Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2001 г. "Установление субъектом Российской Федерации уровня социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов ниже гарантированного федеральными нормативными правовыми актами является неправомерным" (извлечение)

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2001 г.
"Установление субъектом Российской Федерации уровня социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов ниже гарантированного федеральными нормативными правовыми актами является неправомерным"
(извлечение)


Прокурор Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз.1 и 2 подп.1.1 п.1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области (далее - Перечень), утвержденного постановлением главы администрации Ростовской области от 17 марта 1999 г. N 85. Он утверждает, что эти нормы не соответствуют положениям чч.3, 4 ст.4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ограничивают предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей.

Решением Ростовского областного суда от 28 декабря 2000 г. заявление прокурора Ростовской области удовлетворено.

В кассационной жалобе заместитель главы администрации Ростовской области поставил вопрос об отмене решения и принятии нового решения об оставлении заявления прокурора области без удовлетворения по тем основаниям, что оспариваемые положения Перечня основаны на упомянутом Федеральном законе, ему не противоречат, правовой обязанности воспроизводить в акте субъекта Российской Федерации полный перечень гарантированных социальных услуг, определенных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151, не установлено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 марта 2001 г. оставила жалобу без удовлетворения, указав следующее.

Абзацами 1 и 2 подп.1.1 п.1 Перечня предусмотрено, что названным категориям лиц предоставляется горячее питание (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания); спальное место в специальном помещении, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, и индивидуальные постельные принадлежности (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания).

Удовлетворяя заявление прокурора Ростовской области, суд исходил из того, что Перечень гарантированных социальных услуг, действующий на территории Ростовской области, не соответствует Федеральному перечню, а поскольку он является обязательным к применению для государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания области, то должен содержать перечень предоставляемых услуг в том объеме, какой гарантирован на федеральном уровне.

Вывод суда является правильным, поскольку названный Перечень, установленный для Ростовской области, не соответствует чч.3 и 4 ст.4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также названному Федеральному перечню, в котором предоставляемые указанному кругу лиц услуги не обусловлены наличием такой возможности у учреждения социального обслуживания.

Данный вывод суда не оспаривается в кассационной жалобе. Вместе с тем в ней утверждается, что администрация Ростовской области была вправе не воспроизвести все услуги, которые перечислены в Федеральном перечне услуг, так как постановление Правительства Российской Федерации содержит рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не императивные предписания.

С таким доводом согласиться нельзя. Федеральные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации, а предоставление социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области в меньшем объеме является незаконным и вступает в противоречие с упомянутым Федеральным законом, в ст.3 которого указано, что деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания и обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В абз.1 и 2 подп.1.1 п.1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области, количество услуг предусмотрено меньше гарантированного федеральными нормативными правовыми актами, что не обеспечивает равенство возможностей их получения и доступности.

Доводы кассационной жалобы неубедительны и не могут повлечь отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ростовского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу заместителя главы администрации Ростовской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2001 г. "Установление субъектом Российской Федерации уровня социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов ниже гарантированного федеральными нормативными правовыми актами является неправомерным" (извлечение)


Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 2001 г., N 10, стр. 1


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.