 98 от 23.02.99 г., N 181 от 26.01.2000 г., от 05.04.2000 г. N 197 "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в закон Хабаровского края были внесены дополнения, выходящие за рамки установленного Федеральным законом перечня вопросов, отнесенных к ведению субъекта Российской Федерации, а именно, определено, что налогоплательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели в части налогообложения единым налогом деятельности торгового заведения в сфере розничной торговли, если среднемесячный размер валовой выручки по розничной торговле данного торгового заведения превышает 583 тысячи рублей (годовой размер валовой выручки по розничной торговле по данному торговому заведению превышает 7 миллионов рублей) (абзац третий, четвертый и пятый пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае").

Такое разделение категорий налогоплательщиков по размеру валовой выручки не предусмотрено Федеральным законом.

Довод Законодательной Думы Хабаровского края о том, она правомочна была ввести данное ограничение, так как оно относится к пункту 5 вышеуказанного перечня, т.е. к иным особенностям взимания единого налога, правильно признан судом необоснованным.

Ограничение круга плательщиков единого налога не может относится к иным особенностям взимания единого налога, так как иные особенности субъект Российской Федерации вправе устанавливать только в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не произвольно. Пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации могут определять только следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному налогу. Это исчерпывающий перечень особенностей взимания регионального налога, которые вправе самостоятельно устанавливать представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольно, без ссылок на соответствующие нормы федерального законодательства определять круг плательщиков налога.

Таким образом, Законодательная Дума Хабаровского края не вправе была самостоятельно ограничивать круг плательщиков единого налога по сравнению с Федеральным законом, исходя из размера валовой выручки плательщиков единого налога.

Введение ограничения плательщиков единого налога по валовой выручке Законодательная Дума Хабаровского края обосновывала необходимостью учета особенностей осуществления деятельности и уровня доходности субъектов предпринимательской деятельности при значительных объемах выручки торговых заведений.

Между тем, в пункте 2 статьи 5 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предусмотрена возможность учета особенностей осуществления деятельности и уровня доходности при различных объемах выручки торговых заведений, но не с помощью установления неравенства субъектов налоговых правоотношений, а путем учета в формулах расчета вмененного дохода значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, определяемых в зависимости от: типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность; места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие); характера местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вне населенного пункта и от других факторов.

В связи с ведением ограничения круга плательщиков единого налога прекращения обязанности по уплате налога, как ошибочно полагает Законодательная Дума Хабаровского края, не происходит. В данном случае имеет место незаконная замена одного налога на несколько налогов и обязательных платежей, которые по сравнению с этим налогом более тяжелым налоговым бременем лягут на налогоплательщика.

Обоснованно удовлетворены судом и требования заявителей о признании недействительным п. 11.2 "Положения о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", утвержденного постановлением Главы администрации Хабаровского края от 3.07.2000 г. N 238, поскольку основан он на признаваемых недействительными абзацах 3, 4 и 5 п. 7 ст. 3 Закона Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае".

Довод Законодательной Думы Хабаровского края о том, что Закон Хабаровского края уже был предметом рассмотрения в Хабаровском краевом суде правильно признан судом необоснованным. Требования о признании недействительности ограничений по валовой выручке ранее не заявлялись и судом не рассматривались.

На основании п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

Решение Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2000 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Законодательной Думы и Администрации Хабаровского края - без удовлетворения.



Определение СК Верховного Суда РФ от 23 февраля 2001 г. N 58-Г01-6


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение